Опубликовано: 5700

Казахстан и Международный пакт о гражданских и политических правах

Казахстан собирается присоединиться к Международному пакту о гражданских и политических правах. И это желание подписания и ратификации длится давно.

Хотя постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2003 года № 349 президенту Республики Казахстан внесен на рассмотрение проект Указа "О подписании Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах", процесс присоединения все еще находится на начальной стадии. Тот факт, что Казахстан не присоединился к основополагающим международным соглашениям в области прав человека, наталкивает на серьезные размышления. Становится очевидным, что без подписания и ратификации Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах ни один казахстанский гражданин, полагающий, что его права нарушены, не сможет обратиться с заявлением в независимый судебный орган - Европейский суд по правам человека. Вполне вероятно, что это и есть одна из основных причин затягивания Казахстаном принятия и ратификации пакта. В настоящее время Казахстан не присоединился к Европейской конвенции о правах человека, не присоединился к международному Пакту о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 г.), также он не присоединился к Конвенции стран-членов СНГ о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.). И подобные действия, а вернее бездействие на международном правовом поле должны настораживать не только международное сообщество, но и рядовых граждан Республики Казахстан. Почему процесс подписания и ратификацией Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах уже длительное время не может подойти к своему логическому завершению? Создается впечатление, что казахстанские чиновники не хотят брать на себя дополнительные обязательства. И это понятно, ведь ратификация Казахстаном вышеупомянутого пакта на юридическом языке означает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека будет являться не только национальной прерогативой и внутренним делом государства, но и автоматически войдет в сферу законных интересов всего международного сообщества. Если проанализировать национальное законодательство Республики Казахстан с точки зрения международных правовых норм, найдется немало аргументов, заставляющих задуматься о соответствии новых законов задачам строительства Казахстана как правового, демократического государства. В статье 1 Конституции Республики Казахстан говорится, что: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Международное сообщество приняло Пакт в 1966 году. Нормы и положения Пакта являются базовыми. Что это значит? А то, что положения, закрепленные в договоре, представляют собой лишь минимальные стандарты, которые государство обязано предоставлять своим гражданам, при этом национальное законодательство может предоставлять и больший объем прав. Международный Пакт о гражданских и политических правах обеспечивает правовую защищенность граждан. В частности, в нем закреплено положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (ст.9), что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию (ст.7), никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным (ст.14). Интересен тот факт, что многие из статей Пакта о гражданских и политических правах присутствуют в национальном законодательстве Республики Казахстан. Есть некоторые расхождения, но нужно понимать, что подписание и в дальнейшем ратификация данного Пакта позволит привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами. Немаловажно, чтобы Казахстан одновременно присоединился и к факультативному протоколу к указанному Пакту, так как один только факт подписания не только не будет иметь эффекта, но и поставит Казахстан в подвешенное состояние, когда де факто государство признает международный стандарт, а де юре оно еще не готово его придерживаться в рамках действия своего правого поля. В данном случае стоит отметить, что особую важность имеет не только то, что государство ставшее участником международного соглашения, принимает обязательства в отношении других государств-участников, но и признает статус положений соглашения в рамках правовой системы каждого государства. Что же касается Факультативного протокола, то он позволяет Комитету по правам человека, который действует на основании Пакта о гражданских и политических правах (часть IV ст.ст.28-45) получать и рассматривать сообщения от частных лиц, по отношению к которым были допущены нарушения прав, признаваемых данным протоколом. И данная деятельность может протекать независимо от взглядов тех или иных политических сил и объективно, что позволяет говорить о непредвзятости в рассмотрении жалоб граждан по защите своих прав и свобод. Также Комитет может делать запросы, на которые не каждое государство, присоединившееся к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, сможет дать полноценный ответ. Например, если в конституции государства присоединившегося к протоколу указывается, что гарантируется свобода выражения, то Комитет может сделать запрос о том по каким критериям или правилам определяются границы свободы выражения и чем они выражены. И таких вопросов может быть большое количество, так как во многих законодательных актах многих стран-членов СНГ отсутствует достаточно четкое и исчерпывающее толкование тех или иных нормативно-правовых аспектов. Особое место занимает вопрос о возможности применения положения соглашения при отсутствии необходимого для их воплощения национального законодательства. Другими словами если у Республики Казахстан отсутствуют нормативно-правовые акты или отдельные статьи в отношении того или иного аспекта жизнедеятельности государства и его граждан, то могут ли быть применены международные нормы права, которые регламентируют недостающие в Казахстане правовые нормы? Если рассматривать Пакт о гражданских и политических правах, то в статье 2 п.2 сказано, что если это не предусмотрено существующим национальным законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте. То есть фактически после присоединения Казахстана к Пакту гражданских и политических правах республике придется приготовиться к инкорпорации международно-правовых норм во внутренние правовые системы. На основании вышеизложенного можно понять опасение некоторых представителей государственной власти в отношении подписания и ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Но данный процесс будет неизбежно подходить к своему логическому завершению. И если Казахстан хочет стать полноправным членом международного сообщества, то ему придется принять те условия сотрудничества, которые не только регламентируют межгосударственные отношения, но и позволяют им развиваться в сторону углубления и взаимодействия через соблюдение норм международного права.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи