Опубликовано: 1993

Идеологический актив: кроме пропаганды - откровения и планы

Спустя некоторое время после того, как глава государства озвучил свое очередное ежегодное послание, в алматинском акимате прошел идеологический актив, посвященный этому событию.

На активе были озвучены достаточно интересные вещи по современным проблемам общества и власти, несмотря на скучное название самого собрания. Если отбросить все идеологические экивоки (что мы, собственно говоря, и сделали), то тот же доклад акима может быть интересен своими статистическими выкладками. На активе городской голова рассказал об индикативном плане развития южной столицы. Понятно, что официальной статистике иногда верить не просто, однако попробуем оттолкнуться хотя бы от нее. Как говорится в секретных материалах, истина где-то там…или там… Что самое интересное, актовый зал был забит до отказа. Служивому люду пришлось искать дополнительные стулья, чтобы рассадить гостей. В активе принимали участие партийцы, ветераны и представители некоторых контрольно-надзорных госорганов и др. представители общественных организаций. Итак, Виктор Храпунов сказал, что, согласно поручению главы государства, требуется особое внимание уделить вопросам дальнейшего улучшения инвестиционного климата. В этой связи наш город продолжает укреплять свой имидж инвестиционно-привлекательного региона. В 2003 году капиталовложения в экономику города составили 134 млрд. тенге, из которых почти 70% направлено на технологическое обновление производств. Сегодня каждый восьмой тенге, инвестированный в республику, приходится на Алматы. Этот показатель является убедительным подтверждением того, что осуществлять бизнес у нас выгодно, безопасно и престижно. Обеспечивается реализация приоритетных для города социальных проектов. В их числе строительство школ в поселках Ужет, Калкаман, школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, метрополитена, транспортной развязки на пересечении улиц Райымбека-Саина, капитальный ремонт и строительство дорог, в том числе в районах индивидуальной жилой застройки. На эти цели в прошлом году израсходовано 9 млрд. тенге бюджетных средств. С перевыполнением реализована годовая жилищная программа. Прирост жилья за год составил 10%, одновременно почти на одну треть сокращен объем "незавершенки". Активное развитие получил банковский сектор: объем депозитов резидентов вырос за год на одну четверть, в том числе в национальной валюте - в полтора раза. Общая масса кредитов, выданных банками города хозяйствующим субъектам, достигла 1 триллиона 274 млрд. тенге. При этом значительно возросла доля средне- и долгосрочных кредитов. Обеспечивается перевыполнение прогноза сбора налогов и платежей в бюджет. По сравнению с 2002 годом, их объем вырос почти на одну треть. В сфере здравоохранения города увеличены объемы стационарной, амбулаторно-поликлинических услуг, в том числе скорой и неотложной помощи. Организована деятельность городских реабилитационного и лечебно-диагностического центров. Следовательно, необходимо осуществить серьезные и системные изменения в отрасли. Аким Алматы процитировал президента, который сказал, что наш собственный опыт показывает, что чрезмерная коммерциализация здравоохранения искажает мотивацию врача: ему становится выгоднее, чтобы человек чаще болел и больше платил, чем был здоровым. Поэтому в нашей стране должна быть солидарная, совместная ответственность государства и человека за его здоровье. Необходимо произвести реальный перенос центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь, начать системный переход на международные стандарты здравоохранения, новые технологии и современные методики лечения и медицинского обслуживания. Особое внимание следует уделить обеспечению гарантированного, безвозмездного для человека медицинского обслуживания по минимальным стандартам. В частности, государственная медицина должна быть разделена с частной, следует запретить открытие каких-либо частных кабинетов в медицинских учреждениях. На городском активе с докладом выступил главный врач департамента здравоохранения г-н Девятко. В своей пламенной речи он горячо благодарил президента за проявляемую заботу о здоровье населения. Без внимания главы государства здоровью населения пришел бы полный "швах". А еще г-н Девятко поблагодарил президента за решение расправится с платными услугами в государственных амбулаторных и стационарных лечебных учреждениях. Сигналы о развитии злоупотреблений со стороны платных отделений дошли уже до самого верха. По его словам, платные услуги на 15% покрывают