Опубликовано: 1300

Как вылетает птичка

Как вылетает птичка

Количество фотосалонов в Алматы, несмотря на потуги некоторых из них, к сожалению, не способно перерасти в качество. Их основные характеристики на сегодня: либо испорченное настроение клиента, отданного на заклание объективу, при щадящих несчастного тарифах, либо то же самое, но за очень большие деньги.

Что за прелесть была моя прабабушка! До чего хороша! Теперь уже никто не сможет мне сказать, какого цвета были глаза у молодой актрисы Мариинского театра, но они наполнены чудесным внутренним светом, а веки - нежны и почти прозрачны. Видно, что дама позирует, но позирует не фальшиво, а как-то очень естественно, мило. Кажется, миг - и она улыбнется, поправит прическу... Удивительным теплом веет от этого твердого листка картона в коричневатых тонах. Фотография - или, как говорили в позапрошлом веке, дагерротип - уцелела в гражданской войне, в ленинградской блокаде, в послевоенной суматохе, побывала во многих передрягах, но всегда оставалась в семье. И вот теперь живет у меня. ...Подруга вернулась из Индии. Встречаемся в кафе. С загадочным многообещающим видом она роется в сумке и вытаскивает - нет, только не это! - толстый пакет фотоснимков. Что ж за пытка такая, в самом деле! Знаю, это мне наказание за грехи: бесконечно рассматривать альбомы друзей и родственников. Стоит мне появиться в гостях, как немедленно извлекается на свет хорошенький толстенький альбомчик и начинается: "Это мы на Кипре (на даче, у черта на рогах и т.д.). Ненавижу! На "мыльных" снимках, однообразных до зевоты - либо мелкие фигурки на фоне мелких же достопримечательностей, либо каша многолюдных компаний на пикниках и в ресторанах. Ни лиц толком, ни тем более личностей. Но больше всего бесят меня обязательные пояснения типа: вот эта нога - нога Сереги, а это Мишка танцует со спины, а тети Вали здесь нет - она как раз на кухню вышла, а Эйфелева башня в кадр не попала, но вообще-то она вот здесь, левее. Да увольте вы меня, не хочу я рассматривать эти дурацкие веселые картинки, вежливо кивая при этом одурелой головой. Ничего они не дают ни уму, ни сердцу, одно утомление для глазу Но это мне с успехом обеспечивают Интернет и TV-реклама. Хочется чего-нибудь неторопливого, душевного. И даже если это - неведомая мне тетя Валя, то пусть, черт побери, она не выходит, а сядет перед объективом и улыбнется, что ли. Но почему-то все наши семейные альбомы составляются по принципу "лишь бы отметиться". Если свадьба - нащелкать как можно больше кадров, чтобы потом невеста с отвращением прятала глубоко на антресоли фотокарточки, запечатлевшие ее далеко не в лучшие моменты. А поскольку считается, что фотографии выбрасывать нельзя - плохая примета - то когда-нибудь любознательная малышня раскопает припрятанный альбомчик и вдоволь поиздевается над перекошенным лицом бедняжки. Объектив - штука безжалостная, и если бездумно нажимать на кнопку, то "герои" кадров могут не просто невзлюбить себя, но и глубоко разочароваться в своей внешности. Кому не знакома сценка: в коллектив является радостный обладатель мыльницы со свежеотпечатанным репортажем с какого-либо мероприятия. Коллектив сбегается, приникает к пачке снимков и... "Боже, неужели я такая - толстая, худая, сутулая, некрасивая, в мятом платье, страшная (варианты можно продолжать и продолжать). А все потому, что человек был не готов к съемке, да и качество ее оставляет желать. ...