Опубликовано: 966

Куда текут миграционные потоки?

Куда текут миграционные потоки?

В очередной раз подтвердилась важность проблемы международной миграции для Казахстана.

В Алматы под эгидой правительства Словении и Секретариата ОБСЕ прошел семинар "Миграция с точки зрения экономических, природоохранных аспектов и обеспечения безопасности", участие в котором приняли около 150 представителей из государств-участников Организации. И, как нарочно, буквально перед его проведением, правоохранительные органы Казахстана объявили о поимке большой группы эмигрантов-нелегалов, стремившихся попасть из Пакистана транзитом через Казахстан в Германию. Ни днем раньше, ни днем позже. Хотя сам факт задержания вряд ли может кого-то удивить - о существовании транзитных потоков мигрантов-нелегалов известно давно. Как и о других похожих проблемах, например, нелегальной или полулегальной миграции на Запад из самого Казахстана: еще памятен большой скандал с нашими гражданами, пытавшимися осесть в Бельгии. Для того периода была характерно, что на этот процесс власти долго фактически не обращали внимания, пока проблема не стала международной. В качестве версии можно предположить, что Алматы, как место проведения семинара ОБСЕ по миграции, выбран не случайно, и в перечне причин этого выбора где-то нашла свое место и озабоченность "западников" той, былой беспечностью отечественных властей. Теперь, правда, ситуация совсем иная, и официальные лица стран Центрально-Азиатского региона охотно говорят о проблеме нелегальной миграции, в основном с таким мотивом: поскольку конечным пунктом мигрантов-нелегалов, просачивающихся через постсоветскую Азию, являются западные страны, то они и должны принимать активное участие в борьбе с этим злом. На семинаре казахстанские "офишелз" в очередной раз подняли тему совместных усилий в рамках ОБСЕ по пресечению незаконной миграции и трафика людей. Наверное, это правильно, учитывая, что проблема нелегального потока людей с востока на запад, будь то нелегальная трудовая миграция или криминальный трафик людей, - общая для всех стран-участниц этого процесса. Из азиатских стран нелегально вывозят людей, и для транзитных государств, в первую очередь Казахстана, возможно распространение этого явления на собственной территории, тем более, что такое уже случалось. Для западных стран нелегальная миграция - проблема рынка рабочей силы и усиление криминальной ситуации в них, что также угрожает Казахстану, так как способствует интернационализации криминальных структур республики, установления ими "рабочих контактов" с международными "партнерами". Не говоря уже о том, что криминальные проблемы могут переплестись с угрозами безопасности. Так что сотрудничать в борьбе с нелегальной транснациональной миграцией Западу и Востоку сам Бог велел! Это никто не оспаривает, вопрос в том, кто и как понимает цену этого сотрудничества и насколько эффективно оно может быть. Вспоминаются факты, озвучивавшиеся в конце прошлого года рядом экспертов. Межведомственная комиссия при правительстве по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговли людьми в Казахстане уже имеет определенную историю. Заседания ее проходят ежеквартально. На одном из них было сказано, что выявлено и расследуются три преступления, подпадающих под юрисдикцию комиссии. Однако, по данным Булата Султанова, первого заместителя директора Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Республики Казахстан, только в 2003 году из-за рубежа было возвращено благодаря дипломатам 24 жертвы трафика, а за первые шесть месяцев прошлого года - 16 человек. Не повторяется ли в новом виде и в более жестоких формах история пятилетней давности с незаконным потоком мигрантов в Бельгию? Тогда официальные власти также долго не оценивали реальный масштаб проблемы. Наши западные партнеры традиционно хорошо осведомлены о таких вещах, и вряд ли это не скажется на формах и размерах той помощи, которую в принципе Казахстан мог бы получить на решение проблем незаконной миграции. Чтобы рассчитывать на серьезное взаимодействие, надо активизировать свою работу здесь, внутри страны. Ведь, например, не секрет, что незаконный трафик людей имеет место и в Казахстане, и что инструментами для этого часто служат агентства по найму, туристические фирмы, но вспомнить судебные процессы по таким делам сложно - дела разваливаются до того, как попасть в суд. Совершенно правильно говорилось на семинаре ОБСЕ о том, что нужен анализ международного опыта миграционной политики, который мог бы подсказать некоторые необходимые решения и предостеречь от возможных ошибок и заблуждений, но при этом и Казахстан уже имеет свой опыт решения миграционных проблем, который еще не обобщен. Но для РК в общей проблеме миграции есть и другие - частные аспекты. Из-за географического и геополитического положения страна сталкивается с самыми различными ее проявлениями. Эксперты определяют республику как страну-источник, страну транзита и страну назначения для нелегальных мигрантов. В последнем случае речь идет чаще всего о лицах, продаваемых из соседних азиатских стран с целью сексуальной эксплуатации и принудительного труда, а также о нелегальных рабочих. Последних все больше и больше, и несмотря на меры по регулированию доступа для граждан Узбекистана, Киргизии и Таджикистана на казахстанский рынок труда, их роль в строительном секторе и некоторых сельскохозяйственных подотраслях страны высока. Вероятно, она будет расти и дальше, особенно в связи с растущим объемом строительства в Казахстане вообще, и установкой государственной политики на строительство недорогого социального жилья, в частности. Оно требует экономить по максимуму, в том числе и на оплате рабочим. Просто пытаться запретить миграционный приток с юга невыполнимо и неразумно, очевидно, что нужна системная государственная политика по регулированию объемов "азиатских гастарбайтеров". Таким образом, проблема миграции для Казахстана масштабна и многолика. Но вряд ли можно сказать, что она эффективно решается, хотя, в отличие от ситуации прошлых лет, хотя бы наличие проблемы осознано.
Загрузка...