расходы медицинских предприятий. От платных услуг сразу отказаться не возможно. По предложению Девятко, часть лечебных учреждений необходимо перевести на хозрасчет, чтобы они сами зарабатывали себе деньги. Получается, что одно предлагается заменить другим, но платную основу все равно оставить. А высвободившиеся бюджетные средства направить на усиление тех, которые деньги за свои услуги взимать не будут. Глава департамента здравоохранения привел отрадные цифры о том, что рождаемость в Алматы увеличилась на 32%. Наш город, как известно, является центром сосредоточения научно-исследовательских институтов, ВУЗов, других предприятий и организаций, имеющих актуальные научно-технологические и прикладные наработки, которые сегодня находятся в сфере интересов государства, реализующего индустриально-инновационную стратегию. Развивающиеся рыночные отношения нацеливают предприятия изыскивать финансовые ресурсы для модернизации и технического перевооружения производств. Отсюда предопределена роль г. Алматы как одного из мощных инновационных центров страны. У нас сконцентрирован основной образовательный потенциал республики: функционирует 70 ВУЗов, каждый третий студент республики учится в Алматы. Вместе с тем, в этой сфере имеются серьезные проблемы. Большинство ВУЗов готовит кадры традиционных юридических, экономических и гуманитарных специальностей. При этом ощущается явный дефицит специалистов новой формации (в области научной экспертизы, использования интеллектуальной собственности, по работе с ценными бумагами, в области информационных технологий, специалисты международного класса, способные отстаивать интересы Казахстана в ЕврАзЭс и ВТО). Необходимо также проработать вопрос создания государственного центра изучения потребности рынка труда и привлечь к этой работе ведущие ВУЗы и НИИ, расположенные в городе. По словам акима, сегодня в Алматы действует свыше 1600 крупных, средних и малых предприятий. Просим обратить внимание на цифру 1600 предприятий. В этом месте Виктора Вячеславовича явно подставили. По анализу, проведенному департаментом малого бизнеса алматинского акимата, статорганов и налогового комитета, в настоящий момент в южной столице насчитывается 28,5 тысяч субъектов малого бизнеса (СМБ) и около 20 тысяч частных предпринимателей. Исходя из грубой арифметики, получается около 50 тысяч. Но это еще не все. В целом налоговые отчеты сдают 48 тыс. юридических лиц, к которым нужно прибавить 20 тысяч частных предпринимателей. Конечная цифра приближается к 70 тысячам. Понятно, что 70 тысяч это более чем 1600. И, вероятно, намного более. Мы никого не хотим критиковать, мы просто уточняем для полноты картинки. Пока Алматы продолжает оставаться крупным финансовым центром. Южная столица формирует около 20% республиканского бюджета. Далее, по словам акима, в структуре производства преобладают обрабатывающие отрасли, однако их соотношение вряд ли можно назвать прогрессивным, так как на долю машиностроения и обработки металлов приходится всего 18%. Кроме того, состояние многих предприятий остается низкорентабельным по причине изношенности основных фондов. Напомним, что еще в самом начале доклада была озвучена цифра: "В 2003 году капиталовложения в экономику города составили 134 млрд. тенге, из которых почти 70% направлено на технологическое обновление производств". Получается, что госказна более полумиллиарда долларов вкладывет в обновление производств, а оно продолжает оставаиться изношенным, т.е. фактически, не обновляется. Далее Виктор Вячеславович сказал, что наращивание промышленного производства рассматривается как возможность развития связей по кооперации, совместному финансированию технического перевооружения или реконструкции, организации оптовой торговли. Структурные преобразования промышленности города также дадут положительный импульс развитию сельских территорий, различных форм сельскохозяйственной и промышленной кооперации в рамках агропромышленного кольца нашего мегаполиса. И вторая важнейшая задача промышленного сектора - это роль проводника индустриально-инновационной политики государства, возможность развития и тиражирования инновационных технологий. В прошлом году созданы Инвестиционный и Инновационный фонды, Государственная страховая корпорация, которые уже приступили к работе по консультационному сопровождению и долевому финансированию инновационных высокотехнологичных проектов. Акимат города вплотную работает с вышеназванными структурами: для этих целей сформирован портфель бизнес инициатив, созвучных целям индустриально-инновационной политики. В него вошли такие проекты, как серийное производство автобусов и троллейбусов, алмазного инструмента, выпуск компьютерной техники, а также экологически чистых продуктов питания и другие. К данному абзацу хочется вспомнить сюжет, прошедший по телевидению, где выступала группа ученых сразу после презентации в Алматы стратегии индустриально­инновационного развития РК до 2015 года. По их словам, изобрести и разработать новую технологию, - не является основной проблемой. Изобретатели у нас еще не перевелись, есть также и энтузиасты своего дела. Самая большая проблема лежит во внедрении казахстанских изобретений - пробить их сквозь стены научной бюрократии. А пробить эти стены почти невозможно, - уж больно они прочны - дорого, как с финансовой точек зрения, так и с моральной. И снова возвращаемся к словам акима. Говоря о построении модели сбалансированного и устойчивого развития общества, главой государства постоянно подчеркивается, что мы это делаем для создания более широких возможностей в решении социальных задач, что возможно только при стабильной экономике. В этом контексте хотелось бы отметить, что Алматы вносил и вносит значительный вклад в развитие жилищного строительства в стране, в том числе с использованием механизмов ипотеки. В 2003 году сдано в эксплуатацию около 300 тыс. кв. метров жилья или 15% объема введенного жилья по республике. Темпы ввода жилья также ежегодно растут, хотя спрос на жилье опережает его еще быстрее и превышает предложение в 2,5 раза. Повышение конкурентоспособности казахстанцев требует новой политики в жилищном строительстве. Как было справедливо отмечено, жилье является частной собственностью, а значит - сферой ответственности самого человека. Вместе с тем именно эта отрасль может стать локомотивом экономического развития, так как масштабное жилищное строительство потянет за собой развитие промышленности стройматериалов, мебельной промышленности, металлообработки. И суть новых требований заключается в обеспечении доступности жилья для широких слоев населения через развитие ипотеки, системы строительных сбережений и в целом его удешевление. Здесь также значительна роль Алматы, который может успешно справляться с ролью экспериментальной площадки по внедрению новых для нашей страны технологий ипотечного кредитования жилья. На 1 февраля текущего года ссудная задолженность физических лиц по ипотечным кредитам в Казахстане составляет 31,5 млрд. тенге, из которых почти 50% приходится на наш мегаполис. В этом направлении уже принимаются определенные меры. Решением алматинского маслихата утверждена программа развития ипотечного кредитования жилья в г. Алматы, разработан специальный план мероприятий, создан Координационный совет. На первоначальном этапе гарантом финансового обеспечения привлекаемого в виде "дешевых" и "длинных" денег стартового капитала выступит специально сформированный залоговый фонд. В последующем использование механизма закладных ипотечных бумаг позволит создать цивилизованную двухуровневую ипотеку, что будет способствовать развитию отечественной стройиндустрии и удешевлению стоимости вводимого жилья. Глава государства поручил правительству в месячный срок внести на утверждение государственную программу развития жилищного строительства и уже в текущем году развернуть все подготовительные работы. Необходимо и нам пересмотреть соответствующую городскую программу с доведением объемов капиталовложений в строительство жилья до 20-25 млрд. тенге в год или в полтора раза больше нынешнего. Слова из послания президента страны уже разнеслись по городам и весям и успели проникнуть в сердца и умы казахстанского народа. По поводу того, что глава государства сказал, что жилье должно стоить 350 долларов за квадрат, есть много "но". По мнению некоторых экспертов, жилье может стоить в два раза меньше (как раз названную сумму), если не платить чиновникам взятки. Олег Нам, глава строительной корпорации "Куат", предложил свое виденье удешевления жилья. Он несколько раз подчеркивал, что последнее послание президента страны очень обрадовало всех нуждающихся в жилье. Настало, дескать, время, когда народ может приобретать доступный по средствам кров. Далее он охарактеризовал снижение процентных ставок по ипотечному кредитованию волевым (читай силовым) решением, которое должны будут исполнять местные власти. По большому счету, на пути снижения процентных ставок по кредитам лежит множество проблем. Глава "Куата" остановился на трех основополагающих. Во-первых, свободных земельных участков под строительство практически нет. Заказчики строительства