Мы пьем кофе, и последние желтые листья то и дело прижимаются к стеклу. Подруга обиженно дует губы: "Все так фотографируют! Быстро и удобно. Думаешь, пойдешь в фотосалон, тебе что-то особенное сделают? Знаю, ходила - одно расстройство". -А представь свою фотографию, как портрет, на холсте, в каком-нибудь обалденном средневековом платье, - прищурившись, мысленно поднимаю ей волосы вверх, обнажая длинную шею. -Ну, пока такая техника появится, я постарею и сгожусь разве что для иллюстрации к сказкам, - кокетничает она, а в глазах мелькнул огонек: зацепило бархатное платье с изящным декольте. -Да в том-то и дело, что техника такая уже есть! - на мой азартный вопль оборачиваются тихие посетители кафешки. -Но только нет у нас профессионалов, способных с ней работать именно творчески. Так продолжается наш разговор. Не стану лукавить перед читателем - людей, которые мечтали создавать такие портреты, я знаю давно. И всегда - не забывайте, что я лютый враг мыльниц - с сочувствием поддерживала их планы: делать "штучные" фотографии, раскрывая индивидуальность каждого, видеть людей в неповторимых, может быть, даже необычных образах. Такие портреты, которыми не стыдно украсить стены дома на долгие годы. Что ж, у настоящих профессионалов фотодела мозги так устроены, что не могут не выдавать новые идеи. Общаясь с достойными представителями этого братства, я раньше частенько слышала знакомое начало: "Знаешь, хочу сделать одну вещь..." И сердце мое радовалось, потому что человек не погряз в удобной бытовухе, а одержим творчеством - куда более беспокойным, но таким сладостным процессом. А что происходит сегодня, скажем, в Алматы? Фотосалонов, способных великолепнейшим образом испохабить вам настроение и надолго отбить охоту к процессу "вылетания птички" - предостаточно. Каждый мастер в них "делает красиво", как может. И никакое нынче управление культуры ему не указ - лишь бы не порнуху снимали. Диапазон цен , в принципе, приемлем для разных кошельков. Но вот что печально: со временем куда-то исчезли одухотворенные рыцари объектива, превратившись либо в вечных искателей спонсоров, либо в банальные артели старателей по отмыванию чьих-то денег. Процедура же отмывания, как известно, прежде всего и клиента крутого подразумевает. Который, прибыв в салон, интерьер коего не оставляет никаких сомнений в далеко идущих планах заведения, может заказать портретик себя, любимого, размером в полстены и ценою в полприхожей. Увы, фотографический рынок Алма-Аты, претендующей на звание культурного центра, хаотичен и дик. Он мог бы взять на себя миссию воспитания у людей хорошего вкуса , но не желает в откровенно халтурной погоне за прибылью или уже по-импотентски не может. На этом фоне в южной столице зачем-то появился еще один центр удовлетворения фотографических потребностей населения - RGBstudio (директор Игорь Хоботов). Первые три буквы названия означают , кто не понял: красный, зеленый, голубой. Загадка этого салона подобна мучительной тайне наших сверхроскошных высокомерных магазинов, где обитают одни манекены да одуревшие от скуки продавцы. Кто туда ходит, и ходит ли вообще? Ни единого разочка не видела, чтобы кто-нибудь отворял двери в холеные магазинные дали, где развешен и разложен довольно невзрачный товар якобы от ведущих мировых фирм по ценам просто несоразмерным. Если уж сильно приспичит грохнуть здесь свои капиталы ,то выход один - штанишки или ботинки носить исключительно вместе с лейблом, где по возможности крупно должны быть обозначены имя модельера и цена. Такая же ситуация и с распространенной вывеской "Художественное фото". Народ по бедности своей и отсталости не очень-то торопится под яркую сень софитов - разве что барышни в сладостных грезах о заграничных мужьях. А так все больше на документы заказы идут - они да проявка и печать "мыльных" пленок и делают выручку всех фотосалонов. Не сумели наши мастера объектива привить горожанам любовь к портретному жанру. Но ежели вам вдруг до невозможности захочется почувствовать себя настоящим купчиной позапрошлого века - с битием посуды и швырянием кредиток в цыган - и вы вдруг располагаете при этом неудержимом желании весьма приличной(вернее будет, впрочем, сказать, неприличной) суммой, то загляните в RGB. Вам здесь сделают прическу, нарисуют "лицо" и запечатлеют для потомков. Вот только, боюсь, никто из них уж не воскликнет так искренне, как я: "Что за прелесть была моя прабабушка!"

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи