Опубликовано: 1173

Как стать богатым не обеднев?

Как стать богатым не обеднев?

Малый и средний бизнес в Казахстане развивается не благодаря, а вопреки. Не благодаря государственной поддержке, преференциям и льготам, которых, кстати, почти и нет. А вопреки тому административному давлению и финансовому прессингу, которому он подвергается постоянно.

Огромное количество речей с самых разных трибун "надо, обязательно надо", создаются фонды поддержки, банки уже выдают кредиты даже без бизнес-плана… Кажется, берись и работай, работай и богатей. Но не все так просто: не каждый начинающий бизнесмен представляет себе, сколько дверей нужно будет открыть, скольких людей надо будет одарить, чтоб наконец взяться за дело. За каждой бумажкой - чиновник, а если не чиновник, то такой же бизнесмен, который, правда, в отличие от большинства страждущих, наделен согласовательно-разрешительными или экспертно-заключительными функциями. И каждый конторский работник, представьте себе, смотрит на малоопытного предпринимателя как на новый источник своих доходов. Сегодня чтобы стать предпринимателем, нужно уметь договариваться, лавировать, делать подношения по случаю и без, постепенно обрастать влиятельными связями. Но даже если исключить криминал (коррупция, как-никак), то платные услуги государственных и негосударственных структур для субъектов предпринимательства способны поставить на колени любого. Ненужные бумаги и непонятные процедуры, которые, кстати, больших денег стоят, обязательны для всех. При этом постоянно нарушается конституционный принцип равенства всех видов собственности перед законом. Например, многие разрешительные процедуры физическому лицу не нужны, а если и нужны, то стоят в несколько раз дешевле, чем для такого же физического лица, но предпринимателя. Утром - налоги, вечером - дело Практически перед всеми предпринимателями встают проблемы, связанные с оформлением документов в Центре недвижимости. Например, им нужно ежеквартально (!) обновлять техпаспорт на квартиру, выведенную из жилого фонда. Совершенно очевидно, что за три месяца никакой хозяин не делает перепланировку квартиры. Тогда кому нужно это обновление? В чем заключается его смысл? Наверное, в том, чтобы Центр недвижимости (который хоть и носит статус РГП, является коммерческой структурой) имел постоянные доходы. Но и это еще не все. Частному предпринимателю нужно, как того требует налоговая инспекция, ежегодно проводить переоценку налога на землю и оценивать стоимость квартиры с вызовом инспектора РГП на место. Здесь смысл понятен: стоимость недвижимости и земли в Алматы растет как на дрожжах, и фискальные органы хотят снимать как можно больше налогов. Но тут в "долю" с ней вступает все тот же Центр недвижимости. Он взимает плату за оформление документов плюс 1 процент от оценочной стоимости объекта. Таким образом, доход Центра недвижимости напрямую зависит от оценочной стоимости, которую инспектору выгодно завысить. Для физического лица, например, такой операции не требуется. Предприниматели просто стонут: мало того, что услуги по оценке имущества и земли монопольны, регулярны, и их стоимость необоснованно завышена, так еще сроки оценочных процедур и выдачи документов постоянно затягиваются. У Центра недвижимости, благодаря бесконечному "обороту" одних и тех же клиентов, работы хоть отбавляй! При этом срок действия оценочного акта действителен только 15 дней с момента выдачи. Не успел за 15 дней пройти многочисленные согласовательные процедуры ввода объекта в эксплуатацию, постановки на налоговый учет, получить кредит в банке, плати снова. И это в то время как процедура оценки земли и имущества для налогообложения по требованию Налогового Комитета должна осуществляться для предпринимателя бесплатно! Теперь о налогах. Налог на имущество для предпринимателей составляет 1 процент от оценочной стоимости. Для обычных граждан общение с налоговой инспекцией обходится в 10 раз дешевле. Подобная несправедливость вынуждает предпринимателя искать обходные пути с представителями данных структур и занижать стоимость своего имущества. Монополист - страшная сила Похожие схемы и методы отъема денег у предпринимателя разработаны монополистами. Те тоже знают, что можно иметь неумеренный аппетит, и ничего за это не будет. Гражданин, перевоплотившись в предпринимателя, обязан переоформить договор на поставку электроэнергии в РЭСах. Там любому клиенту рады. За 20-30 тысяч тенге они предлагают провести экспертизу состояния электрических сетей. "Процедура не обязательная, но - необходимая", - объясняют. Понимай, как хочешь, а лучше, во избежание всевозможных проблем в будущем, согласиться сразу. Проводя "ревизию", монополист всячески препятствует установке альтернативных видов отопления, например, кондиционеров "зима-лето", требуя подключения к центральному отоплению. Его настойчивость понятна: при вводе объекта в эксплуатацию собственник должен оформить заявку на количество потребления электроэнергии, которая загонит его же, бедолагу, в жесткие рамки. Меньшее от заявленного потребления - штраф, превышение - тоже штраф. То же самое - с потреблением воды. За перерасход лимита - тройной тариф. Кроме того, предпринимателей обязывают раз в 5 лет проводить поверку водосчетчиков, где стоимость услуги равна установке нового водомера! А если предприниматель захочет подключиться к газовым сетям… Вот примерный прайс: газовый счетчик - 8500 тенге; проект установки - 2500 тенге; газоанализатор - 15000 тенге; обучение - 5000 тенге; разрешение ГосГорТехнадзора - 5000 тенге. Подсчитав общую сумму, вы будете впечатлены. Еще один монополист, представляющий услуги связи, придумал классную фишку: 100-процентная предоплата его услуг как гарант вашей платежеспособности. А иначе получить услуги связи невозможно. Предприниматели подсчитали, что в результате монополист постоянно имеет беспроцентный кредит почти от 40 тысяч субъектов малого бизнеса в сумме не менее 200 миллионов тенге. Повернуться к власти кошельком В Алматы малый и средний бизнес развивается завидными темпами. Как ему это удается - большая загадка. Потому что условия его существования далеки от тепличных. Вот лишь два примера, которые говорят сами за себя. Переезд торговых точек из киосков и павильонов на первые этажи зданий - новое испытание для предпринимателей. Сколько ему необходимо заплатить за вывод будущего магазина из жилого фонда? За все про все - регистрация, разработка и утверждение проекта, многочисленные разрешения и согласования и т.д. - 133 тысячи тенге. Еще не начав работать, предприниматель вынужден раскошеливаться… Разница в стоимости коммунальных услуг для физических лиц и субъектов малого предпринимательства огромна. За иные услуги бизнесмены платят в 26 раз больше. …Бизнесмены - народ живучий. Выживаемость предпринимателей в процентном выражении неплохая, но уже в ближайшее время среда обитания для них должна измениться. Президент страны уже дал поручение, чтобы чиновники облегчили малому и среднему бизнесу жизнь. Остается надеяться, что это произойдет в самом ближайшем будущем.
Загрузка...