Опубликовано: 1485

Направления внешнеполитической деятельности Пекина в XXI веке

Направления внешнеполитической деятельности Пекина в XXI веке

Центрально-азиатский регион со своими запасами полезных ископаемых и постоянной проблемой нехватки водных ресурсов на протяжении многих лет обращал на себя внимание мирового сообщества.

Расположенные в регионе страны с разными экономическими и политическими системами постоянно были объектами пристального внимания со стороны Запада и США. Но фактически на каждом географическом пространстве, как и в любой игре, есть ведущие игроки и запасные. В Центральной Азии одним из ведущих игроков является Китай. Китай в настоящее время - одно из самых прогрессирующих государств мира. Он по многим позициям стоит впереди многих стран мира и по количеству граждан, по многоэтничности, и по росту экономического развития. Государство, в основании которого стоит древнейшая цивилизация, сплоченное единой идеологией и находящееся под контролем правительства не только достойно уважения, но и изучения по многим аспектам его жизнедеятельности. Еще предстоит исследовать многие составляющие успеха Китая, даже такой параметр, как валовой продукт на душу населения. Когда США понадобилось 47 лет, чтобы удвоить свой валовой продукт, Японии - 33 года, Южной Корее - 10 лет, - Китай уже сейчас по оценке Всемирного банка является 4-м мировым центром экономического развития наряду с США, Японией и Германией. И поэтому Китай в XXI веке может изменить свою внешнеполитическую доктрину. Распространить и углубить свое влияния в регионе - в этом плане Пекин будет готов к продвижению за свои пределы в четырех географических направлениях, которые обусловлены национальными интересами КНР. Итак, первое направление. Оно обещающе выглядит для Пекина, так как в нем расположены республики Центральной Азии. При этом социально-политическая ситуация сложившаяся в настоящее время, экономическое положение, и возможность защищать свои национальные интересы у данных республик не соответствуют их амбициям. После распада СССР на этом участке образовался вакуум силы, который в совокупности с неопределенностью политических лидеров республик в выборе программ развития позволил активизировать внутри стран ЦА свою деятельность многим развитым странам. Уместно заметить, что тактика Пекина не направлена на открытую экспансию или давление на центрально-азиатские республики. И если Россия уже основала в Таджикистане и Кыргызстане военные базы, США преуспела в Кыргызстане и Узбекистане, то Пекин не торопит события. В этой сфере у Вашингтона и Москвы имеются гораздо больше шансов закрепить свое влияние пускай даже и через военное присутствие. Китай осознает, что в данном случае гораздо выгоднее и дальновиднее проводить политику экономического, торгового, промышленного сотрудничества с центрально-азиатскими республиками, в котором условия будут диктоваться Пекином. И в этом плане у Китая уже есть багаж "скромных успехов" в Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане в виде заключения всевозможных межгосударственных соглашений в области торговли, промышленности, нефте- и газопроводов и др. В настоящее время Китай выходит на ведущие позиции в процессе наступления на нефтяные и газовые месторождения в Центральной Азии и в регионе Каспийского моря. Возросшая потребность в энергоносителях, проявившаяся в процессе высокого экономического роста вынуждает Пекин активизировать свою деятельность во всех наиболее выгодных направлениях, в том числе и центрально-азиатском. Здесь нельзя забывать, что у Пекина есть и такой стратегический рычаг давления на сопредельные страны (читай Казахстан), как трансграничные реки. И в этом случае Вашингтон с его военными базами и финансовыми возможностями моментально становится на одну позицию ниже Пекина в вопросе о доминировании в Центральной Азии. А республики региона, как ни странно, будут заинтересованы в росте влияния Китая по отношению к ним, так как это создает для них еще одну возможность маневрирования между США и Россией, которые наравне с Китаем и составляют на настоящее время тройку государств, чьи интересы за доминирование в регионе постоянно пересекаются. Следующее направление внешней политики Пекина - это взаимоотношение с Дели. Здесь стоит отметить, что Индия является страной, по многим параметрам совпадающей с Китаем. Здесь и членство в ядерном