Опубликовано: 3395

Казахстан и Саудовская Аравия: сотрудники или соперники?

Казахстан и Саудовская Аравия: сотрудники или соперники?

В XXI веке экономическое развитие любой страны является важнейшей основой межгосударственных отношений. При этом во главу угла ставится баланс интересов и стратегии экономического сотрудничества.

В этой связи внимание привлекают к себе богатые запасы полезных ископаемых и энергоносителей в регионе вокруг Каспийского моря. Контроль над энергетическими резервами Центральной Азии, а также возможные маршруты транспортировки стали центральными элементами политики многих государств по отношению к странам, богатым запасами энергоресурсов. В настоящее время тема энергетики является движущей силой глобальной экономики, она остается актуальной составляющей экономического и социального прогресса в XXI веке. В связи с этим Республика Казахстан постоянно находится в поле зрения многих транснациональных компаний и государств. Не стала исключением и Саудовская Аравия, которая уже на протяжении нескольких лет проводит мониторинг проектов по добыче и транспортировке энергоресурсов с территории Казахстана в дальнее и ближнее зарубежье. Что же собой представляет Саудовская Аравия, и насколько известны политическая и социально-экономическая ситуация внутри страны? Саудовская Аравия занимает почти 80% территории Аравийского полуострова. Общая площадь страны равна 2,15 млн. кв. км, численность населения составляет около 18,8 млн. человек. Столицей Саудовской Аравии является Эр-Рияд. По государственному устройству Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией. Глава государства король (малик), занимает несколько позиций, среди которых в первую очередь он религиозный лидер страны (имам), является главой правящей династии Саудидов и носит старинный почетный титул "хранителя двух священных мечетей". Главе государства принадлежит вся полнота власти в стране (законодательная, исполнительная, судебная). Являясь одновременно премьер-министром, малик (король) формирует правительство. При этом власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Малик правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся отношения малика с религиозными лидерами. Особо нужно отметить тот факт, что деятельность политических партий и организаций в королевстве запрещена. Но в стране на нелегальном положении продолжают существовать такие организации, как Фронт национального освобождения, Федерация сынов Аравийского полуострова, Национально-демократический фронт, Партия арабского социалистического возрождения. Вооруженные силы Саудовской Аравии насчитывают порядка 105,5 тыс. человек, в том числе 70 тыс. в сухопутных войсках, 13,5 тыс. в военно-морском флоте, 18 тыс. в военно-воздушных силах и 4 тыс. в силах противовоздушной обороны. Доля расходов на оборону и безопасность в бюджете только 1997 года составляла 37,5%. Уже тот факт, что на оборону в Саудовской Аравии в процентном соотношении выделяется средств больше чем в других государствах мира может характеризовать Саудовскую Аравию, как государство, постоянно находящееся в напряжении и ожидании нападения со стороны сопредельных государств, а также государств дальнего зарубежья. Когда-то Саудовская Аравия была всего лишь одной среди наименее развитых и наиболее замкнутых стран на Земле. В настоящее время благодаря гигантским запасам нефти королевство в песках Аравийского полуострова стало одним из самых богатых государств не только на Ближнем Востоке, но и во всём мире. Однако в настоящее время благодаря прогрессу в торговле, промышленности, энергетическом комплексе, сельском хозяйстве, строительстве и в банковской сфере Королевство превратилось в одну из самых быстро развивающихся стран мира. Саудовская Аравия в настоящее время занимает 20-е место среди стран экспортеров и в экономическом отношении является самым динамично развивающимся государством Арабского мира. Запасы нефти и газа в Саудовской Аравии остаются ее самым большим национальным богатством и самым крупным источником доходов. На территории Королевства находится более четверти мировых обнаруженных запасов нефти, которые являются доступными. Ежедневно в стране добывается примерно восемь миллионов баррелей сырой нефти, из которой девять нефтеперерабатывающих