приобретают их по высоким ценам. Олег Нам предложил изымать участки у тех, кто не успел освоить их в течение трех лет при возврате уплаченных денег. А потом передавать под строительство социального жилья. "Сегодня осуществить такое решение возможно, - это во власти исполнительной власти!". Ресурс земельных участков можно также изыскать в районах ветхого и аварийного жилья, которое должно подлежать сносу. Строитель также предложил городским властям долевое участие во внутриплощадочных инженерных сетях. По его данным, инженерные сооружения порой "съедают" до 30­50% стоимости всего строения. По мнению главы строительной компании, на сегодняшний день такие суммы вполне по плечу городской администрации. Далее строитель озвучил такую тенденцию, когда стоимость строительства в обеих столицах возрастает на 25% - в Астане из-за грунтов, а в Алматы - из-за сейсмичности. Дороговизну стройки он также обосновал высокой стоимостью материалов. Резюмируя его доклад, можно сделать вывод о том, что цены на недвижимость можно снизить только при участии правительства, местных властей, контрольно-надзорных органов, не только при помощи финансового участия, но также благодаря административным рычагам. При условии реализации его предложений, может увеличиться спрос на заявки со стороны потенциальных генподрядчиков. Начальник алматинского горуправления Агентства РК по делам госслужбы Айбопе Макулбекова в своем докладе отметила, что в деле совершенствования профессионализма госслужащих предстоит еще много поработать. В соответствии с посланием президента, они должны стать конкурентоспособными: научиться работать на компьютере, с интернетом, с "емелей", "аськой", желательно, выучить английский язык, да и государственный тоже. Как посетовала начальник данного горуправления, очень мало чиновников сегодня знают иностранные языки. И это при том, что сотрудникам предоставлялась возможность обучаться и даже за рубежом. Но, увы и ах…! Удалось уговорить учиться в Японии только одного служащего из Нацбанка. Видимо, после долгих реверансов, обильных комплиментов и посулов. Чиновник, вероятно, оказался великодушным и снисходительным - пожалел своих коллег - государев люд. Хочется отметить, что и сегодня не потеряла актуальности наука Петра I-го по отправке за границу отроков на получение наук, дабы потом употребить на пользу государства казахстанского. Так как бороду мало, кто из них носит, можно было бы чубы стричь. Как известно, у Петра было много средств стимулирования. Некоторые из них вполне можно было бы осовременить. Айбопе Макулбекова критически высказалась о том, что у нынешних кандидатов в чиновники, а также у действующих чиновников слабы знания в области права. Она также сказала о том, что среди тех, кто приходит на госслужбу имеется очень большое число не профессионалов и даже, что намного страшнее, не патриотов. В связи с этим ребром встает проблема подготовки и переподготовки кадров, повышение их квалификации. Требования к положениям о занятии должности следует сделать более конкретными и четкими. В 2003 году 712 чиновников и госслужащих из органов местной власти прошли курсы повышения квалификации в региональном институте государственного и местного управления. На эти цели было выделено 5 млн. 640 тысяч тенге из городского бюджета. Айбопе Макулбекова отмечает, что в настоящий момент процедура аттестации госслужащих стала более прозрачной и качественной. А отношение со стороны самих госслужащих стало более серьезным. Г-жа Макулбекова также с сожалением отметила, что в некоторых госорганах квалификационные требования пишутся под отдельные персоналии, в ущерб всей организации. Агентство по госслужбе уже не в силах бороться с данным явлением в одиночку, поэтому она выразила надежду, что данные позорные факты удастся искоренить совместными усилиями. Начиная с 2004 года, зарплата госслужащих возросла в среднем на 50%! Президент пообещал, что вопросы социального пакета чиновников будет решаться в сторону увеличения благосостояния. Зарплата будет расти еще, будут обеспечивать жильем, предоставят медицинское обслуживание. Все это, по мнению г-жи Макулбековой, должно повысить требования отдачи от чиновников и повысить самосознание. Выступить на активе в тот день удалось не всем, - примерно, только трети всех желающих. Вероятно, если бы выступить удалось всем, можно было бы узнать еще больше историй, откровений и прочих признаний. Решения, которые были приняты на городском активе, поступят на утверждение к акиму города. Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com
Загрузка...