Опубликовано: 906

Кто и зачем приоткрыл "ящик Пандоры"?

Кто и зачем приоткрыл "ящик Пандоры"?

Окончание, начало см.здесь

Оценивая действия Евросоюза, нужно учитывать, что ведущие страны данного межгосударственного объединения (в частности, Франция, Германия и Великобритания) не только признали суверенитет Косово, но и приняли решение о размещении в Косово судебно-полицейской миссии. Напомним, что 16 февраля 2008 года страны-члены ЕС одобрили отправку своей миссии численностью 1,8 тыс. человек в Косово. Кроме того, ЕС уже выделил для Косово 2 млрд. евро, а в течение ближайших трех лет планируется дополнительно выделить еще 330 млн. евро. Оценивая действия стран-членов Евросоюза, становится очевидным, что Евросоюз, как организация, дал четко понять, что: ООН не справляется со своей миссией в Европе; миротворческим силам ООН в Косово (UMNIK) нет места; авторитет ООН в Европе практически равен нулю; ЕС имеет желание и возможности навести порядок в регионе. Но здесь также нужно учитывать, что наряду с международной миссией ООН в Косово (UMNIK) в крае находятся и миротворческие силы под предводительством НАТО (KFOR). В результате, посылая свои силы в Косово, Евросоюз демонстрирует свои возможности не только ООН, но и НАТО. И хотя страны, поддержавшие ввод миротворческих сил ЕС в Косово являются членами ООН и НАТО, это не стало для них каким-либо препятствием. Вследствие чего можно предположить, что основными целями ЕС на сегодня являются: 1. демонстрация ООН и НАТО (США) своих возможностей (как в военной, так и в финансовой сферах); 2. расширение влияния ЕС на европейские страны, находящиеся под патронажем США; 3. закрепление своих позиций в регионе, даже если в перспективе появляется конфронтация с Россией и другими странами региона. С этой точки зрения позиции Евросоюза сильны и цели их явны, но есть два "но", которые способны свести на нет инициативы стран, составляющих ядро ЕС. Во-первых, уже сейчас внутри Европейского союза среди стран-членов отмечен раскол на два лагеря: страны, которые поддерживают суверенитет Косово, и те, кто против появления нового европейского государства. Во-вторых, при дальнейшем следовании в фарватере своих заявлений члены ЕС рискуют на себе испытать "эффект домино", когда в других странах региона начнутся подобные процессы (не исключено, что одновременно), которые уже нельзя будет остановить ни миротворческими силами ЕС, ни финансовой помощью. Тем самым многие политические лидеры ведущих стран Европы, не имеющие возможности предусмотреть подобное развитие событий, вводят регион в конфликтогенную зону, которая больше напоминает "пороховую бочку", нежели благополучную Европу. Что касается ООН, то и в ней не все так гладко. Не стоит забывать, что именно из стен данной организации и начался процесс дестабилизации ситуации в Сербии. Во-первых, именно спецпредставитель ООН на Балканском полуострове Мартти Ахтисаари предложил план по признанию Косово как государства с так называемым ограниченным суверенитетом (наподобие Ирака, Афганистана, Боснии и Герцеговины). Именно боснийский вариант положен в основу плана Ахтисаари, согласно которому в течение ряда лет новое государство будет находиться под международным военным и гражданским контролем (то есть, со стороны НАТО и Евросоюза) и готовиться к интеграции в евроатлантические структуры. Во-вторых, на своем последнем заседании, перед провозглашением Косово своего суверенитета, Совет Безопасности ООН так и не смог прийти к единому мнению в данном вопросе, что уже повторялось на протяжении нескольких лет. В результате ООН показала свою малоэффективность, что и явилось толчком к действию других межгосударственных объединений. Конечно, созвав внеочередной Совет Безопасности, ООН внесла в сложившийся политический хаос некоторые элементы упорядочивания, но не более. В результате становится очевидным, что вопрос о статусе Косово в среднесрочной перспективе будет наиболее обсуждаемым в Европе. И нужно учитывать, что от того, какую роль в этом процессе сыграет ООН, зависит и будущее ее самой, поскольку многие страны в последнее время перестали верить в авторитет данной организации. Что касается стран, являющихся сторонними наблюдателями событий, то здесь стоит отметить, что лагерь условно разделился на две части, в которых есть наиболее яркие страны-представители. И, если в одной части представителем является США (которые и поддерживают суверенитет Косово), то в другой - Россия. При этом каждая из двух стран преследует свои интересы. Так, США поддерживая инициативу Косово и выбрав тактику "Разделяй и властвуй", преследует несколько целей: 1. снижение доверия к ООН со стороны мирового сообщества; 2. выдавливание миротворческих сил ООН из Косово; 3. разжигание вооруженного конфликта на территории европейской страны с последующим его "экспортом" в другие страны региона и мира; 4. раскол ЕС как межгосударственного объединения; 5. упрочнение своих политических позиций и отстаивание своих экономических интересов в странах Европы. В принципе четыре первых пункта не требуют больших разъяснений, так как про них уже ранее упоминалось. Нам же интересен пятый. Дело в том, что на сегодня внешняя политика США в странах Европы мало кем поддерживается (за исключением Великобритании). Мало того, с введением европейской валюты доверие к американскому доллару упало до минимума, в результате он практически перестал котироваться в странах-членах ЕС. Учитывая ипотечный кризис и фактически рецессию экономики США, Вашингтон вынужден был прибегнуть к старой проверенной тактике, где в основе реанимации любой экономической системы лежит развязывание военных действий. Действительно, при начале цепной реакции в странах еврозоны начнутся внутригосударственные и межгосударственные конфликты, которые оттянут внимание лидеров стран на решение своих внутренних проблем. В результате внимание к созданию еврорынка будет уменьшено, что послужит увеличению спроса и повышению конкурентоспособности как американских товаров, так и американской валюты, что так необходимо сегодня Вашингтону. Усиливая свои экономические позиции, США закрепляют свое политическое положение в Европе с последующим поднятием вопроса о целесообразности существования ООН. Как следствие, США становятся супердержавой, которую уже не могут связывать в действиях подписанные разносторонние договоры и обязательства, а также решение Совета Безопасности (к которому, впрочем, и ранее Вашингтон не сильно прислушивался). Что же касается России, то здесь видно, что Москва добивается нескольких целей: 1. расширение позиции России в Европе; 2. укрепление ООН как международной организации; 3. ограничение в рамках международного правового поля действий ЕС как межгосударственного объединения; 4. предотвращение потенциальных конфликтов на сопредельных с Россией территориях. Ясно, что всех целей Москва не сможет достичь, поэтому становятся понятными и заявления президента России Владимира Путина о реагировании Москвы на сложившуюся ситуацию, и оперативные поездки спикера Госдумы Бориса Грызлова для встречи с главами непризнанных республик Кавказа - Южной Осетии и Абхазии. Однако стоит отметить, что дальнейшие действия Москвы на краткосрочную перспективу остаются неопределенным фактором. А от действий Кремля во многом будет зависеть развитие других процессов самоопределения непризнанных республик как на территории стран СНГ, так и дальнего зарубежья. *** На сегодняшний день становится очевидным, что косовский прецедент имеет все шансы стать "ящиком Пандоры", который, открывшись, начнет практически неконтролируемые процессы в европейских странах, на Ближнем Востоке и Азии. Напомним, что подобных уникальных случаев в мире насчитывается порядка 200. Достаточно вспомнить ситуацию вокруг Турецкой республики Северного Кипра, вопрос о немного забытой Стране басков и Каталонии, фламандской части Бельгии и т.д. Да и в Канаде ситуация вокруг статуса Квебека остается в подвешенном состоянии, не говоря уже про азиатский Косово - Восточный Тимор. Вопрос о статусе Тибета в Китае также получит дополнительный импульс. Что касается Ближнего Востока, то здесь можно вспомнить Иран (район Тебриза, населенный иранскими азербайджанцами, провинция Хузестан, где живут иранские арабы), печально известную Палестину, Ирак (с курдской идеей построения Независимого Курдистана) и другие страны. В этой связи, по факту решения вопроса о суверенитете Косово, велика вероятность роста напряженности во многих конфликтных зонах и обострение противоречий в тех зонах, где еще сильны настроения в отношении обретения независимости и суверенитета. Что же касается судьбы Косово, то здесь в большей степени все будет зависеть от амбиций и дальновидности политических лидеров стран, которые пытаются войти в мировую историю. Вместе с тем последним звеном в этой политической игре с участием разноуровневых игроков, как и прежде, остается народ, который и дальше на себе будет испытывать все "прелести" политических игр ведущих стран мира… Фото с сайта http://img.rosbalt.ru
Загрузка...