Развернутый ответ на него и многие другие — читайте ниже.
***
Предисловие автора:
Одна моя знакомая девочка Алиса считала, что книжка без рисунков и разговоров — не интересная.
Если бы Алиса читала газеты и журналы, она бы оценила вклад фотографов. Тут и без всяких разговоров, по одной лишь иллюстрации, сразу становится ясно, о ком или о чем пойдет речь. Ну, а для меня образ человека с камерой всегда был окружен романтическим ореолом. Всегда там, где что-то происходит, бушует, стреляет, взрывается, рождается, успокаивается. Впереди планеты всей. Чтобы у тех, кто не склонен к перемене мест была возможность увидеть, что в мире происходит.
Сам процесс работы фотожурналиста напоминает песню о человеке, который строил плот. Все вокруг подчиняется ритму его работы: правители, женщины, солдаты, звери, сосны. Он властелин момента. Также как фотограф.
Для того, чтобы хоть немного представить как же все это происходит на самом деле, решено было собрать «потрепаться» трех фотокорреспондентов.
Максим Золотухин увлекся фотографией еще во времена учебы на факультете журналистики, снимает уже более десяти лет, работал в «Огнях Алатау» и «Комсомолке», а сейчас изучает студийную съемку. Андрей Лунин в декабре этого года отметит двадцатилетие профессиональной деятельности, он сотрудничал еще с такими изданиями как давно канувший в лету «Горизонт», не говоря о массе журналов, которые до сих пор украшаются его разворотами и обложками. Иван Беседин говорит, что пришел в профессию пять лет назад обыденно и в рабочем порядке: сказали — надо, пришлось делать, о чем не жалеет и трудится на благо газеты «Мы выбираем Караван, Караван выбирает нас».
Дина Саблина: — Насколько хорошо обстоит дело с профессиональными фотокорреспондентами в Казахстане?
Золотухин: Я считаю, что научить играть на гитаре и фотографировать можно любого. Для того, чтобы это было профессионально, необходима совокупность трех составляющих: опыта, наличия связей и технического оснащения.
Лунин: Оценка профессионализма — вещь субъективная. Хотя для того, чтобы сделать снимок, нужен объектив.
Беседин: Я считаю, что можно сделать хороший снимок и на мыльницу. Самое главное — это ощущения и насколько хорошо получилось их передать.
Д.С: — Где можно получить специальное образование?
Золотухин: Например, на факультете журналистики КазГУ есть спецкурс. Когда я там учился, мы даже однажды выехали на съемку и потом сами делали фотографии. Я очень рано приобщился к печатному процессу. Поэтому, когда я стал фотографировать, ходил за консультацией в КазТАГ (ныне Казинформ), показывал свои снимки, их оценивали и говорили, что нужно изменить и как это сделать.
Лунин: Я думаю, что специально обучать фотографов не стоит. Если есть желание научиться, нужно просто пойти к фотографам: действующим или тем, кто долгое время проработал в СМИ. Потому что не имеет никакого смысла давать специальное академическое образование. Теоретические знания можно почерпнуть из книг или Интернета. Но, если у человека нет таланта — обучение не поможет даже при большом желании.
Д.С: — Но если в итоге все это субъективно? Что делать человеку, который сам про себя решил, что он фотограф?
Золотухин: Он может делать снимки для себя. Дело в том, что фотографии должны подходить по ряду параметров, иначе их не будут публиковать. К этим параметрам относятся: сюжет, качество, своевременность.
Лунин: В фотожурналистике существуют определенные каноны. Все издания имеют dead line выхода. Соответственно, материалы, в том числе и фотографии, должны быть полностью готовы к определенному сроку. Снимки должны быть отобраны, порезаны и сверстаны. Если фотограф не успевает сдать все вовремя, то снимки не публикуют. Если он успевает по времени, но не попал в сюжет, фотографии тоже не идут в печать. Если все в порядке и со временем и с сюжетом, но не годится по технике, значит, снова — работу не примут. Потому что издания не могут себе позволить выпустить расфокусированные, недотянутые или перетянутые фотографии.
