Опубликовано: 1030

Грядет Новый год. Налоговый

Грядет Новый год. Налоговый

Наступающий новый год по восточному календарю, как известно - год Красного Вола или Быка - животного сильного, упорного и трудолюбивого.

По всему видно, что для казахстанского бизнеса этот год станет непростым. Финансовый кризис все выше поднимает голову, отчего предпринимательская активность во всем мире, наоборот, падает. И казахстанская экономика, как часть мирового хозяйства, не может оставаться "в тенечке". Бизнесу придется много и трудно работать. С начала 2009 года вступает в действие и новый Налоговый кодекс. Сможет ли этот документ, над которым так долго "ломали копья" предприниматели и правительство, помочь отечественному бизнесу в трудное время, даст ли он для него новые возможности? Своим мнением с Караван.kz делится один из активных разработчиков нового Налогового кодекса, советник по экономическим вопросам Национальной экономической палаты Казахстана "Союз Атамекен", Алма Нургожаева. - Проблема облегчения условий для развития казахстанского бизнеса в условиях наступающих финансовых и иных трудностей - одна из главнейших, - считает она. - Наш Союз работал над этими вопросами в течение всего периода подготовки нового Налогового кодекса. Это направление работы у нас одно из главных. Что же реально сделано? В новом Налоговом кодексе прошли несколько важных предложений. Все они лежат в русле основной концепции: снижении налоговой нагрузки для предпринимательства, создания лучших условий для ведения бизнеса. Налог на добавленную стоимость снижен до 12 процентов, корпоративный налог - сейчас 20 процентов, а с 2010 года снизится до 17,5 процента. Будет установлена фиксированная ставка социального налога, вместо прогрессивной, которая действует сейчас. Индивидуальный подоходный налог на физических лиц останется без изменений. Изменен порядок налоговых преференций на инвестиции. Сейчас действует порядок, при котором, чтобы получить преференции - освобождение от корпоративного, земельного и имущественного налога - нужно заключить контракт с уполномоченным органом. Следует учесть, что уполномоченный орган больше 150 контрактов в год не имеет возможности физически заключить. Потому что это связано с экспертизами, с выездами на место и с постоянным контролем за выполнением самого контракта. Основная масса предпринимателей - налогоплательщиков, можно сказать, оказались "за бортом" этой процедуры. Это сдерживало приток инвестиций. Сейчас данный порядок отменен. Никаких контрактов теперь не требуется, сообщать об инвестициях нужно лишь в уведомительном режиме. На основании только одной финансовой отчетности предприниматель сообщает, что он приобрел, к примеру, станки и оборудование и будет использовать их в течение трех лет. Это автоматически вводит его в режим преференций, освобождая от соответствующих налогов. И предприниматель будет иметь возможность либо сразу поставить эту сумму на вычеты, то есть на уменьшение налогооблагаемого дохода; либо распределить эту сумму равномерными частями в течение заявленных им трех лет. В чем здесь преимущество? Если говорить о новом предприятии, которое по инвестиционному контракту освобождалось от того же корпоративного подоходного налога, то у него в течение первых трех лет в громадном большинстве случаев прибыли и так нет. А здесь эта сумма сразу ставится на вычеты. Одновременно введен новый порядок переноса времени убытков - вместо трех до десяти лет. Удалось в новом Налоговом кодексе распространить такой порядок преференций практически на все сферы экономики, за исключением недропользователей. Но для них сохранится норма двойной амортизации в первый год эксплуатации оборудования. Эти преференции теперь будут распространяться также на модернизацию и реконструкцию предприятия, и бизнесмены получают право выбора применения этой нормы: до ввода или после ввода оборудования в эксплуатацию, по своему усмотрению. Очень важным является изменение порядка погашения налоговой задолженности. Здесь существовала большая проблема. Действовал порядок: сначала погашается пеня, затем - основной долг. Но пока предприниматель погашал пеню, на основной долг продолжала расти новая пеня! Поэтому долг рос как снежный ком, и многие попадали в долговую кабалу. Сейчас на ближайшие три года решили, что вначале будет погашаться основной долг, а затем пеня и остальные штрафы. Это огромное