Опубликовано: 3900

Как казахи по ошибке стали киргизами

Как казахи по ошибке стали киргизами

Казахи стали киргизами из-за обычного журналистского ляпа.

Поговорите на Иссык-Куле с любым местным жителем, и он обязательно спросит: "А ты знаешь, что до революции казахов называли киргизами? Да и в начале советских времен не было никакого Казахстана, а была Киргизская ССР?", пишет газета "Экспресс К".

Действительно, почему до Октябрьской революции казахов называли киргизами? Как-то я попробовал задать такой вопрос еще в школе, но учитель истории что-то туманно бормотал про общность наших народов и про киргиз-кайсаков. Пришлось выяснять самому, но лишь недавно я узнал историю этого вопроса с помощью ведущего сотрудника Института истории и этнологии Ирины Ерофеевой. Оказывается, вся эта путаница случилась по вине журналистов, живших 280 лет назад. Казахи стали киргизами из-за обычного журналистского ляпа. Но начнем по порядку.

Слово "Каза" появилось в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи в Семиречье – на земли правителя Могулистана Есен-буги. Там в 1465 году они образовали Казахское ханство. Эти племена стали именовать себя свободным людом – "Казактар" (в русском языке "казахи"). Долгие годы и века те кочевники гордо именовали себя "мен казак". Даже в царских документах казахи упоминаются под своим собственным именем. Например, в журнале русского посланника в Джунгарию Ивана Унковского (1722 год) можно встретить упоминания о казахах именно под именем "казак".

Но Унковского тогда мало кто читал. Более популярной была книга голландца Николая Витзена. Сей нидерландский негоциант по заданию Петра I должен был собирать данные о народах, живущих к югу от Российской империи. Задание в принципе он выполнил, хотя не очень честно. Побоявшись ехать в опасные степи, он обосновался недалеко и стал брать "интервью" у приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там. Кто-то дал правдивый сказ, а кто и приврал, но, как бы то ни было, все рассказы уместились в сборник Витзена "Северная и Восточная Тартария".

В этом труде действительно много полезной информации: к примеру, есть данные об отце хана Абулхаира – султане Кажы. В своей книге Витзен распределил народы Азии по географическому признаку: он дал описание башкир, енисейских киргизов, хакасов и казаков. Информация о казахах была помещена в главу "Бухария". Казахи фигурировали у него под собственным именем "казаки" или "татарские казаки" – подданные Бухары. Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII века вело борьбу с Бухарским ханством за сферы влияния на территории Средней Сырдарьи. В те времена отдельные территории современного Южного Казахстана постоянно переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распространила там свое политическое влияние, поэтому Витзен в разделе "Бухария" и поместил очерк, посвященный казахам. Вроде и книжка его познавательная, и казахи названы своим собственным именем, но в 1734 году случился казус. В Санкт-Петербург с официальным визитом прибыла делегация, которую возглавлял сын хана Абулхаира султан Ералы. В то время русская публика мало что знала о казахском народе, поэтому газета "Санкт-Петербургские ведомости" решила дать большую статью на эту тему. Главный редактор Михайло Ломоносов поручил это дело одному сотруднику редакции. Тот сразу схватился за книгу Витзена. Беда всех журналистов – это вечная спешка: кровь из носа срочно статью в номер! Поэтому тот щелкопер до главы "Бухария" просто не долистал. Он добавил от себя ремарку: "Казахи произошли от енисейских киргизов". Кое-как состряпав статью и добавив немного интриги, журналист сдал свой опус в номер.

В нем подразумевалось, что речь идет о казахах, а на самом деле – о енисейских киргизах, или

будущих хакасах. "Санкт-Петербургские ведомости" – это был главный официальный рупор Российской империи, поэтому все, что было написано в этой газете, воспринималось читателями как истина в последней инстанции. По этой причине филькину грамоту о казахах все восприняли как достоверную. В делопроизводстве и в официальных документах, имеющих государственное значение, слово "казах" было заменено на "киргиз". – Возникла крайне анекдотичная ситуация, поскольку эта статья появилась в официальной газете царского правительства. Это было воспринято как закон для употребления, – говорит Ирина Ерофеева. – Фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами.

Тем более для царских чиновников это было удобно, чтобы отличать казахов от сибирских и яицких казаков. Хотя этимология этих слов разная, но поскольку в русский язык еще не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием целого народа казахи.

Надо сказать, что серьезные ученые пытались исправить этот журналистский ляп. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 году академик Миллер. В 1771 году в своей рукописи об этом же говорил русский путешественник Барданес. Свой труд он так и назвал – "Киргизская или казахская хорография". Он уделил особое внимание тому, что так называемые киргизы никогда не называли себя киргиз-кайсаками, а говорили "мен казак" – "я казах". С этой исторической ошибкой боролся и Чокан Валиханов.

Но кто у нас слушает ученых! Как начали называть казахов киргизами, так на 200 лет это и осталось. Да, велика журналистская вина, но единственным оправданием служит лишь то, что название "казах" вернулось тоже благодаря журналисту. И не просто журналисту, а писателю, поэту, государственному и общественному деятелю Сакену Сейфуллину. В газете "Енбекшил казах" была опубликована его статья "Давайте называть казахов казахами – исправим ошибку". Сейфуллин был председателем Совета Народных Комиссаров республики, то есть главой правительства, поэтому его слово много значило. "Каждому казахскому гражданину нужно прекратить называть себя "киргиз", необходимо почаще говорить "казах", чтобы это слово стало привычным для слуха других народов. Центральное правительство Казахстана должно прекратить использовать слово "киргиз" и должно издать декрет о применении слова "казах" при названии народа".

Потом последовали и другие статьи Сакена Сейфуллина на эту тему. В них он постоянно поднимал вопрос о переименовании киргизов в казахов и упорно именовал республику не Киргизской АССР, а Казахстаном. И переломил-таки общественное мнение! С V съезда Советов 1925 года казахов стали называть правильно. Тогда же появилось и название страны – Казахстан.

Но Сейфуллин за это пострадал – на него был наклеен ярлык националиста. С приходом Голощекина его понизили в должности, кинули на периферию, а в 1938 году арестовали как "буржуазного националиста". 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД Сакена Сейфуллина расстреляли. Кстати, 15 октября исполнилось 120 лет со дня его рождения. К личности Сейфуллина нельзя относиться однозначно. Большевик, огнем и кровью устанавливавший советскую власть, верный сын своего народа, талантливый поэт и просто смелый человек, он многое сделал, еще больше мог сделать. Но не успел. Зато успел вернуть своему народу настоящее историческое самоназвание – казахи.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи