Опубликовано: 22200

Хрустальный звон

Хрустальный звон

Иногда, проходя по посудным отделам, вы размышляете о том, что при случае охотно приобрели бы хрустальную вазу, чем-то напоминающую вам ту, что была у вас много лет назад (пока ее не разбили).

Однако - откуда этот хрусталь, кто его делал и каким образом, - для нас это часто остается тайной. Найти богатую информацию именно о хрустале - было мечтой автора уже несколько лет. И вот, наступил тот приятный момент, когда появилась возможность поделиться этой интересной информацией и с любознательными читателями. Хрусталь - (из энциклопедического словаря): от греческого "krystallos" - кристалл, особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Назван по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя характеризуются, высоким показателем преломления, что обусловливает их особый блеск и многоцветную игру света, отличаются значительной толщиной стенок, украшаются гравировкой, огранкой, резьбой. Решением короля Существует мнение, что "хрустальная история" началась в 1615 году, когда Его Высочество Якоб Первый, король Англии, ввел запрет на использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения (флот всегда имел стратегическое значение для британцев). Энергетические (древесные) ресурсы Англии были истощены, и переориентация на угольное топливо стала вполне рациональным решением создавшейся проблемы на энергетическом рынке того периода. Владельцы стекольных мини-заводов переоборудовали производство под угольное топливо. Таким образом, совершенно случайно было обнаружено, что в угольной печи стекло способно "обесцвечиваться", что не могло оставить равнодушными наиболее любознательных мастеров стекольного дела, и более того, творческая находка дала толчок для появления "ноу-хау" того времени, ведь мастера - стекловары начали экспериментировать в этом направлении, пытаясь вернуть своему товару прозрачность. Как известно, многие открытия и изобретения делаются спонтанно, поэтому неудивительно, что в ходе опытов со стеклом в 1676 году (то есть 330 лет назад) Георгом Равенскрофтом была создана оригинальная рецептура смеси стекломассы с оксидом свинца. При добавлении этого соединения стекло приобретает уже совершенно новые свойства: кроме прозрачности, прекрасного блеска и мелодичного звона (при легком ударе серебром, особенно) это еще и устойчивость к щелочным, кислым или спиртосодержащим жидкостям. Кроме того, оксид свинца весьма повышает и плотность изделия, у хрусталя это более 3 г/см3. Что влияет и на оптические свойства хрусталя: возрастает показатель преломления света, блеск и игра света в гранях. Помимо этого, добавление к стекломассе некоторого количества оксида свинца ведет к понижению твердости стекла, что, в свою очередь, существенно облегчает его "дополировку": при натирании готового изделия (ручная работа) появляется дополнительный блеск. Еще одна деталь: все хрустальные изделия всегда выпускаются отожженными - это специфический способ закалки стекла. Изделие нагревается до + 700 С и тут же быстро и равномерно охлаждается с помощью обдува. При таком сильном перепаде температур в стекле возникают высокие остаточные напряжения, равномерно распределенные по всему пространству и повышающие прочность изделия в 6-8 раз (!), а термостойкость - в 2-3 раза. В современном производстве хрусталя наряду с оксидом свинца используются оксиды бария и цинка, обладающие схожими свойствами. Вообще, наиболее известны разновидности хрусталя: Горный - природный кварц; Богемский - без содержания свинца (калиево-кальциевое стекло); Бариевый - вместо свинца - барий; Хрусталь свинцовый, изобретен более 300 лет назад Ровенкрофтом. Этот вид хрусталя получил широкое распространение по всему миру. Содержание окиси свинца от 6 % до 36 %. Мировой стандарт - 24 %. Созданы и новые, безсвинцовые составы. Одной из версий того, что ведется пропаганда о вредности свинцового (классического хрусталя), является конкурентное стремление вытеснить традиционные европейские фирмы с рынка хрусталя. Хрустальные подробности Хрусталь варится при температуре около + 1500 С. При этом происходят сложнейшие химические и физические процессы, в результате которых образуются весьма устойчивые комплексные соединения. Наряду с кварцевым песком и свинцом вводятся специальные добавки, существенно увеличивающие химическую стойкость хрусталя. Хрусталь не разрушается кислыми, щелочными или спиртосодержащими растворами (жидкостями), не вступает с ними в реакцию, - то есть можно безопасно пить и минеральную воду, и вино (содержащее некоторое количество винной, яблочной кислоты), и другие напитки, не причиняя себе вреда. Гута - от немецкого "der Hutte" (хижина, шалаш, горный завод, печь). Возможно, более древнее происхождение - от латинского "gutta" (капля). Так называли в Западной Европе и на Украине небольшие стекольные производства. В современном значении "гута" - часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий. Таким образом, "гутная работа" - метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувания (в форму и без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т.п.. При этом цикл операций производится непосредственно возле очень горячей стекловаренной печи (!). Гутные инструменты - стеклодувная трубка, ножницы для резки горячего стекла, щипцы, пинцеты, катальники - с помощью которых выдувается, формуется и декорируется гутное стекло. Температура стекломассы во время формования около + 1000 С. Профессиональные навыки приобретаются только методом ученичества. Гутная техника - древнейшая стекольная технология, возникшая около 5000 лет назад. Поскольку хрусталь все-таки более мягкий материал, чем простое стекло, то и традиционной для хрусталя обработкой является алмазная грань. Наносится вручную с помощью быстро вращающихся кругов из синтетического алмаза. Далее полируется химическим способом - подогретыми кислотами (!). Хрусталь также принято украшать и гравировкой. Маленькими колесами нежно снимают поверхностные слои стекла. Полировке гравированный рисунок уже не подвергается. "HAND MADE" Ручная работа: формы изделия выдуваются с помощью стеклодувных трубок и украшаются алмазной гранью или гравировкой. Это очень трудоемкий процесс, требующий особого подхода, уровня и навыков мастерства. Если хотите, это даже почерк мастера, который, естественно, могут отличить лишь "знатоки". Прессованные изделия из хрусталя: горячее стекло формуется в специальной пресс-форме. Принято считать, что прессованные изделия отличаются более толстыми стенками, на них заметны вертикальные швы от формы (хорошо видно на гладких участках), рисунки на гранях более сглаженные, и блеска меньше, чем у изделий ручной работы, впрочем, и формы - более простые. Однако, на самом деле отличить качественное прессованное изделие (его еще называют штампованным) от хрусталя ручной работы может только опытный специалист, эксперт. Прессованный сильно отличается ценой, его цена в 5-10 раз ниже, чем у хрусталя "hand made". Понятно, что с промышленными масштабами изготовления хрустальных бокалов, рюмок, стаканов и прочей изысканной посуды может справиться только машина. Неудивительно, что и предметы, изготовленные таким способом, часто похожи как две капли воды, что уже не является как бы произведением искусства, ведь штамповка, как известно, не обладает своими индивидуальными чертами. Учитывая же то обстоятельство, что инструменты стеклодувов веками не претерпевали каких-либо принципиальных изменений, можно смело сказать, что только вручную изготовленный бокал или фужер может впитать в себя частичку души мастера, полет фантазии, оригинальность мысли и почерк мастерства. Таким образом, в хрустальном сервизе ручной работы каждый его предмет, каждое изделие имеет едва заметное отличие. И это является как раз-таки признаком качества, а никак не недостатком. Предметы в отштампованном комплекте не имеют ни единого отличия, хотя блестят и звенят, и переливаются ничем не хуже, чем изделия "hand made". Разумеется, цена у них должна быть различна. О стандартах ЕЭС По мнению экспертов, стекло можно по праву называть словом "хрусталь", если оно содержит в себе от 6 % и до 36 % оксида свинца. В современном производстве хрусталя кроме оксида свинца используются и оксиды других элементов таблицы Менделеева, - оксиды бария и цинка, обладающие схожими свойствами. В Европе существуют европейские стандарты - стандарты ЕЭС относительно химического состава хрустальной массы. Покупая в Цюрихе европейский хрусталь или хрустальное стекло, следует знать, что надпись на упаковке хрупкого ценного товара "Crystalline" ("кристаллин") - соответствует содержанию 1-15 % оксида свинца, надпись "Crystall" ("хрусталь") - уже более дорогая вещь, так как