клубе, и значительное количество населения и развитые отрасли промышленности, и наличие общих интересов по многим вопросам. Но, уже длительное время между Индией и Китаем существует дипломатическая поляризация в вопросе о ситуации вокруг Тибета. Между Индией и Китаем идут длительные переговоры, цель которых показать всему миру, что эта проблема актуальна. Но создается впечатление, что подобные обмены мнениями являются чисто символическими, направленными лишь на показ существования самой проблемы, а не поиски ее решения. Единственная проблема, которая существует в настоящее время между этими двумя странами - наличие спорных приграничных территорий. Вполне вероятно, что переговоры между Пекином и Дели по трансграничным вопросам перейдут в рациональное русло и закончатся мирным урегулированием всех вопросов путем обмена территорий. Наиболее приоритетным для Пекина является северо-восточное направление, это просто зона жизненно важных интересов Китая. Северо-восточная Азия для Китая представляет собой одновременно и достаточно лакомый кусок и сложную головоломку, в которой сплетены национальные интересы многих стран, включая США и Японию. И в этом случае одна из задач Пекина - ослабление, а в последствии и разрушение партнерства этих стран. Пекин понимает, что если те позиции, которые он завоевал в прошлом столетии во время Северо-корейского кризиса не закрепить, то ему придется еще долгое время набирать упущенные "очки". Многие помнят, что авторитет Пекина позволил избежать превентивных ударов в отношении Северной Кореи во время обострении ситуации на полуострове. При этом Пекину не только удалось в период ядерного кризиса профессионально провести переговоры с заранее программируемым результатом, но и не допустить санкций со стороны международных организаций в отношении Пхеньяна. Китай заинтересован в закреплении и расширении своего влияния. И в этом направлении ему крайне необходимо занять лидирующую позицию в процессе объединения Кореи. При благополучном исходе дела Пекин получает неоспоримое преимущество в регионе, а Вашингтон и Токио сползают на ступеньку ниже, чем они были в прошлом столетии. С другой стороны объединение Кореи не только станет политическим успехом Пекина, но и поспособствует появлению в регионе нового геополитического игрока, способного противостоять Японии. Тем самым Китай достигает трех целей: - закрепляет за собой лидирующую позицию в регионе; - создает условия для ограничения внешнеполитического влияния Японии в регионе; - формирует предпосылки для распада военно-политического блока Вашингтон-Токио. Не исключено, что основной целью для Пекина будет являться не только ослабление вышеназванного блока, но и вытеснение из региона США. Этот процесс может занять значительное количество времени, но, судя по тем внешнеполитическим шагам, которые предпринимает Пекин, временные рамки для него не являются значимым фактором. И, наконец, четвертое направление, рассматриваемое в Пекине, как внутриполитическое дело КНР. Гонконг, Сингапур и Тайвань. Вопрос о присоединении исторически единых территориальных единиц уже длительное время обсуждается не только в Азиатско-тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Это и понятно, так как при достижении своей цели Пекин получает несколько возможностей в реализации своих планов. Если происходит слияние, то Пекин не только начинает становиться финансовым и экономическим лидером в регионе, но и геополитически начинает доминировать над всеми государствами АТР. Фактически Пекину становятся подконтрольными морское и воздушное пространство в Восточно-Китайском море. А там недалеко и дойти до контроля над одной из частей Тихого океана, что, конечно же, вряд ли обрадует США и Японию. Пекин, как это видно из вышеизложенного, будет и дальше активизировать свою внешнеполитическую деятельность. Только в одном случае это может быть оговоренное поглощение и признание лидерства за КНР, и как следствие этого - дальнейшее мирное сосуществование. А в другом случае не исключен и силовой вариант, который вряд ли будет способствовать укреплению стабильности в регионе. Но и в первом и во втором сценарии развития ситуации Пекин выходит победителем, что уже сегодня осознают ведущие государства мира, и стараются сгладить имеющиеся между ними противоречия, чтобы наладить более тесный конструктивный взаимовыгодный диалог.
Загрузка...