Опубликовано: 993

Kinder-money

Kinder-money

На мой взгляд, воспитывая ребенка, каждый родитель должен суметь объяснить ему два самых важных вопроса, от которых будет зависеть дальнейшая судьба уже взрослого человека: откуда берутся дети и как тратить деньги.

Среди моих друзей, есть две личности, которым плохо объяснили и то, и другое. В итоге одному, из-за отбитой ремнем буквой "Х" (на открытом уроке в детском саду, отвечая на вопрос воспитателя: "Дети, какие слова знаете на эту букву?", - он с детской непосредственностью произнес…ну, сами, догадываетесь какое слово. К несчастью, вечером воспитание продолжили родители, в какой форме остается загадкой, только он до сих пор с этой буквой на "вы"), сложно находить общий язык с противоположным полом. И другая пострадала от такого же антипедагогического подхода родителей. Ее семья жила небогато, считая каждую копейку. Как-то ее отправили в магазин за хлебом, а она купила сладости. Вернувшись, домой получила взбучку, смысл которой сводился к тому, что нельзя покупать все что хочешь. Она так и поступала до первой зарплаты, а главное, и теперь не умеет тратить деньги, спуская их в никуда. Раньше я как-то не придавала значения проблеме рациональной траты денег. В свое время родители дали пару уроков, которые выручают и по сей день. Но буквально недавно в гости приехала сестра с 9-летней дочкой, и мне самой пришлось провести небольшой мастер-класс. Мы с племянницей пошли в супермаркет, подкатывая коляску с продуктами к кассе, я обратила внимание, что она как-то уж сильно потяжелела от ненужных, но красочно оформленных упаковок. Отойдя в сторону начала рассматривать, чем моя дорогая племяшка Карина загрузила тележку. С одной стороны, как-то неудобно сказать моей маленькой гостье, что все это не нужно и очень дорого, но и покупать все подряд тоже не хотелось. Стараясь не обидеть ребенка, начала денежный ликбез. Для затравки сказала, что могу купить ей, что она хочет, но только на 300 тенге. Потратив небольшое количество времени, пока Карина подсчитывала на какую сумму "вытянули" ее желания, мы снова прошлись по торговому залу, разложили ненужное по прилавкам. В итоге остался один детский шампунь и сладости, которых было много. Сумма все же превышала ранее оговоренную. Не зная как поступить, девочка стояла с растерянным видом, ведь желание не совпадало с возможностями. Тут, вспомнив из курса социологии метод парного ранжирования, предложила ребенку решить какие конфеты ей больше хочется, которые она никогда ранее не ела или привычные. В итоге способом сравнения в данном случае цены, веса и стоимости мы, наконец, определились. Придя домой, конечно, рассказала все в надежде на понимание. На что моя сестра сказала, что к своему стыду, у нее не получается толком объяснить дочке, почему она не может купить ей все что она хочет, и обычно поход по магазинам заканчивается слезами и плохим настроением. В итоге мне было предложено помочь ребенку научиться правильно тратить деньги, исходя из моего любимого психологического подхода. Итак, для начала несколько слов, какую роль личные деньги играют для ребенка. Наличие карманных денег создает возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. Немного сухой статистики К сожалению, в Казахстане нет исследований по экономической независимости детей, наверно потому что ее нет и у каждого родителя тоже. А вот в Европе около половины детей в возрасте от 6 до 17 лет получают карманные деньги еженедельно. Суммы составляют в среднем 7 долларов для детей в возрасте от 6 до 14 лет, и 21 доллар для детей в возрасте от 15 до 17 лет. Кроме того, почти половина детей в возрасте 15-17 лет имеют работу с частичной занятостью, как показывает исследование. С какого возраста уже пора? По мнению психологов, процесс money-ликбеза становится актуальным, когда малыш начинает ходить в школу (6 - 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их нужно с пользой потратить. Сколько давать? В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю. Если родители не выдают ребенку деньги, он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. У нас нет таких порядков, да и для нашего менталитета как-то диковато подавать жалобу на родителей. Поэтому обычно такие вещи в восточном обществе регламентируются возможностями родителей или способностями тратить деньги детьми. В идеале хорошо бы сделать совместный расчет для определения суммы, которая необходима для полноценной жизни. Не будем брать крайние варианты материального благополучия или неблагополучия, от которых никуда не уйти в нашем поляризованном мире. Обратимся к средней семье. Вот какие мы с Кариной сделали расчеты на месяц. Так как обед входит в оплату за обучение, то основными тратами является оплата сотового телефона 500 тенге, еще 300 тенге на жевательные резинки и мелкие сладости, покупка диска с мультиками 500 и на всякие непредвиденные случаи 100 тенге. В итоге 1400 тенге в месяц. Целью этого расчета не было зажать ребенка в жесткие материальные рамки. Просто совместное планирование расходов поможет лучше ориентироваться в окружающем мире, научит соизмерять свои потребности и возможности, что облегчит ей дальнейшую жизнь. Психологи рекомендуют заранее договориться с ребенком, на что он будет тратить свои карманные деньги, но желательно, чтобы это было: - что-нибудь вкусное в школьном буфете; - недорогие сувениры или ручки, карандаши; - откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки, компьютера, игровой приставки и т.д. А вот, если родители дают деньги только с условием (с косвенным контролем), что школьник потратит их на линейку и глазированный сырок, то это не привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше смириться со свободой ребенка в пределах 200 тенге, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения. В данном случае куда полезнее научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки. Даже если малыш заблуждается, стоит переубедить, но окончательный выбор оставить за ним. Неудачные приобретения - часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств, на первом этапе - полезные уроки не бывают бесплатными. Но многие родители, стремятся учиться исключительно на своих ошибках, пренебрегая рекомендациями специалистов, что иногда приводит к вечному конфликту поколений: Эллина: "В школьной столовой продается большое количество малополезных конфет. Дочке деньги на расходы в школе до недавнего времени не давались (не видела смысла, так как с собой всегда есть что перекусить), но ее угощают одноклассники, покупают в столовой конфеты и т.д. Поэтому стала давать с собой конфеты, чтобы угостила тех, кто ее угощает. А недавно открылось, что она постоянно берет деньги из своей копилки и буквально прячет их, чтобы я не обнаружила. И покупает на них конфеты в столовой или просто отдает детям: "У меня одноклассница попросила, я ей дала". То, что деньги надо зарабатывать, и что они не сыплются с неба, объясняли сотни раз, только до нее еще, видимо, не доходит. Напомнила дочурке, что деньги в копилке собирались на собаку. На что получила ответ: "У меня 2 копилки, в школу беру деньги только из одной, в другой коплю на собаку". Как она делит свои карманные деньги, не знаю". Сауле: "Мой сын совершенно не ориентировался в деньгах, спрашивал: "100 тенге это много?". Я его стала отправлять в магазин за молоком и хлебом, а потом объясняла, что из молока варю кашу для всех - это много или мало? Теперь он вполне самостоятельно обедает в школе, правда тоже покупает конфеты - что поделаешь, побочный эффект самостоятельности". Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если шестилетнему ребенку выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые несколько дней. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц - это подводит их к осознанию такого важного понятия, как "бюджет". Помимо общего принципа стоит и не забывать, что: Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности. Ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги. Но не путайте карманные деньги с прожиточным минимумом. Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание. А если вы, по каким-либо причинам, вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, необходимо объяснить причину, вызвавшую урезание. Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru Фото с сайта http://www.aif.ru
Загрузка...