Опубликовано: 2343

Из жизни слонопотамов

Из жизни слонопотамов

Говорят, что слониха вынашивает детеныша до полутора лет. Все может быть. Тем более, если учесть, что слон - животное большое, можно даже сказать - самое большое из живущих на суше.

В принципе - это закон жизни. Всё, что есть в мире стоящего, дается его обладателю тяжело. А всё грандиозное рождается долго, и в муках. 16 декабря в нашей стране отмечался праздник. День независимости. И, чисто по-социалистически, с помпой, намечалось открытие многострадального здания алматинского аэропорта. Грандиозный проект - та самая слониха, неоднократно обсасывавшаяся прессой под всеми возможными соусами. Воистину "стройка века", как ее окрестили мои коллеги. Вроде бы следует поаплодировать мэру Алматы Храпунову за то, что южная столица обретает достойные ее статуса международные ворота… Но если и есть заслуга Виктора Вячеславовича в том, что, наконец-то, 16 декабря 2003 года терминал открылся, то история об этом умалчивает. Ночью с 9 на 10 июля 1999 года аэропорт Алматы сгорел. Возгорание произошло, по официальной версии, от невыключенной фритюрницы стоявшей в одной из общепитовских забегаловок, коими здание кишело от пола до крыши. Пламя сожрало все, на площади более чем в 6 квадратных километров. Вот строки с сайта акимата Алматы: "Сгоpели pестоpан, зал ожидания, зона pегистpации пассажиpов, залы пpилета и вылета местных авиалиний, бизнес-холл, магазин беспошлинной тоpговли. Пожаpным yдалось спасти подвалы, обоpyдование пpавительственной связи, здание линейного отделения полиции, где хpанились боепpипасы. Hе постpадало здание междyнаpодного аэpопоpта". На еще не остывших головешках возникло много скандалов, как инициированных официальными властями, так и выданных на гора журналистами и очевидцами. Во-первых, сразу всплыла информация, озвученная тогдашним главой АЧС Шалбаем Кулмахановым о том, что руководство аэропорта игнорировало все предупреждения ЧС-ников, и не соблюдало меры пожарной безопасности. Тут же кто-то из очевидцев заявил, что от приехавших пожарных было мало толку. И приехали они, вроде как, с опозданием. И струи воды якобы не долетали до второго этажа горящего терминала, настолько слаб был напор воды из гидрантов и собственных автомобильных емкостей. Один из жителей Талгара (Алматинская область), заснявший пожар на любительскую видеокамеру, обзванивал телеканалы с надеждой выручить за пленку какие-нибудь деньги. Потом и он, и пленка куда-то пропали, но в эфир эту запись так никто и не пустил. Возникла версия о том, что аэропорт сожгли для того, чтобы уничтожить бизнесы массы частников, облюбовавших себе терминал под комки, кафешки и прочие заведения. Дескать, в свое время, руководство аэропорта слишком увлеклось продажей торговой площади, что выкупивших ее частников оказалось невозможно выжить с территории законным путем. Кто-то говорил о поджоге с целью получения страховки, или дальнейшем получении подряда на строительство, то есть восстановление сгоревшего терминала. Последняя версия оказалась наиболее живучей. Вероятно оттого, что восстановление здания алматинского международного аэропорта оказалось той самой слонихой, которая вынашивает свое дитя несоразмерное количество времени. Изначально шли разговоры - что выгоднее? Строить на старом фундаменте, или снести все остатки и построить новый аэропорт. Второй вариант, вероятно ввиду его дороговизны, оказался предпочтительнее, и акимат Алматы принялся за дело. Для начала аэропортовскую слониху следовало осеменить проектом строительства, что и было сделано. По предварительной (ох и словечко!!!) оценке, новый терминал должен был обойтись в 25 миллионов долларов. Но, перед этим, собственно сгоревшее здание аэропорта переводят в ведение коммунального хозяйства города. Кстати, чем не мотив для поджога? Ведь до пожара, сгоревшее здание принадлежало аэропорту и иже с ним (тоже теплая была компания), и акимату не подчинялось. Соответственно и все деньги от аэропортовских делишек шли мимо южностоличного чиновника. А это, как вы сами понимаете, непорядок. Затем, мэр Алматы объявляет о том, что 15 миллионов долларов на строительство будет оформлено кредитом под гарантию правительства страны, а 10 миллионов изыщет сам акимат. Тогда зазвучали первые, и последние аплодисменты в адрес Храпунова - строителя аэропорта. И, только-только озвучены эти данные, как на костях первоначальных 25 миллионов долларов, произрастает другая цифра - 48 миллионов. Дескать, проект пришлось уточнить, произвести сейсмоусиление, продумать