Опубликовано: 703

Моральный кодекс

Моральный кодекс

Судьба Земельного кодекса, так драматично вырванного правительством из стен парламента, еще не решена. Вполне возможно, на вопрос, вводить частную собственность на землю или нет, попросят высказаться народ - прийти на референдум и проголосовать.

Этот вариант представляется самым реальным. Президент страны пока не поставил свою подпись под этим законом. Пользуясь небольшой, но легитимной заминкой, заметно активизировалась прослойка граждан, гордо именуемая себя оппозицией или людьми с позицией. Сначала 17 депутатов обратились к президенту с предложением о проведении референдума о земле. Надо полагать, что среди обратившихся - те, кто в один из последних понедельников голосовал за отставку правительства. Таким образом депутаты хотели бы не столько выглядеть последовательными, сколько не дать провести в жизнь законопроект, который, по их мнению, введет частную собственность на землю для маленькой и весьма далекой от земледелия кучки людей. Тем более, что вопросы, по которым нижняя палата парламента не согласилась с правительством, практически обновив "паркетный" вариант законопроекта до неузнаваемости, очень принципиальные. Взять только два момента: парламентарии решили отложить до 1 января 2007 года ввод частной собственности на землю для негосударственных юридических лиц, а средства от продажи земли направлять в фонд поддержки товаропроизводителей и повышения плодородия почвы, а не в Национальный фонд, как планировалось. Простые крестьяне сейчас землю покупать не будут - не на что. У правительства, похоже, была надежда именно на юридических лиц, как на состоятельных и очень заинтересованных покупателей. Но мажилис решил по-своему. И соображения тоже были заслуживающие внимания: если Земельный кодекс ввести с 1 января 2004 года, то земля неизбежно достанется олигархам. А по поводу перечисления денег от продажи в фонд, которого еще в природе нет… Впрочем, сегодня возник вопрос другого рода: будет принят правительственный вариант или все-таки решен вопрос о референдуме? Депутаты, первые заговорившие о референдуме, подчеркивали, что перспективы частной собственности на землю никто не ставит под сомнение. Но когда имеется ввиду учреждение института частной собственности, а фактически произойдет просто перераспределение прав собственности на землю, то согласиться с таким вариантом кощунственно. Ведь тогда через несколько лет народ спросит: "А где был парламент? А что делало правительство?" Депутатскую инициативу подхватили оппозиционные силы и быстро создали республиканский общественный комитет по подготовке всенародного референдума о земле. По мнению инициативной группы, собиравшей подписи под обращением к президенту, закон в нынешнем виде выгоден лишь тем, кто уже сегодня владеет лучшими землями и его цель - юридическое закрепление существующего положения. Что интересно, с оппозицией объединились и генераторы идеи - в состав комитета по подготовке референдума о земле вошли шесть депутатов мажилиса парламента. Наверное, они таким образом решили усилить позицию ряда политических партий и общественных организаций, никогда в стране имевших политического веса. Все хорошо - народу не все равно, что будет с землей. Однако подобные инициативы редко бывают доведены до конца. Инициировать референдум могут либо президент, либо не менее 50 процентов депутатов парламента, либо общественность. Впрочем, может и правительство, но оно меньше всех заинтересовано и дальше щекотать себе нервы. Депутаты вряд ли смогут набрать необходимое количество голосов - достаточно вспомнить голосование по вотуму доверия правительству. Инициативной группе от общественности нужно выдержать массу формальностей и собрать не менее 200 тысяч подписей. В принципе, это по силам. Остается еще президент, который вправе не дожидаться обращения от кого бы то ни было о проведении референдума, а сам проявить инициативу. Правда, инициаторы-общественники предлагают президенту такой вариант. Дескать, если президент этот закон выбросит в корзину, а по другому закону продажа земли будет отложена на 49 лет, то все будут довольны. Вряд ли главу государства удовлетворит такое положение вещей. Он уже неоднократно говорил о том, что настала пора вводить частную собственность: все предпосылки для этого есть. Кроме того, Земельный кодекс находился в папке приоритетных законопроектов и должен был принят, по планам, еще в прошлом году. Однако этого не произошло. И если бы правительство не решилось на хитроумный трюк с отзывом своего проекта из парламента и постановкой вопроса о вотуме доверия, то еще неизвестно, сколько бы кодекс рассматривало законодательное собрание: год? два? А если опять отложить продажу земли и оставить все как есть, то нормального хозяйственника, крепкого землевладельца страна еще долго не получит… Наверняка этот вопрос сегодня занимает и Нурсултана Назарбаева: что делать? Ответ на этот простой вопрос не прост. Эксперты склоняются к мнению, что референдум все-таки будет. Тем более, что во многих странах подобные вопросы принято выносить на всеобщее голосование и было бы неплохо, если бы этот основополагающий вопрос был решен честно, открыто, но самое главное - народом. Впрочем, инициаторы референдума не исключают, что они не смогут быстро решить организационные вопросы и провести собрание республиканской инициативной группы. По закону "О референдуме" в республиканскую инициативную группу должны войти не менее чем по 30 представителей от каждой области, столицы республики и Алматы. Но даже если президент подпишет Земельный кодекс, общественность все равно будет проводить сбор подписей. Тогда уж точно - на авось.
Загрузка...