Опубликовано: 1025

Казахстанские аулы: как Феникс из пепла?

Казахстанские аулы: как Феникс из пепла?

В народе говорят: маленький ребенок - маленькие проблемы, большой ребенок - большие. К сожалению, эту вековую мудрость нельзя спроецировать на села и города, сказав по аналогии, что в небольшом поселочке и проблемы "копеечные". Если крупные города с приходом рынка весьма быстро стали монстрами цивилизации, то "малые родины" - это не распутанный доселе клубок неразрешимых социальных, экономических и прочих проблем. Но за ночью всегда наступает

день... и в туманном будущем сельских глубинок забрезжил рассвет. Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем традиционном послании отвел развитию аула приоритетное место, предложив 2003-2005 годы посвятить решению проблем и возрождению села. Во вполне обозримом прошлом колхозы и совхозы без преувеличения кормили города. А приусадебное хозяйство обеспечивало безбедное существование сельских жителей. Как ни странно, со вступлением Казахстана в этап рыночной экономики сельскохозяйственный рог изобилия начал иссякать. Наряду с ростом общестатистических доходов населения стал набирать темп процесс тотального обнищания и маргинализации сельчан. Многие специалисты видят причину социальной и экономической деградации прежде всего в приватизации, которую провели на селе необдуманно, поспешно, без просчетов, а скорее с иллюзиями радужных потенциальных результатов. Реформированием села столь увлеклись, что результаты превзошли ожидания... с точностью до наоборот. Аулы и села в большинстве своем медленно, но верно разорялись, порой разворовывались. Изменение форм собственности перекрыло кран существовавших ранее государственного финансирования и дотаций в сельскохозяйственную отрасль. Вкупе с ухудшением экологической обстановки это привело в упадок животноводческую отрасль, увеличилось количество бесхозных земель, которые с годами превращались из плодородных пашен в заросшие сорняками неудобья. Совершенно обычным явлением в сельской местности стали задержки пенсий и пособий, невыплаты зарплаты. Все это нашло отражение в массовой и стихийной миграции сельского населения в иные "земли обетованные", где можно было заработать на кусок хлеба. С 1993 по 1998 годы внутренняя межрайонная и межобластная миграция составила один миллион сто тысяч человек. А в 2000-2001 годах в стране в результате вынужденной и неуправляемой миграции сельского населения прекратили существование 186 населенных пунктов. Предполагается, что в этом году будет упразднено еще 93. Сегодня в республике, по словам президента страны Нурсултана Назарбаева переизбыток сельского населения, которое составляет 43 процента. Для сравнения, в развитых странах всего 3-5 процентов сельских жителей, которые обеспечивают сельхозпродукцией не только внутренний рынок, но и экспортируют ее. Большинство из наших аульчан живут за чертой бедности и несмотря на массовое "бегство" в города, около 1 миллиона человек по-прежнему живут в депрессивных, отсталых регионах республики. В Казахстане уже предпринимались попытки решения проблем депрессивных регионов. В 1989 году 71 из 205 сельских районов были признаны отстающими. И 30 из 71 района были выделены в категорию особо нуждающихся в помощи. Тогда для их развития из бюджета был выделен почти миллион рублей. Но, к сожалению, на этом модернизация села и закончилась. Вот, наконец, настал тот благословенный момент, когда, как подчеркнул президент Нурсултан Назарбаев, у государства накопилось достаточно средств, чтобы решить проблемы села. Перед правительством республики глава государства поставил ряд задач по усилению агропромышленной специализации страны. В частности, говорилось о том, что следует изменить механизмы государственного финансирования сельского хозяйства. По мнению президента, финансироваться из бюджета должны только перспективные отрасли сельскохозяйственного производства и регионы страны. Также следует пересмотреть тарифную и налоговую политику на селе, повысить конкурентноспособность сельхозпроизводства на мировых рынках, прежде всего зерновом. Очевидна и необходимость льготного кредитования аграрного сектора с применением практики микрокредитования, развитие лизинга. Правительству страны поручено в кратчайшие сроки разработать трехлетнюю программу развития агропромышленного комплекса, а также комплексную модель расселения сельского населения с учетом миграционных процессов. Словом, у сельских жителей появилась надежда на достойную жизнь и, думается, они с нетерпением ждут программы развития агропромышленного комплекса, над которой спешно будут корпеть в ближайшее время экономически подкованные правительственные криэйтеры. Надо полагать, что она (программа) будет построена не только на экономических и финансовых инструментах. А для этого было бы неплохо подключить к ее разработке тех, кто видит село не из окна служебного автомобиля. Тех, кто любит землю, работает и живет на ней - агрономов, специалистов-землеустроителей, а, кроме того правоведов и даже психологов. Ведь, зачастую, оказывается так, что при разработке самых, что ни на есть, народных программ не учитывается менталитет этого самого народа. Трудно спорить с тем, что продуманная финансово-экономическая сторона в реанимировании села - одна из главных составных успеха. Но при этом не стоит забывать об образовании, специализированного в том числе, уровень которого на селе весьма низок. Случалось такое, когда акимат оказывал сельским жителям помощь, ну, к примеру, выделял цыплят для разведения, но "сколотить" свое хозяйство труженики так и не смогли по той простой причине, что не знали, как правильно за ними ухаживать. За долгое время вынужденного простоя в хозяйстве остается все меньше людей "от сохи", а многие, так называемые, "асфальтные" сельчане сегодня толком не знают с какого бока подойти к корове, чем болеют животные, растения и прочее. Необходимость организации специальных курсов "сельскохозяственного ликбеза" очевидна. Нельзя не вспомнить о том, что за 10 лет переходного периода больше всего пострадали сельские школы. Процесс оптимизации был плачевен - прекратили существование многие малокомплектные и обычные школы. В них стало просто некого и некому учить. Квалифицированные учителя, медики и другие востребованные специалисты уезжали из села из-за отсутствия перспектив, выпускники вузов не возвращались в родные села. И первокурснику понятно, что для реформирования села нужны не только профессиональные управленцы, экономисты, аграрии, но и квалифицированные работники социальной сферы. Быть может, стоит задуматься о возрождении советской системы "направления", когда колхоз, предприятие оплачивает учебу студента в том или ином вузе по необходимой специальности с тем условием, что выпускник вернется на работу в родное село и отработает определенный срок. Возрождение аула - дело святое, но вряд ли стоит обольщаться, что нам удастся освоить "пятилетку за три года" и аул восстанет как Феникс из пепла. Эксперты говорят о многих годах, прежде чем мы перестанем питаться преимущественно китайскими овощами и фруктами и предпочтем цветущее село - шумному городу.
Загрузка...