Золотухин: Если это не экстраординарное событие.
Д.С: — Значит, нужны профессионалы, которые занимаются отбором?
Золотухин: Этих специалистов тоже нигде не готовят.
Лунин: Хорошие бильдредакторы получаются из фотографов. Из тех, кто уже не снимает, например. Хотя есть такие, которые успевают совмещать и у них есть время заниматься подбором, расстановкой кадров, то есть следить за процессом грамотного иллюстрирования издания.
Д.С: — Это в идеале. А как происходит на самом деле?
Лунин: А происходит как-то по-разному. Чаще всего этим занимается тот, кто может. Под снимком же, как правило, стоит фамилия фотографа, а не бильдредактора. Вот ему-то и достается вся слава. Хорошая или… дурная.
Беседин: Иной раз снимок так порежут и поставят, что очень бы хотелось скупить тираж и сжечь.
Д.С: — И что с этим делать?
Золотухин: Объяснять, показывать.
Лунин: Просто нужен более-менее тесный контакт либо исключение звена бильдредактора из процесса. Иногда фотограф, если есть время, может сам нормально подготовить кадр. Останется только технически доработать его перед выпуском. Потому что неграмотный бильдредактор может все испортить, и, если у него нет вкуса, то этот человек потерян для процесса.
Беседин: Вот я, например, устал с ними бороться и просто не смотрю газету. Мне так спокойнее. Если у человека нет чутья, то его невозможно научить. Поэтому легко можно отрезать у фотографии важный фрагмент. Я ходил, спорил, ссорился, объяснял. А потом понял, что это такая машина, которую совершенно бесполезно трогать. Макс, я не прав? Нет, ну ты борец, конечно.
Золотухин: Я считаю, что нужно пробовать доводить до конца: снова идти. Если не получается решить вопрос с выбором снимка на полосу на этом уровне, можно пойти выше. Это иногда приносит результат.
Лунин: Если есть время этим заниматься, то это необходимо. Но времени обычно не бывает.
Беседин: У тебя есть своя работа, у него — своя. Ты не должен делать его работу, а он ее не может делать качественно.
Лунин: Но все это, впрочем, всего лишь частные случаи. Далеко не везде все так плохо.
Д.С: — С этим понятно. Но есть еще один человек, с которым нужно «дружить» в процессе работы. Как вы считаете, зависит ли попадание в сюжет от слаженного тандема фотокорреспондента с журналистом?
Лунин: Не всегда. Работа может быть проделана в разное время. Все зависит от ситуации. Если это интервью и нужен портрет, то снимок можно делать в другое время, и не там, где проходила беседа героя с журналистом.
Золотухин: Сейчас наметилась очень нехорошая тенденция: журналисты перестали ходить на мероприятия и общаться с людьми вживую. У них есть телефон и Интернет. А вот фотографу присутствовать на мероприятии необходимо.
Лунин: Но правильнее делать эксклюзивные материалы, потому что чем уникальнее у тебя информация, тем интереснее читателю. В идеале материалы и снимки должны быть оригинальными. Не перепечатка и не адаптация какой-то информации.
Золотухин: Кстати, то, что журналисты пользуются благами научного прогресса, иногда сильно влияет на работу. Он пишет какой-то материал, находясь в редакции, а фотограф выезжает на съемку. Бывает так, что снимать нужно было не то или не так. Ведь когда тебе говорят только тему, ориентироваться очень трудно. Ты приносишь свои работы, а выясняется, что в процессе корректировки текста редактором акценты поменялись, и снимки не подходят. Просто потому что журналист не объяснил всех нюансов. И уже, как правило, не получается вернуться и переснять.
Лунин: Да, бывает такое. Но опытный фотограф, пару раз обжегшись на этом…
Золотухин: …начинает работать про запас.
Лунин: Да. Если позволяет время, то снимаешь в разных ключах один и тот же персонаж или сюжет.
Золотухин: С разными эмоциями.
Лунин: Одно и то же можно снять совершенно по-разному: от использования разной оптики до создания постановочных кадров.
Золотухин: Очень часто, диалог между журналистом или редактором и фотокорром примерно так выглядит. Тебе говорят: «Нам нужен такой-то человек, у тебя он есть в архиве?». Материал выходит, а герой его уехал, например. И фотограф отвечает; «Да, есть. А какой он вам нужен?». Опытному фотографу этот вопрос кажется логичным. Потому что в его архиве нужный человек заснят в разных ситуациях, с разным выражением лица. Кстати, знать свой собственный архив — очень важно. Это помогает экономить время, когда точно знаешь, что у тебя есть нужный кадр и не нужно снимать еще раз. Быстро находишь требуемое и отдаешь в работу.
Д.С : — Ну вот, а мне все-таки, кажется, что результативность появляется при тесном контакте. Ну да ладно. Давайте поговорим об особенностях фотожурналистики.
Беседин: Для того, чтобы получить результат — нужно работать. Сейчас появляется куча людей, которые называют себя фотожурналистами, а на самом деле это просто люди с камерами. Но бывает и у них что-то получается.
Золотухин: Фактор случайности в фотожурналистике, как и в фотографии в целом, очень часто имеет место быть.
Беседин: Да, это прикольная штука.
Золотухин: Ты можешь снимать одно, а, случайно обернувшись, видишь, что вот он — необходимый для иллюстрации материала, кадр. И все, что ты делал до этого, уже не нужно.
Беседин: Чтобы так получилось, надо, для начала, пойти и начать снимать.
Лунин: Да, очень важно присутствовать. Мне кажется, что иногда то, что сопровождает событие — гораздо интересней самого события. Хотя это не всегда понятно для редактора. Но, как читателю, мне всегда интереснее, что было за кулисами, а не на сцене.
Золотухин: Все зависит от статуса издания. Некоторые могут себе позволить показать не выступление главного действующего лица, а реакцию в зале. Или, может быть, что на улице происходит в момент этого выступления.
Лунин: То, что объективно связано с событием, но не само действо.
Золотухин: Это зрелищнее в плане размещения на странице.
Беседин: Очень важен взгляд фотографа, его персональное видение ситуации.
Золотухин: Часто, когда идешь на какое-то мероприятие, у тебя есть четкая задача: нужен определенный снимок. И потом очень часто приходится убеждать: получившийся снимок не такой, как было запланировано, но намного интереснее, потому что он ярче показывает событие. Опровергает сказанное, или, наоборот, подчеркивает. Вместо очередного портрета лучше давать живой снимок. Когда получается в этом убедить — испытываешь гордость.
Беседин: Иногда фотографов рассматривают как обслуживающий персонал. Они на мероприятии нужны как технические единицы, чтобы фиксировать. Есть журналисты, которые именно так и думают. Здесь уже о качестве речь не идет. Важно присутствие и количество снимков.
Золотухин: Точно. Бывают случаи, когда фотографы нужны только для массовки: компания проводит презентацию, приглашают всех. А позже выясняется, что снимки никому не нужны. Зато в единственном сюжете, который пройдет по телевидению, покажут массовость мероприятия и вспышки фотокамер. Обидно тратить на это время и ресурсы.
Лунин: Издержки профессии.
Золотухин: Да, но когда у тебя в этот день было восемь съемок, эта — девятая, а утром нужно быть в аэропорту, потому что у тебя командировка… Кстати, про командировки. Бывает так: поехал ты куда-то на несколько недель, а, пока работал, ситуация в корне изменилась, и заказанные ранее снимки уже не нужны. Я никогда не огорчаюсь по этому поводу, ибо знаю, пройдет три-четыре месяца…
Лунин: …и можно уже не ездить, потому что необходимые снимки есть.
Золотухин: Потому что снимаешь с большим запасом. Элементарно, методом клипартной съемки. Учитывая, что журналисты обычно слабо представляют чем иллюстрировать материал, то все замыкается на фотографе или бильдредакторе. Поэтому когда говорят: «А у тебя случайно нет такой фотографии: шлагбаум, узбекский пограничник и КАМАЗ?». Ты говоришь: «Есть». И слышишь: «А чтобы он напряженный был? И чтобы вот тут еще наш пограничник стоял. Вот точно же нет!». И ты снова отвечаешь: «Есть».
Д.С: — Как сказалось развитие технического прогресса на работе фотожурналистов? С пишущими журналистами понятно: сидят на месте, весь мир в телефонной трубке и электронной почте. Но ведь и фотокоррам больше не приходится тратить время на проявку и печать…
Беседин: Наблюдая последние тенденции, можно отметить, что народ сильно увлекся украшательством при помощи фотошопа и других визуальных программ. За этим теряется суть. Потому что иногда доработка кадра усиливает его, но бывает, что наоборот.
Лунин: Это очень плохо, мне кажется, потому что народ забывает, что такое есть фотография. А ведь это — работа со светом и сюжетом, в первую очередь. Раньше было сложнее, если что-то в результате получалось не так, применялась ретушь.
Золотухин: И кадрирование.
Лунин: Да, но если в уже откадрированном снимке тебе что-то мешало — ретушь. И это, как правило, было заметно. Сейчас это не так явно, но все равно видно.
Золотухин: Кажется, Якушкин (известный казахстанский фотограф, зоолог по образованию, специализируется на съемках пейзажей, животных и растений — прим. авт.) говорил, что когда ты снимаешь что-то, ты снимаешь свое ощущение. Иногда фотошоп помогает вернуть эти ощущения, если результат, на твой взгляд, не передает всего того, что ты увидел, когда снимал.
Беседин: Когда ты четко представляешь, что тебе нужно, то фотошоп помогает. А когда ты занимаешься украшательством, то это, мягко говоря, странно.
Лунин: В моем представлении, фотошоп в том объеме, в котором он обычно используется сейчас, нужен только в глянцевых журналах. Потому что потребители этих журналов любят, чтобы было контрастно, красиво, изящно и без лишних деталей. А в плане фотожурналистики, если у тебя попал в кадр какой-то предмет, который не сильно мешает, то пусть он лучше будет.
Золотухин: В репортажных кадрах вмешательство на уровне корректировки фотошопом, вырезать или добавить детали, недопустимо. Недавно произошла скандальная история: фотограф снимал горящий дом в Ираке. Сделал кадр, решил, что дыма мало и дорисовал процентов двадцать. Снимок взяли, а потом выяснили детали. В итоге фотографа уволили, и теперь он вряд ли найдет работу в серьезном издании или агентстве.
Лунин: Фотошоп в газете и журнале допустим для того, чтобы привести кадр в нужное техническое состояние: резкость, контраст, плотность. Я вспомнил классический пример дорисовывания: визит Шарля де Голля в Москву. Кадр вышел, по-моему, в «Комсомолке»: почетный караул, встречающая сторона и де Голль в своем знаменитом головном уборе и еще один у него в руках. Это как раз тот случай, когда подготовить в печати материал нужно было очень срочно. Ретушер увидел, что герой без своей знаменитой деголлевки и дорисовал ее. А на снимке просто был запечатлен момент, когда де Голль ее снял под гимн.
Золотухин: И еще один знаменитый случай. Снимок водружения знамени победы над рейхстагом. У человека, который водружает знамя — одни часы на руке. А на оригинальном снимке — две пары.
Д.С : — Давайте поговорим о тенденциях. Какие вообще фотографии пользуются успехом у потребителя? Что модно снимать?
Беседин: Звезды, звезды, звезды.
Лунин: Какие, на хрен, звезды?