заводов страны производят приблизительно 1,8 миллионов баррелей бензина. Это позволяет Саудовской Аравии не только развиваться и находится в числе ведущих стран мира, но и проводить независимую политику. Но существует и ряд проблем, игнорирование которых может повлиять на экономическую стабильность как Саудовской Аравии, так и стран, входящих в ОПЕК. Это касается энергетических запасов Каспийского региона. Так как в настоящее время они занимают седьмое место в мире - после Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Ирана и Венесуэлы. По оценкам, в этом регионе находится треть мировых ресурсов природного газа. Эр-Рияд не готов к тому, что Центрально-азиатский регион сможет составить ему конкуренцию на мировых рынках. Саудовской Аравии известны планы нефтяных компаний России и Центральной Азии, которые при реализации смогут поднять общий объем экспорта нефти из стран СНГ на уровень объемов экспорта из Саудовской Аравии. Принимая во внимание устаревшую инфраструктуру Каспийского региона, Эр-Рияд может рассчитывать на отсрочку появления сильного соперника на нефтяном рынке. Но это только временные трудности. В настоящее время экспортная инфраструктура стала расширяться. В 2001 году нефть пошла через тысячемильный Каспийский трубопровод, который предоставил прямую дорогу сырой нефти из Казахстана через Черное море на мировые рынки. Подконтрольный "ЛУКОЙЛ", "Шеврон" и "ЭксонМобил" трубопровод должен довести экспорт нефти до 1,5 миллионов баррелей в день к 2012 году. Этот факт в свою очередь стимулирует Эр-Рияд сосредоточить свои интересы на прикаспийских странах, в число которых входит и Казахстан. И здесь Саудовская Аравия находит понимание. Большинство центрально-азиатских республик пытается "заигрывать" с исламом, стремясь сбить накал напряженности в регионе. При этом исламские ценности вполне могут стать знаменем социального протеста, "подогретого" самыми различными силами - финансово-промышленными группами, кланами, стремящимися к занятию ключевых постов в республиках, региональными элитами, убежденными исламистами-фанатиками. В ряде стран Центральной Азии планировалась и сейчас находится в стадии реализации некая программа формирования "умеренно-исламских" моделей государства, которые уже оказались несостоятельными в Египте и других исламских странах. Попытки внедрения схемы исламской демократии в Турции в одно время поставили под сомнение само существование турецкого государства. Но Турция - не республики Центральной Азии, их можно рассматривать как очередное экспериментальное поле. Вместе с тем, исламизация центрально-азиатских республик, подчинение государственных структур и общественной жизни исламским принципам и нормам позволили бы Саудовской Аравии в целом усилить влияние на Казахстан, Узбекистан и Таджикистан и создать рычаги управления этими республиками. Многие из республик Центральной Азии понимают, что Эр-Рияд обладает не только нефтяными богатствами, но и значительным инвестиционным потенциалом, на который лидеры государств Центральной Азии возлагают немалые надежды. В этом случае становится очевидным стремление Саудовской Аравии наращивать свою экономическую помощь странам Центральной Азии и в частности Казахстану. Но в большинстве своем финансовая помощь Казахстану со стороны Саудовской Аравии соприкасается с религиозной сферой. Так, в Шымкенте функционируют "Арабский институт" и "Казахстано-кувейтский международный университет". Миллионер из Саудовской Аравии Абдулхамид Каттани на свои сбережения построил в Шымкенте мечеть, носящую имя самого миллионера. Практически во всех вузах, связанных так или иначе с Саудовской Аравией, преподается исламская теология. Среди негосударственных вузов можно отметить такие религиозно-ориентированные как: "Казахско-кувейтский университет", "Институт востоковедения им. Абд Ар-Рахмана Сауд Аль Бабтина Аль-Кувейти", "Исламский университет", "Международный казахско-арабский университет", "Казахский институт исламоведения". Показательной выглядит история одного саудовского гранта на 15 млн. долларов, который Эр-Рияд обещал Алматы еще в 1994 году. Но тогда позиции Казахстана на нефтяном рынке не были прочными, а Каспийская программа только начинала набирать обороты, что и способствовало преданию забвения инициативе. По прошествии нескольких лет, когда в корне изменилась геополитическая ситуация на Каспийском море, в Казахстан стали приезжать делегации из Королевства, все вспомнили о забытом обещании короля Саудовской Аравии Фахда, и на очередной встрече высокопоставленных лиц в Казахстане данный грант перешел из разряда забытых в разряд реализующихся. В связи с ажиотажем вокруг каспийских месторождений Саудовская Аравия выработала свою стратегическую программу действий по отношению к прикаспийским странам, которая включает в себя следующие компоненты: - создание родственного социума в местах компактного проживания народов, традиционно исповедующих ислам; - налаживание контактов с государственными структурами и с общественно-политическими силами через использование фактора этнической и конфессиональной близости под благовидными намерениями "просвещения", "этнического братства" и "внутриконфессионального диалога"; - как следствие вышеупомянутых факторов создание механизма влияния на политические силы в целях лоббирования своих интересов. При этом становится очевидным тот факт, что Саудовская Аравия не заинтересована в модернизации политических режимов в Центральной Азии, так как это не дает ей возможность контролировать общественные процессы, держать под контролем ситуацию в тех странах каспийского региона, которые постепенно становятся конкурентами Саудовской Аравии на мировых рынках сырья. Хотя во всех газетах в настоящее время присутствуют статьи о войне с терроризмом, идет и другая война, которая по своим результатам вряд ли уступит первой. Это борьба за энергетическое господство между двумя крупнейшими мировыми экспортерами нефти, Саудовской Аравией и Россией. Становится ясно, что это противостояние будет иметь значительные по своему масштабу последствия для мировой экономики, позиция, которую займет в мире Россия, а также для будущей значимости Саудовской Аравии и упрочнении или падении влияния организации стран производителей и экспортеров нефтепродуктов (ОПЕК). В этой борьбе Казахстану, как и многим другим республикам СНГ, причастным к нефтяным и газовым месторождениям отводится роль второго плана, когда все будет зависеть только от ведущих игроков. Саудовская Аравия имеет в своем арсенале свободные мощности, позволяющие произвести нефти больше, чем весь экспорт всех стран-экспортеров нефти, за исключением России. По своей значимости производственные мощности Саудовской Аравии можно определить как энергетический эквивалент ядерного оружия, мощное сдерживающее средство для тех, кто попытается бросить вызов либо лидерам, либо интересам страны. Сегодня на стороне стран каспийского региона есть ряд преимуществ перед странами ОПЕК и Саудовской Аравией: - запасы нефтяных месторождений в регионе гораздо больше, чем предполагалось ранее; - за последние пятнадцать-двадцать лет производство нефти на Ближнем Востоке сократилось; - разработка месторождений и технология производства значительно подняли потенциал стран-членов СНГ и вывели на качественно новый уровень взаимоотношения прикаспийских государств со странами-членами ОПЕК. Ситуация, наблюдаемая в настоящее время вокруг прикаспийских государств, в частности вокруг Казахстана, позволяет говорить о растущем интересе Саудовской Аравии ко всем потенциальным конкурентам, способным не только занять передовые позиции, но и потеснить постоянных лидеров в нефтяной промышленности. Не стоит исключать и возможных внешнеполитических шагов Эр-Рияда, способных привести к росту напряженности в регионе и, как следствие этого дестабилизации положения. Саудовская Аравия осознает, что Россия, Казахстан и другие республики бывшего Советского Союза могут продолжать процесс наращивания добычи и транспортировки нефти в том же темпе на протяжении многих лет. При этом жертвами такой политики будут Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран и другие нефтедобывающие страны. Поэтому не стоит обольщаться радужными перспективами межгосударственных отношений между республиками СНГ и Саудовской Аравией. Нельзя забывать, что за внешнеполитическими инициативами любого государства стоят национальные интересы, которые всегда имеют приоритет перед заверениями о добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве.
Загрузка...