Опубликовано: 1136

Налоговая политика: нет предела совершенству

Налоговая политика: нет предела совершенству

Снижение налогового бремени, о котором традиционно мечтает народ, и о котором даже думать боятся предприниматели, должно состояться в Казахстане с 1 января 2004 года.

Однако на днях пришел тревожный сигнал из России: российскую схему снижения налогов резко осудил Международный валютный фонд. По логике вещей, ничто не мешает МВФ выступить и с критикой эпохального проекта Минфина РК по снижению налогов и легализации заработной платы. Правительство Тасмагамбетова успело сделать главное. Не только заявить, что одним из главных приоритетов на 2003-2004 годы является снижение налоговой нагрузки, но и претворить эту идею в жизнь. Возможность снижения налоговой нагрузки на заработную плату специалистами изучалась недолго. Видимо, рояль был в кустах. Министр финансов Зейнулла Какимжанов тут же выступил с детальным планом: "в целом мы предполагаем снижение относительно действующей сегодня налоговой базы до 17 миллиардов в год". Уже с 1 января 2004 года будут снижены ставки налога на добавленную стоимость с 16 до 15 процентов, максимальные ставки индивидуального подоходного налога - с 30 до 20 процентов. Ставки по социальному налогу будут дифференцированы с 20 до 7 процентов, в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале. То есть, теперь будет все наоборот - чем меньшие зарплаты у работников, тем большие налоги платит работодатель. Заработная плата до 13 тысяч тенге будет облагаться по максимальной ставке - 20 процентов. С зарплаты до 35 тысяч тенге нужно будет заплатить 15 процентов налогов, до 175 тысяч тенге - 12 процентов, до 520 тысяч тенге - 9 процентов, а зарплата выше этой суммы будет облагаться всего 7 процентами социального налога. Соответственно уменьшен размер и индивидуального подоходного налога. Максимальная ставка налогообложения, повторюсь, - 20 процентов. Но, ясно, что государство пошло на такие сверхпопулярные меры (в народе и бизнесе) не популизма ради. И не потому, что государственный бюджет трещит от избытка средств. Так, по данным Какимжанова, потери государства от снижения налога на заработную плату составят 37-40 миллиардов тенге, и около 10 миллиардов тенге - от снижения НДС. Но игра стоит свеч, решили в правительстве. По мнению финансистов, снижение налоговой нагрузки способно стимулировать вывод заработной платы из тени. А по их же подсчетам, легализация заработной платы сможет дать до 1 процента прироста валового внутреннего продукта. О таком приросте за счет внутренних резервов можно только мечтать! Между тем в России разгораются большие страсти по поводу несовершенства налоговой политики. Миссия МВФ, пристально изучив прозрачность налогов и их администрирование, пришла к неутешительному заключению, что Россия стремится поставить телегу впереди лошади. Серьезные вопросы у международных экспертов возникли после изучения поправок в Налоговый кодекс, снижающие с 1 января будущего года ставку НДС с 20 до 18 процентов. И это при том, что в общем-то эти меры на самом деле являются половинчатыми - закон о снижении единого социального налога так и не был принят. Сейчас этот вид налога составляет 35,6 процента и, скорее всего, будет игра на понижение только в 2005 году. Российские финансисты обеими руками за снижение налога. Потому что обязательно будет тот же эффект, которого ожидают и в Казахстане: зарплата выйдет из тени. Однако в правительстве нашлись "холодные умы", которые смогли убедить Касьянова в преждевременности такого шага. Дескать, зарплаты, вопреки ожиданиям, могут из тени не выйти, и государственный бюджет изрядно похудеет. А специалисты МВФ, напротив, считают, что России нужно было начинать не со снижения НДС, а как раз-таки с социального налога, который собирать значительно сложнее. Один из самых железных аргументов - именно НДС стимулирует экспорт. Чем он выше, тем больше желания у российских производителей "гнать" свой товар на экспорт - дело в том, что НДС с экспорта не взимается. Поэтому совершенно ясно, что российские стратеги просчитались, решив начать свои налоговые реформы с промышленности. Не с того конца, видно, нужно было заходить. Впрочем, россияне горды своей экономической политикой. Специалисты Минфина при каждом удобном случае дают понять, что авторитетное мнение международных экспертов для них не авторитет. Дескать, прежде чем принять какое-либо решение, они руководствуются собственными расчетами. Звучит по крайней мере забавно. Будто изобретают там собственный велосипед. Между тем анализ налоговой политики разных стран свидетельствует о том, что каждая страна в действительности старается идти своей дорогой. Например, в Швеции НДС составляет 25 процентов, а в Великобритании - 17,5. Но разве капитализм в Швеции хуже или лучше, чем в Великобритании? Однако ни в той, ни в другой стране не позволяют себе роскоши освобождать работника от социальных налогов, как это делает Россия, где за все платит тот, кто работу дает. Самые же большие ставки налогов (и НДС, и социальных) установлены в бывших постсоветских странах, где экономические успехи скромны. Например, в Болгарии НДС составляет 20 процентов, а все виды социальных отчислений - 44,7. В Польше эти показатели соответственно составляют 22 и 47,3 процента. Впрочем, поучать кого бы то ни было МВФ и не собирается. Просто он для себя делает выводы и строит свою политику финансовой помощи по своему же усмотрению. Стоит ли Казахстану опасаться, что МВФ со скепсисом отнесется к желанию нашего правительства ослабить налоговую удавку и легализовать доходы населения? Да, наряду со ставкой социальных отчислений мы снизим и НДС. Первый шаг, как видно на примере России, фонд приветствует, а второй - нет. Но коль мы сделали первый шаг в правильном направлении, то, стало быть, верной дорогой пошли. Впрочем, мы тоже, как и россияне, обладаем внутренней уверенностью и убежденностью, что именно таким образом нужно проводить реформы в экономике. И потому могли бы не реагировать на неодобрительные взгляды и замечания. Однако дружба всегда дороже временных разногласий.
Загрузка...