в этом изделии присутствует 16 - 23 % оксида свинца, но есть и более концентрированные хрустальные изделия - "Full Lead Crystall" ("свинцовый хрусталь"), где состав оксида свинца уже доходит от 24 до 30 %. В СНГ, в частности в Российской Федерации, откуда прекрасные хрустальные товары поступают на рынки постсоветского пространства, существует государственный стандарт качества ГОСТ 24315 - 80: если стекло содержит не менее 10 % оксидов свинца, то оно считается хрустальным стеклом; если содержание оксида свинца от 18 до 24 %, то перед нами "малосвинцовый" хрусталь; если речь идет уже о более сильной концентрации свинца в стекле - 24 - 30 %, то это уже более дорогой свинцовый хрусталь, из чего следует, что присутствие в хрустале более 30 % оксида свинца ценится по стоимости самого дорогого "высокосвинцового" хрусталя. Качество - в хрустальном звоне Определить, насколько качественно хрустальное изделие, за которое вы собираетесь заплатить деньги, не так уж и сложно. Прежде всего, его следует осмотреть, так как в процессе транспортировки могли произойти непредвиденные ситуации. Даже в приличном магазине порой покупателям пытаются "спихнуть" товар "с трещинкой", или с едва заметным браком, о существовании которого знают только старший товаровед и продавец. В любом случае, необходимо неторопливо, внимательно осмотреть товар. Как утверждают эксперты, качество хрустальной массы определяется, прежде всего, процентом содержащегося в нем оксида свинца. Чем он выше процентное содержание добавки оксида свинца, тем прозрачнее хрустальное изделие, и тем звонче, а значит, дороже. Кроме того, в хрустальной массе не должно быть пузырьков воздуха, каких-то "мушек", вкраплений, помутнений. Хрусталь - не янтарь, в котором ценятся и застывшие "мушки", и лапки доисторических насекомых. Хрустальный - это значит ясный, кристально чистый, прозрачный предмет. О качестве материала свидетельствует и долгий, чистый, хрустальный звон. Можно взять серебряный предмет - ложку, нож, да хотя бы и колечко, - слегка, мягко стукнув серебряным предметом о край бокала (вазы), можно извлечь особенный звук, присущий именно этому (хрустальному) предмету. Автор была однажды свидетелем "эксклюзивного исполнения", оригинально озвученного серебряной чайной ложкой, а затем и ножом, на хрустальных бокалах и вазах, расставленных на столе, известного романса - на вечеринке - презентации одного известного казахстанского поэта. В полной тишине хрустальные звуки невероятно романтичны, некая иллюзия мелодичной хрупкой сказки необыкновенно очаровывает. Не потому ли, когда произносят тост, "чоканье" хрустальными бокалами привносит в нашу жизнь яркое, но краткое очарование, нежный, едва уловимый звук - из песенки нашей Госпожи Фортуны, - всего лишь пара нот, и мы готовы простить ей все… О хрустальном стекле По мнению экспертов, хрустальное стекло содержит в себе около 10 % оксида свинца - это удачный компромисс между блеском и переливанием хрусталя и неброской изысканностью дорогого стекла. Оно обладает едва заметной белизной чистого, голубоватого льда, отличается от обычного стекла более ощутимой массой (так как плотность его больше), ярким полированным блеском и тонким "хрустальным звоном". Принято считать, что хрустальное стекло (в отличие от настоящего хрусталя) можно мыть и в посудомоечной машине. Хрустальное стекло несколько мягче обычного стекла и в то же время - тверже хрусталя, - поэтому натирание и интенсивное мытье - элементарные и безопасные правила ухода за хрустальным стеклом. Одним из наиболее известных производителей изделий из хрустального стекла является австрийская компания "Stoelzle Oberglass", особенностями технологии изготовления стекла в которой являются отказ от весьма популярного приема - "оплавки" краев изделий, придающих некоторую прочность фужерам и рюмкам. Однако весьма важным пунктом в списке достоинств изделий данной компании являются высокие оптические характеристики стекла, позволяющие насладиться не только вкусом напитков, но и ароматом, и даже цветом. Здесь для каждого напитка создается своя (предусмотренная) форма, и даже края бокала. Как известно, "Oberglass" шлифует края изделий отдельных линий, потому качественно отшлифованный край бокала позволяет ощутить и оценить, в полной мере насладиться прелестями божественного вина, вдохнуть в себя букет. Одной из технологических особенностей изготовления бокалов данной компании является метод "выдувания" из одной капли стекла как самого "пойла" так и ножки бокала, - то есть создается монолитная конструкция для каждого изделия. Несомненно, это придает изделиям большее качество, некий запас прочности. В Гусь-Хрустальном Богатая история хрустального завода в Гусь-Хрустальном конями ушла в века. Разумеется, в России такое предприятие могли основать только неординарные люди, какими и являлись Мальцовы. Династия Мальцовых - чудный феномен, именуемый "Мальцовской стекольной империей". Историческая экскурсия с Н.Т. Пак к истокам "хрустальной империи" красноречиво свидетельствует: - В 1723 г. житель Гжатской пристани Назар Дружинин и калужский посадский человек Сергей Аксенов получили разрешение "завести в Карачевском уезде да в Можайском уезде в дворцовой Покровской волости на пустошах Ширяевой и Кудиновой стекольные заводы". Для расширения этих заводов и увеличения их производительности в 1974 году было разрешено принять в "компанейщики" и В.В. Мальцова ("большого"). А в 1730-м году, после смерти своих товарищей, Василий Мальцов становится главным и единственным владельцем хрустальной фабрики в Можайском уезде. Для расширения производства и выпуска хрусталя высокосортного Мальцов заключил контракт с тремя богемскими мастерами: резчиком Иосифом Генкиным, выдувальщиком Матиусом Томасевичем, и шлифовщиком Иосифом Старком. Спустя 10 лет, в 1740-е годы, Можайский завод Мальцова становится уже одним из самых знаменитых в России. Так осталась запись в "Мануфактур-коллегии", где упоминалось, что образцы Мальцовских изделий были признаны "наилутши против иностранных", и было разрешено владельцу завода "клеймо на той посуде вырезать у каждой посуды". В то время на заводе изготавливали штофы, рюмки, бокалы, гравированные с позолотой. В 1746 году В. Мальцов подает "челобитную" на имя императрицы Елизаветы Петровны с прошением о введении в права наследников двух сыновей, - Александра и Акима. Затем, купив сельцо Новое в Можайском уезде с 37 крепостными, основали Новосельский завод, который вырабатывал оконное стекло, хрустальную и стеклянную посуду, пока через год не вышел указ, запрещающий строительство стекольных и железных заводов вблизи Москвы и Петербурга. Поэтому в 1750 году Александр Мальцов переводит часть хрустальной фабрики в село Радутино Трубчевского уезда Орловской губернии (ныне Брянская область). В 1755 году Мальцов покупает землю в с. Никулино у саранского помещика Симонова. Спустя год, в 1757 году, на реке Гусь и ее небольших притоках заводчик Мальцов пускает в работу хрустальную фабрику, которая стала началом "Гусь-Хрустального". В 1759 году Аким строит второй завод при имении Никулино, на котором вырабатывает оконное стекло. К 1782 году число мастеров на обеих фабриках увеличилось до 350. В 1760-е годы двоюродный брат Акима Мальцова, - Фома Васильевич Мальцов активно начинает развивать стекольное производство, - в 1764 году он основал стеклянную и хрустальную фабрику при речке Ястреб, а в 1775 году - Золотковскую фабрику в сельце Золотково, где делали посуду "хрустальную со шлифовкой, рисовкой и мулевкой". К началу 19 века Фома Мальцов был уже владельцем пяти заводов во Владимирской губернии. В 1775 году Аким и Фома "восстановились" в дворянстве, для чего им пришлось "доказать", что они являются прямыми потомками Богдана Афанасьевича сына Мальцова из града Чернигова, внесенного в "общий гербовник дворянских родов" в 1634 году. Таким образом, переход в дворянское сословие давал им крупные возможности для промышленного предпринимательства. Далее Мальцовы скупали огромные лесные и земельные угодья, крестьян, тем самым, закладывая основы для строительства будущих фабрик. К концу 18 века Мальцовы владели 16-ю заводами! В 1788 году (овдовев) Мария Васильевна Мальцова покупает у Авдотьи Мальцовой Радицкую фабрику, строит серию мелких фабрик по выпуску стеклопосуды, а также закладывает знаменитую "Дятьковскую" - хрустальную фабрику в деревне Дятьковичи. В 1823 году И.