систему безопасности и многое другое. Вопрос: "О чем раньше думали, когда рапортовали?" ни у кого в Минстранскоме, или еще где, не возник. Надо - значит надо. Но, в прессе пошел шумок. Сегодня уже как-то привычно, что новый терминал алматинского аэропорта настолько скандален, насколько это вообще возможно, без снятия виновных с должностей, или отправки их в зарешеченные места отдохновения. Изначально же - все для нас было в диковинку. Кстати, уничижительный тон по отношению к властям южной столицы, в связи со "стройкой века" отчего то был правилом. Кроме разве что редких выступлений чиновного люда, в дружественных акимату Алматы СМИ. Уж там то давались пространные и малофактажные разъяснения в стиле: "В силу объективных причин…". Терминал, только на моей памяти, и если вычесть нынешний конфуз, пытались сдать в эксплуатацию четыре раза. Естественно (совковая школа), поначалу и сейчас, торжественное открытие терминала приурочивалось к памятным датам - Дню независимости. Первый срок сдачи объекта - 16 декабря 2001 года. Второй и третий сроки сдачи объекта, вероятно от безысходности, пришлись на июль, если мне не изменяет память - 25 число 2002 года. Затем - август того же - 2002 года. И наконец-то, День Независимости 2003. Но слониха снова не разродилась. Как сообщили информагентства "церемония сдачи в эксплуатацию нового терминала аэропорта Алматы, назначенная ранее на 17 декабря, перенесена, по предварительным данным, на 20 декабря.16-го декабря государственная комиссия подписала акт приемки работ. Комиссия IKAO (Международная организация гражданской авиации) рассматривает вопрос о подтверждении терминалу 7-й высшей категории по трем параметрам: авиационная и пожарная безопасность, интеллектуальность здания". История продолжается в той же плоскости, которую получила изначально. Лучше всего ее можно охарактеризовать русским словом "бардак". Сторонний наблюдатель, вполне может убедиться в том, что здание нового терминала алматинского аэропорта по сей день облеплено строительными лесами. Что, как-то не вяжется с утверждением господина Каимсултанова, озвучившего вышеуказанную информацию, о том, что здание уже принято и акт приемки подписан. Выражаясь фигурально, воды у слонихи еще не отошли, а ее уже сватают заново. "В настоящее время комиссия министерства транспорта и коммуникаций РК работает над заявкой нового предприятия на получение лицензии на деятельность аэропорта. Для управления терминалом при предприятии коммунального строительства создан департамент по управлению пассажирским терминалом аэропорта Алматы". Понятно, что когда-нибудь (вряд ли 20 декабря нынешнего года) все хождения по мукам нового терминала закончатся. И, когда-нибудь Алматы получит новое, современное и безопасное лицо. "… терминал оборудован 4 телескопическими трапами-рукавами, пересмотрена система безопасности, система обработки багажа и электроснабжения. К аэропорту подведена новая линия электропередачи протяженностью более 10 км, проложен пожарный водовод протяженностью более 5,7 км, забирающий воду из Талгарского водовода. На территории аэропорта построен 4 этажный автомобильный паркинг". Однако, еще немного истории. 52 миллиона 300 тысяч долларов. Такова окончательно озвученная цифра стоимости нового терминала алматинского аэропорта. Более чем в 2 раза выше, чем декларировалось изначально. Тут же можно вспомнить скандал между проектными институтами, когда камнем преткновения стал академический вопрос: выдержит ли строящееся здание разрушительное землетрясение, или станет братской могилой любителям авиаперелетов. Были вопросы по "Союзу пяти" - секретному договору, между пачкой компаний и акиматом, на финансирование строительства в размере 50 миллионов у.е. Был вопрос по функционированию частной лавочки на недостроенном терминале в виде автостоянки в здании паркинга. В принципе, вопросы есть и сейчас. И их много. Очень. Однако задавать их должен компетентный орган, вроде прокуратуры. И, желательно, на основании данных независимого аудита, да так, чтобы результаты проверки, и все данным по контрактам, платежам, кредитам и гарантиям, стали достоянием общественности. Почему бы не отвести разворот какой-либо из республиканских газет под эти данные? Чтобы каждый мог увидеть - где собака порылась. Вот тогда будет прозрачность. Вот тогда будет праздник независимости страны с соответствующим подарком. А то, все как при социализме: дареному коню в зубы не смотрят. Но конь то, в итоге, куплен, точнее все покупается, на наши с Вами деньги.
Загрузка...