подспорье для наших предпринимателей. Какие проблемы не решены? Главная проблема - в дальнейшей оптимизации налоговой нагрузки и создании наилучших условий для бизнеса. Не все наши предложения нашли понимание в правительстве. Главная проблема сейчас, особенно в условиях роста процентной ставки по кредитам, это ограничения по вычетам. Сегодня для наших казахстанских предпринимателей ограничение идет при наличии внешних кредиторов. Но у субъектов малого и среднего бизнеса их практически нет. В новом Налоговом кодексе ввели ограничение по всем кредитам - как внешним, так и внутренним, основанное на взаимосвязанности сторон. То есть, если вы берете кредит у банка, акционером которого вы являетесь, на вас ограничения распространяются. Для Казахстана это большая проблема. Учитывая наше небольшое население, сравнительно узкий круг отечественных предпринимателей, у нас аффилированность предприятий очень высока. Так что эти ограничения по вычетам у нас распространяются практически на огромную часть бизнеса. Предприниматели внесли предложение вообще отказаться от них. Но против категорически выступил Минфин, Налоговый комитет. И их логику можно понять - взаимосвязанность бизнес-структур является питательной средой для финансовых злоупотреблений, которые трудно доказать, а еще труднее - наказать. Поэтому здесь какие-то ограничения быть должны. Мы хотели, чтобы хотя бы были одинаковые коэффициенты для финансовых и нефинансовых организаций. Но и на это правительство не пошло, хотя, при поддержке Ассоциации финансистов удалось в новом кодексе снизить разрыв между коэффициентами финансовых и нефинансовых организаций. Это маленькая, но важная победа бизнес-сообщества. Очень большая проблема - лжепредпринимательство. С 2006 года многие предприятия страны несут потери. Действующий Уголовный кодекс предусматривает наказание за лжепредпринимательство. То есть, если доказаны факты фиктивных сделок, хотя бы одной, человек подвергается уголовному преследованию, осуждается судом и несет соответствующее наказание. На этом основании может быть отменена государственная регистрация его предприятия. А не так давно в налоговое законодательство были введены статьи, когда в этом случае наступают последствия и для его контрагентов - всех субъектов бизнеса, с которыми он контактировал. Отмена государственной регистрации означает, что его убирают из реестра. И одновременно все, кто имел с предприятием дело, подвергаются налоговым санкциям. Допустим, они провели с таким предпринимателем реальную, законную сделку. По корпоративному налогу у них на сумму этой сделки сразу увеличивается налогооблагаемый доход, со штрафами и пеней; по НДС у них сразу убирается из зачета такая же сумма. Все это выливается в огромные суммы, и даже одна такая сделка может привести любой добросовестный бизнес к разорению! В Союз "Атамекен" поступает огромное количество жалоб от предпринимателей именно на данное несправедливое положение. Трагедия состоит в том, что санкции налоговиков вступают в силу на основании решения суда, и вплоть до Верховного Суда, который может вынести окончательное решение в пользу добросовестных предпринимателей, отменить их невозможно. Хотя сами налоговые инспекторы признают, что сделка была реальной, не фиктивной, но сделать ничего не могут! Поскольку контрагент признан лжепредпринимателем - достается всем, и правому, и виноватому. Это вопиющая несправедливость, вызванная несовершенством и несостыковкой разных законов. По этому вопросу готовится согласованный с правительством проект по изменениям в Уголовное и административное законодательство. Там будет сделана оговорка, что лжепредпринимателем будет признаваться только то лицо, все сделки которого были признаны недействительными. По остальным случаям будет введена новая статья, квалифицирующая такое понятие как "лжепредпринимательские сделки", и суды смогут разбираться по каждой сделке отдельно. И именно по ним будут приниматься налоговые и административные санкции. Не решен в новом кодексе и вопрос дифференциации ставки по НДС. Мы также предлагали его в правительство, но пока не нашли понимания. А это сдерживает производство важных социальных товаров. Новый Налоговый кодекс снял некоторые проблемы бизнеса, но многие вопросы остались… И нам всем, обществу и бизнесу, нужно продолжать упорно работать над их решением. Рисунок с сайта www.expert.ru
Загрузка...