С. Мальцов становится владельцем, наследником целого списка стекольных заводов во главе с Гусевской хрустальной фабрикой. К этому моменту эти предприятия работали в основном на межрайонный рынок: посуда, бутылки, стеклянная и хрустальная продукция, листовое стекло. Следует сказать, что из-за ограниченности рынка сбыта, недостатка путей сообщения при огромных расстояниях, отсутствия денежных вливаний и целого ряда других причин в стекольном производстве назревает застой, результатом которого уже является отрицательный доход, убытки. Были необходимы уже кардинальные меры, перспективные планы развития. После экскурсий на богемские фабрики Мальцов узнал, что богемское стекло не имеет металлических оснований. Так, на Гусевской фабрике стали использовать простые стеклянные составы, взамен настоящего, хрустального, что послужило появлением на рынке России большого количества дешевой стеклянной посуды. Мальцовы первыми из российских стекольных промышленников доказали на практике, что реальна возможность выделывания из обыкновенных, тщательно очищенных составов изделия, очень похожие на хрустальные - так называемый "богемский хрусталь". В конце 30-х годов 19 века изделия мальцовских заводов пользовались популярностью на рынке сбыта в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Варшаве, Риге, Ташкенте (!), а также во многих других городах. Однако, придерживаясь перспективной позиции развития, Мальцовы вкладывали приличные суммы на опыты, проводимые для хрустального производства, что дало свои результаты, - получение рубинового стекла, - выкрашенного медью, уранового стекла (!), зеленовато-желтого цвета. Социально-благотворительная деятельность Мальцова также заслуживает особого внимания. Он устраивает для рабочих больницы, аптеки, училище для детей мастеровых, не говоря уже о вкладах на устройство благотворительных заведений. Что интересно, на себя лично И.С. Мальцов тратил ничтожно малую часть своих доходов! Наравне с Третьяковым (который основал галерею на свои средства), Морозовым, Щукиным, Мамонтовым и др. - Мальцов был меценатом и покровителем просвещения, культуры и искусства в России. 15.11.1880 года в городе Ницце скончался богатейший человек России ХIХ века, король русского хрусталя, дипломат, камергер Двора, действительный тайный советник, кавалер почти всех русских орденов и многих иностранных - Иван Сергеевич Мальцов. Наследника миллионного состояния у него не было, поэтому его имущество унаследовал племянник. Ю.С. Нечаев, но за это он должен был принять фамилию Мальцова - по завещанию покойного. Ю.С. Нечаев-Мальцов весьма достойно продолжил дела дяди по всем направлениям, в благотворительности и меценатстве - в том числе. Внедряются новые технологии в хрустальном деле, - новые способы декорирования стеклоизделий - в технике "галле", "ирризации", "миллифиори", "люстр". Монтируются поточные механизированные линии нанесения алмазной грани и кислотной обработки. Итак, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году изделия Гусь-Хрустального получили бронзовую награду, - и это когда десятки европейских конкурентов также выставляли свои изделия! А на фабриках Гуся продолжалось строительство каменных домов для рабочих и служащих, строились церковно-приходские школы для детей мастеровых и рабочих, общественные здания. По завещанию Ивана Сергеевича Мальцова в городе Владимире строится (на его деньги) ремесленное училище, в этом здании и сегодня размещается учебное заведение - авиамеханический колледж! Следует сказать, что Ю.С. Нечаев-Мальцов многие годы был почетным членом, а затем и вице-президентом Общества поощрения художеств, членом Академии художеств. На средства Нечаева-Мальцова были построены различные благотворительные учреждения, ряд церквей, - в России и за ее пределами, а также музеи, в том числе - Музей изящных искусств, - сегодня это Музей изобразительного искусства (им. Пушкина). Более того, в музее большие коллекции египетского искусства - из личной коллекции Мальцова, как и многое другое. И, кстати, за Музей Мальцову было пожаловано звание обер-гофмейстера Высочайшего Двора и высший Орден Александра Невского! Знаменитые храмы - св. Георгия в имении Гусь во Владимирской губернии, храм св. Великомученика Дмитрия в имении Полибино Рязанской губернии - построены и оформлены на деньги Мальцова, а также на его средства расписаны в свое время знаменитыми художниками Васнецовым, Крамским и другими. Музей же хрусталя открыт сегодня для всех. О промышленных масштабах можно сказать следующее: в 1851 году Гусевской хрустальный завод выпустил 1 993 330 штук изделий на 157836 рублей серебром (тогда русский рубль был очень ценной валютой). Журнал той эпохи отмечал, что "завод представляет собою образцовое учреждение не только в губернии, но и в целой России. Справедливо пользуется доверием покупателей. Изделия завода представляют собой образцовые произведения, как по чистоте хрусталя, так и по изящным рисункам, разнообразию сортов. Получают вещи от самых высоких до самых низких, доходящие до 0,5 копеек за штуку. Этим завод удовлетворяет покупателей как бедных так и богатых…". Венецианско - богемский секрет Венецию эксперты считают сердцем европейского стеклоделия. Многие секреты производства были заимствованы (методом промышленного шпионажа) у мастеров Востока. Образцы художественных изделий были завезены из Константинополя. Однако и сами венецианские стеклодувы для развития технологий сделали немало: изобрели филигрань, - внедренную в стеклянную массу цветную или прозрачную тончайшую стеклянную нить. Венецианское стекло еще называют "муранским", - по названию маленького острова Мурано близ Венеции, куда в конце 13 века переселились многие стеклянные мастерские. Расцвет и мировое признание муранского стекла датируются 15-16 веками, являя собой образцы искусства эпохи позднего Возрождения, когда формировались многие формы сосудов для питья, позднее ставшие классическими. Это стаканы в виде воронок на низких ножках, более широкие внизу и сужающиеся кверху бокалы, сосуды в виде готических кубков. Основной отличительной чертой муранского стекла была (и остается) тонкость, поразительная, невесомая, прозрачная, изысканная. Разглашение промышленных секретов производства стекла каралось весьма беспощадно, - по всем канонам средневековой Венеции. Стекло приносило колоссальную прибыль, и, кроме того, громкую славу. Даже после смерти стеклодува членам его семьи запрещалось выезжать из города, чтобы не было риска "продажи" секретов бесценного ремесла. Тем не менее, в Богемии в 13 веке в стекольных мастерских почему-то появлялись практически "копии" изделий венецианских и муранских мастеров (плагиат был налицо). Не исключено, что кому-то из стеклодувов удалось благополучно "покинуть" Италию, эмигрировать, - вместе с образцами стекольной массы и ее секретами. Однако почитатели муранского стекла склонны видеть в чешских изделиях некоторую "тяжесть", отсутствие изящества, что подразумевает собой влияние тлетворных вкусов саксонских стеклоделов, поселившихся в Богемии с 16 века. Однако именно немецкому стеклодуву в конце 17 века, упорно трудившемуся в Богемии, удалось выплавить стекло невероятной прозрачности. Технология его стала фирменной "богемской", и по сей день именно за чистоту ценится в мире стекло Чехии и Словакии. Богемское стекло проходит 7 этапов производства. В настоящее время под маркой "Bohemia" выпускается чешское стекло производства ассоциации "Crystalex", объединяющей заводы "Novy Bor" (Эгерманн, завод славится своим цветным стеклом), "Karolinka", "Kventa", "Vrbno por Pradedem", "Chlum". При покупке стоит более внимательно отнестись к маркировке завода-изготовителя, на упаковке должно быть одно из названий, перечисленных выше. Если нет ничего из этих названий, а вам пытаются внушить, что этот товар - "чистая богемия", - не стоит доверять! С 1892 года марка "RONA" словацкого завода "LR Crystal" получила свою известность. Его специализация - рюмки и бокалы из прозрачного, а также белого, дымчатого, цветного стекла. Среди знаменитых производителей богемского стекла - чешские заводы "Братья Йилкове" из Каменицки Шенов и "Рикл и сыновья" из Вчельника. Для респектабельных домов Современный рынок хрустальной продукции представлен весьма широким ассортиментом марок разных ценовых категорий - от отечественных, до очень дорогих, элитных, отвечающих самых изысканным требованиям и вкусам, для посетителей самых дорогих ресторанов, украшения дворцов. По мнению экспертов, весьма достоин похвал и внимания высококачественный хрусталь марок: - "Waterford" (ирландский хрусталь - бесцветный, прозрачный, 33 % оксида свинца, изрядная доля кварца, бикарбонат калия, небольшое количество битого хрусталя (!), "сваренного" за 36 часов при + 1400 С, блеск бокалов серебристо-сияющий); - "Lalique" (известна коллекционерам и ценителям необычного хрусталя, конек фирмы - матовый, сатинированный хрусталь, процесс приготовления которого проходит вручную, поэтому изделия дорого стоят); - "Dartington Crystal" (британское производство, чаще всего в дорогих отелях, ресторанах, престижных клубах, этот хрусталь имеет уникальную белизну, высокие оптические показатели, секрет качества производства заключается в очень долгой варке хрусталя, особые "фирменные" приметы изделий - шлифованные края и гравировка "DC" на ножке бокала); - "Schott Zwiesel" и "Libbey" (отличаются большой прочностью наиболее уязвимых мест бокалов - краев, качество достигается при помощи специальной технологии повторного обжига уже готовых изделий по краям, после чего появляется некое "кольцо безопасности", которое не допускает дефект - "осыпь края", в то время как сами края обрезаются при помощи лазера, что не способствует уменьшению стоимости, но положительно отражается на качестве изделий, кроме того, изделия от "Libbey" на ножке выпускаются монолитной структурой: их выдувают целиком, добиваясь прочности), - "Saint Louis", "Nachtmann", "Rosental", "Villeroy&Boch", "Stolze", "Riedel", и, конечно, богемский хрусталь от словацкого завода "Словгласс Полтар", и чешского завода "Йиглавские скларны Богемия". Богемские бокалы можно отличить по шву, который едва заметен у основания ножки, либо на донышке бокала. Богемский хрусталь бывает штампованным (прессованным) и ручной работы (Hand made). Ценится также хрустальное стекло марки "Oberglass" ("Обергласс"). Все эти перечисленные товарные марки - в списке наиболее дорогих хрустальных изделий, но они же являют собой образцы европейского качества. Однако здесь также следует избегать подделок. - Российская продукция от Гусь-Хрустального также весьма ценится на мировом рынке, - особенно эксклюзивные вещи ручной работы (Hand made) - роскошные наборы для изысканной сервировки стола и многое другое. Хрустальные витрины в Алматы Все-таки имеет большое значение расположение солнечного южного города - здесь крупнейшие железнодорожные узлы, крупнейшие автомобильные трассы и достаточно мощный аэропорт, что в общей сложности позволяет алматинцам осуществлять торговые операции практически по всем товарам, разрешенным законом. Хрусталь - всегда считался ходовым товаром, а стремление людей как можно лучше устроить свой быт, разнообразить домашний уют на радость себе и домочадцам - вполне здоровое желание, хрусталь же не является роскошью в прямом смысле слова, это всего лишь посуда, украшение стола, дома, но - какая посуда! Итак, витрины с хрусталем красноречиво свидетельствуют о том, что наши дружеские отношения со странами материка Евразия на высоком уровне. Мы можем купить себе и хрусталь из Европы, Чехии, и из России - производства Дятьково, производства Гусь-Хрустальный, Первомайский, и т.д. Однако, если говорить о люстрах, то в Алматы в основном хрустальные люстры из Европы, но ведь среднестатистический алматинец, да и любой казахстанец может приобрести люстру для своей квартиры, - такие покупки делаются порой только раз-два в жизни, да и то, - качественная вещь из хрусталя служит вечность и часто передается по наследству. Даже на оптовом рынке, что на пересечении улиц Розыбакиева/Толе би, можно купить хрустальные предметы, например, вазочку для варенья или меда - всего-то за 300 тенге (около 2-х долларов), большую вазу для цветов стоимостью от 3000 тенге и выше. На маленьких наклейках, как правило, круглой формы, с эмблемами завода-изготовителя, можно прочесть о содержании свинца в хрустале: "PbO 24 %", - что соответствует мировому стандарту. В крупных магазинах есть изделия из цветного хрусталя (стекла), коричневого, синего. Так громадная ваза для крупных букетов из синего стекла производства Гусь-Хрустальный стоит, например, 11 000 тенге, - такую вазу (высотой почти в 70 см) можно ставить в большой комнате на полу, с красивыми камышами, - в качестве декорации. Она не очень прозрачная, но нежно сияет и переливается. Кстати, по учению "Фэн-Шуй" хороши вазы с зауженным "горлышком", они собирают положительную энергию, и для благополучия вашего союза (семьи) желательно, чтобы в юго-западной части вашего дома (спальни) стояли две одинаковые вазы с зауженными горлышками, и лучше всего - из материалов "земли" - керамики, хрусталя, оникса, теплых оттенков, расписанные цветами или фруктами, разумеется, без единой трещинки. А если вспомнить слова Достоевского, о том, что "красота может спасти мир", - то вдруг мир в вашем доме укрепит пара таких вазочек?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи