Опубликовано: 2117

Казахско-узбекские отношения: в ожидании конструктивного диалога

Казахско-узбекские отношения: в ожидании конструктивного диалога

Отношения между Астаной и Ташкентом в последние годы стали носить сезонный характер. Так, если сегодня две договаривающиеся стороны могли пожимать руки друг другу, то через месяц - развернуться на 180 градусов.

Этому способствует как сложная международная обстановка в регионе, сложившаяся за последние 3-4 года, так и позиции руководства двух соседних республик. При этом мало кто учитывает тот факт, что на территории Казахстана на сегодняшний день проживает около 450 000 узбеков, а на узбекской территории живут порядка 1,2 млн. этнических казахов. И, хотя между Казахстаном и Узбекистаном был подписан ряд документов, это не способствовало стабилизации ситуации между двумя центрально-азиатскими республиками. В последнее время вопреки ратифицированным двухсторонним договорам по разделу границы ситуация остается напряженной. Благодаря отсутствию военных действий в Центральной Азии, носящих постоянный характер и свободе функционирования государственных институтов, индустрии, сельского хозяйства Узбекистан и Казахстан стали развиваться путями, выбранными ими самими. В результате сегодня мы имеем два государства, в основании которых лежат две системы экономического развития. Подобное соседство двух различных систем сопредельных государств позволяет населению этих республик, имеющему родственные связи по обе стороны границы сравнивать преимущества и недостатки. При этом граждане становятся не только наблюдателями, но и участниками многих процессов, происходящих на территориях данных республик. Учитывая, что в двух республиках проживает значительная диаспора представителей узбекской и казахской национальности, можно говорить о том, что любые ущемление прав той или иной этнической группы, либо ограничение в виде доступа к получению образования на родном языке, занятию руководящих должностей и другие действия со стороны местных властей как Казахстана, так и Узбекистана имеют тенденцию трансформирования из событий внутренней политики государства в плоскость межгосударственных отношений. В этом случае обострение межгосударственных отношений будет воспринято народом как руководство к действию. Это может выразиться в своеобразном "голосовании ногами". И подобный способ будет реакцией населения на проводимую политику государства. Люди будут стараться выехать туда, где они будут чувствовать себя в безопасности, где их дети смогут получить образования, а их семьи будут жить в достатке. Но в данном случае стремятся выехать из Узбекистана не только представители казахской национальности, но и сами узбеки. И поток мигрантов из соседнего с Казахстаном государства не уменьшается. Конечно, многие могут сказать, что подобная тенденция имеет только временный характер, и после определенного периода времени народ будет возвращаться на свою Родину. Однако насколько реален данный прогноз? В последнее время экономическое развитие Узбекистана способствует росту благосостояния граждан, но по сравнению с Кыргызстаном и Казахстаном эти достижения незначительны. По-прежнему остается проблемой безработица, и как следствие этого рост преступности. В поисках работы многие узбекские граждане вынуждены обращать свое внимание на сопредельные государства. В этом отношении уже сейчас отмечаются сезонные выезды как таджикских, так и узбекских граждан на строительные работы в Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Многие из жителей этих республик, уехавших на заработки, при первой же возможности стараются остаться там, так как на Родине их ничего не ждет. При этом Ташкент понимает, что большая плотность населения на ограниченной площади, которую сейчас занимает Узбекистан, не может способствовать росту стабильности в республике, а скорее наоборот, будет одним из решающих дестабилизирующих факторов, который при определенных условиях может привести к социальному взрыву. В настоящее время численность населения Республики Узбекистан составляет порядка 24,6 млн. человек. При этом плотность населения превышает 460 человек на 1 кв.км., что по сравнению с Казахстаном, где плотность населения составляет 6 человек на 1 кв. км., является существенным аргументом. Ежегодно численность населения Узбекистана увеличивается на 500 тыс. человек. Проблему также усугубляет нехватка плодородных земель и водных ресурсов. Вследствие этого переезд граждан Узбекистана в Казахстан становится вполне логичным. Республика Казахстан по многим показателям является лидером в Центрально-азиатском регионе и стремится обезопасить свою территорию от несанкционированных потоков мигрантов. Но насколько ей это удается - большой вопрос. Много раз повторялась ситуация, когда новостные ленты извещают, что границы Казахстана находятся под замком и проходит информация, что на территории Казахстана были задержаны лица, незаконно пересекшие государственную границу. Конечно, инциденты на казахско-узбекской границе не приносят чувства превосходства ни одной из сторон. Подобные разногласия между Казахстаном и Узбекистаном существуют и по водным вопросам. Но насколько реально можно избежать подобных конфликтных ситуаций между двумя соседними республиками? В основе их лежит отсутствие согласованного и взаимоприемлемого механизма разграничения полномочий государственных органов двух республик Центральной Азии. Становится очевидным, что стабильность в международных отношениях между Узбекистаном и Казахстаном может быть достигнута только при выработке механизмов и процедур взаимодействия. Только тогда отдельные инциденты не будут мешать согласованным действиям правительств Казахстана и Узбекистана по решению проблем межгосударственного сотрудничества.
Загрузка...