Опубликовано: 853

Когда подорожают таблетки?

Когда подорожают таблетки?

Лекарственные средства, медикаменты и таблетки в скором времени должны будут подскочить в цене.

К такому выводу пришли члены Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности (АПиРФД) после выхода в свет постановления правительства за №488 от 29 апреля 2004 года. Во-первых, о нем узнали в тот самый период, когда он начал действовать. Похоже, даже в самом Министерстве здравоохранения не все знали о выходе данного документа. Во-вторых, его издали задним числом. Постановление датировано 29 апреля 2004 года. В "Казправде" опубликовано 5 мая, а как в нем указано, оказывается, вступило в силу с 1 января 2004 года. Просьба обратить внимание на эту подробность, о которой мы поговорим чуть позже. Само по себе постановление серое и неприметное, и еще, к тому же зашифрованное, словно китайская грамота. Т.е. написано оно, конечно, по-русски, но из текста ничего невозможно понять простому человеку, если даже прочитать пять раз кряду. Здесь уже требуются зубастые и глазастые профи от юриспруденции, которые знакомы с постановлениями правительства относительно фармакологической деятельности. И третья основная часть проблемы связана с тем, что данный документ бьет точно ниже пояса участников фармрынка. Постановление вводит НДС на целый перечень изделий медицинского назначения, медтехники, оборудования, комплектующих и т.д. НДС на данный перечень изделий был отменен в 2000 году. И вот история повторяется. Правительственный указ вносит дополнения и изменения в собственные постановления от 10 марта 2000 года за №378 и от 23 января 2002 года за №84. Суть постановления заключается в том, что предприятия, которые приобретают медицинское оборудование и технику с целью дальнейшей продажи, должны будут платить НДС, который они после 2000 года не платили до 1 января этого года. Необходимо обратить внимание в постановлении на следующую фразу: "…абзац второй примечания после слов "обязательство о целевом использовании ввозимых товаров." Дополнить предложением следующего содержания: "При этом к целевому использованию не относится дальнейшая реализация этих товаров иным лицам, которые будут использовать данные товары по назначению". Как раз в этой полной бессмысленных символов фразе и скрыт истинный смысл тайнописи. Фармацевты говорят, что таможенники используют данное постановление на "всю катушку": азбука Морзе и "пляшущие человечки" Конан Дойла отдыхают. Сегодняшняя практика строится следующим образом. Ни одна больница не может приобрести для своей профессиональной деятельности ни таблетки, ни шприца, не говоря уже обо всем остальном иначе как через тендер. Иными словами, поставки в госучреждения сегодня осуществляются через частный сектор, или как говорят экономисты, реальный сектор экономики. Есть еще рынок частных клиник и больниц. Если медоборудование, за которое сегодня правительство предлагает заплатить НДС, приобретается для собственной профдеятельности, то этот самый НДС не уплачивается. Налог на добавленную стоимость будут платить те предприятия, которые занимаются дальнейшей продажей медоборудования, к примеру, тем же государственным больницам на тендерах и т.д. Сам факт введения НДС на медоборудование - это еще полбеды. Закавыка заключается в том, что постановление ввели в действие задним числом. Предприятия уже заключили договоры, победили на тендерах, провели операции с деньгами. А теперь оказывается, что они все в долгу перед государством. И должны заплатить в казну деньги, которые не включили в договоры. Единственный выход в данной ситуации? Правильно, накручивание цен на свою остальную продукцию. То есть грядет повсеместное увеличение цен на таблетки, медтехнику и прочее. В конце концов, местное производство опять проигрывает, потому что будет стоить дороже, чем импортное. В данной ситуации выигрывают только крупные медицинские промышленные предприятия. По мнению Зурият Сыбанкуловой, президента АПиРФД, часть предприятий может не пережить данное постановление и разориться. В свое время, начиная с 1990­х годов прошлого века, заниматься аптечным, фармакологическим бизнесом было сказочно прибыльно. Рентабельность подскакивала порой до 200% благодаря большому спросу на пилюли и дефициту поставщиков. Со временем данный рынок переживал увеличение числа участников. И сегодня там теснота. Рентабельность начала падать. Здесь появились не только те, кто занимается непосредственно продажей, но и производством. Сегодня в Алматы работает около 53 промышленных медицинских предприятий. А торгово-посреднических фирм - того больше, и намного. Похоже, кроме всего прочего, предпринимательские умы заняты думками, как лучше отсеять конкурентов. Теперь абстрагируемся и обсудим тему правоприменительной практики. Снова вернемся к дате, которой регламентируются временные рамки данного документа. Все постановления, правила, и инструкции разрабатываются и применяются в соответствии с Законом "О нормативно-правовых актах". Сразу скажу, что там есть лазейка для "удобных" правовых документов, в том числе с "задними" датами. В частности, подпункт 1 пункта 1 статьи 36 Закона "О нормативно-правовых актах" гласит следующее: "Законы РК, указы Президента РК, Постановления Правительства РК вступают в силу по истечении десяти календарных дней, после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки". Как раз словосочетание "иные сроки", или вообще понятие "…иное", "…если иное не предусмотрено законами РК…", или другие отсылочные нормы, которые не называют конкретных норм законов, вызывают сомнение у юристов­экспертов. Через такие "окошечки" можно протащить любую коррупцию. Идем дальше. В пункте 3 статьи 37 этого же Закона сказано следующее: "…нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют". На простом человеческом языке, обратной силой считается "задняя дата", в том числе. Иными словами, невозможно два раза войти в одну реку, нельзя два раза нести наказание за одно и тоже нарушение закона. Кстати, в соответствии с законодательством, все нормативно-правовые акты должны проходить экспертизу в минюсте. Но, являясь частью кабмина, данная почтенная организация уже давно славится тем, что пропускает сомнительные с точки зрения юридической науки документы… Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com
Загрузка...