Золотухин: Фотография — такая же большая, как и жизнь. И газеты с журналами публикуют практически все. Соответственно, и успехом пользоваться может что угодно.
Лунин: Пользуются успехом хорошие фотографии. Здесь все опять привязано к изданию, потому что материалы иллюстрируются в любых печатных СМИ. Если …
Золотухин: … это не «Панорама» (республиканский еженедельник — прим.авт).
Лунин: Это, да. Есть темы, актуальные для издания, которые диктуют предмет съемки. Поэтому странно говорить о тенденциях.
Золотухин: Все зависит от направленности СМИ: официальное, экономическое, независимое или таблоид. Естественно, если ты поехал и сфотографировал как танкер в Актау заправляют нефтью, снимок будет пользоваться успехом в любом издании. Потому что тема — общая.
Лунин: Качественно сделанная живая фотография всегда будет пользоваться спросом в любом издании. Потому что можно любой официальный портрет сделать очень живым. Например, на уровне взгляда.
Золотухин: С опытом приходит понимание того, какое издание купит твою работу. Приходишь на мероприятие и уже прикидываешь: это можно снять для той газеты, а если вот так снять, то можно предложить такому-то изданию. У нас еще нет независимых фотожурналистов, которые бы просто делали снимки и распространяли по изданиям. Потому что это пока невыгодно многим штатным фотокоррам. Но со временем наверняка ситуация изменится и появятся люди, которые станут сотрудничать сразу с несколькими изданиями. Тогда они сами будут заинтересованы в том, чтобы попасть на событие и сделать эксклюзивный материал, которые привлекут внимание изданий.
Д.С: — Как заработать себе имя в вашей сфере? Что делать, чтобы тебя заметили, оценили?
Лунин: Как и везде. Нужно, чтобы тебя заметили, быть на виду.
Беседин: Смотря какое имя тебе нужно и для чего…
Золотухин: На самом деле все просто: чаще делать хорошие снимки, тогда они будут публиковаться во многих издания. Или просто в престижных. Это поможет привлечь внимание к фотографу.
Беседин: Нужно хорошо снимать. Все.
Лунин: Если твоя работа пользуется спросом, то твое имя станет известным.
Золотухин: И наоборот: если ты плохо снимаешь, но это публикуют…
Лунин: …то твое имя тоже станет известным. Известность бывает разная.
Д.С: — А выставки помогают привлечь внимание? Зачем нужно их устраивать и как часто это лучше делать?
Золотухин: Иосиф Будневич (мэтр казахстанской фотожурналистики, первый личный фотограф президента Казахстана, больше года назад ушедший из жизни — прим.авт.) говорил, что идеальный вариант — одна персональная выставка раз в десять лет. Тогда есть время, подумать, подобрать, оценить.
Беседин: Для меня выставка — это высказывание. А никакая не самореклама.
Золотухин: Мне кажется, то, что ты выставляешь, это не совсем фотожурналистика.
Беседин: Почему? Фотожурналистика, но…
Золотухин: …но из непонятого, да?
Беседин: Это то, о чем САМОМУ, а не по заказу хотелось сказать. Не для продажи и не для популярности. В ходе работы накапливается что-то и хочется это выплеснуть, чтобы отпустило. Так легче переходить к другой теме. Порой какие-то съемки, сгоревший детский дом, например, оставляют тяжелый отпечаток. Выставки помогают привлечь и дополнительное внимание общества к какой-то социальной проблеме.
Лунин: Можно устроить показ старых работ, которые по мнению автора, можно показать еще раз. Я периодически посещаю фотовыставки. И чаще всего убеждаюсь, что специально для них никто не снимает.
Д.С : — Самая необычная работа?
Беседин: Впереди!
Лунин: У меня есть один сюжет, который я помню до сих пор. Это было в начале девяностых. Я снимал для газеты скульптуру из камней. Известный английский скульптор Френсис Карр приезжал специально сюда, под Алматы, в Тургень, чтобы из камней выложить «древо жизни» (свое видение жизни человека). Он отразил процесс рождения, детство, юношество, зрелый возраст и смерть. И это нужно было адекватно снять для газеты. Это, пожалуй, самая необычная съемка, которую приходилось делать. Скульптору понравилось, мне понравилось и в газете вышло нормально. Было понятно про что это, хотя нужно было проиллюстрировать текст всего одним снимком.
Золотухин: Я расскажу забавную ситуацию, одну из тех, что случаются примерно раз в неделю. Мне дают задание сходить на пресс-конференцию, которая посвящена израильскому лауреату Нобелевской премии, который приехал в Казахстан. Я его не знаю, но прихожу туда, снимаю героя мероприятия, приношу снимки. А мне говорят: «Не пойдет. Ты снял не того человека». Я удивляюсь: «Как же? Вот он — великий израильский поэт. Что ж я лауреата от не лауреата не отличу?». Выясняется, что материал в газете посвящен вовсе не ему, а …переводчику. Я возмущаюсь тем, что меня не проинструктировали заранее, но решаю обзвонить коллег, раз уж надо. На пресс-конференции было около двадцати фотографов, но ни один из них переводчика не снял, потому что никому он не был нужен…
Д. С : — А как происходит внутрипрофессиональное сотрудничество? Всюду такая взаимовыручка? Фотокорр фотокорру отец и мать или конкурент?
Беседин: А это у тебя, Макс, был такой снимок, который назывался «Спасибо, коллега»? Когда ты на каком-то мероприятии все грамотно для себя выстроил, все замечательно и вот только осталось кнопочку нажать, и… какой-то другой фотограф влетает в кадр!
Золотухин: Нет, не у меня. Но таких ситуаций много, подобный кадр есть у каждого. И я точно также в кадр вхожу, и ты — работа вынуждает.
Да, это не тактично. Но бывают исключительные ситуации. И снова многое зависит от периодичности выхода издания. Потому что случается так, что твои снимки не идут. Примерно такие же уже вышли в другом издании, но днем ранее. Или вот еще как бывает: однажды на крупное спортивное мероприятие аккредитовали одного фотографа, остальным снимать было нельзя. Но пошли многие. Аккредитованный товарищ обижался тогда сильно: как же так, ведь это я должен снимать. А ему говорят: «Так ты и снимай, кто же тебе мешает. Но нам тоже нужны фотографии».
Д. С : — Почему люди идут в фотокорреспонденты? В чем драйв?
Золотухин: От комплексов
Беседин: От тупости.
Лунин: Нет, мне кажется, это ни от того, ни от другого. Это просто желание показать событие своими глазами. Великий французский фотограф Анри Картье-Брессон, работавший в жанре фотожурналистики, всегда говорил своим ученикам, что событие как таковое никого не интересует, интересует твое отношение к происходящему. Вот именно оно гораздо интереснее, чем сам сюжет, который возникает в жизни. Потому что происходить может одно, а фотограф увидит совсем другое. Своими глазами, что называется.
Золотухин: А банальное изменение фокусного стояние объектива может либо погубить событие в глазах общественности, либо возвысить.
Лунин: Техническими средствами можно достичь невероятных эффектов…
Золотухин: Поэтому я жду не дождусь, когда сделают камеру, которую можно встроить в глаз или, хотя бы, летающую. Как инопланетная тарелка.
***
Послесловие автора:
Вот такие они — «фиксаторы» современности. Важное звено, доказывающее состоятельность старой мудрости про один раз увидеть. И понятно, что имел в виду достопочтенный Лопе де Вега, когда призывал мгновение остановиться.
Фотографические произведения уже не однажды в истории изменяли ход последней. Снимки шокировали, формировали общественное мнение, вынуждали к активным действиям, бередили душевные раны и возрождали прекрасные чувства.
Да так оно и будет впредь…
В материале использованы фото Бориса Бузина и с личных блогов Андрея Лунина и Ивана Беседина