Опубликовано: 844

Год, который нас спасет?

Год, который нас спасет?

Культурное пространство Казахстана в новом году обещает расшириться. За счет России. Новый 2003 год объявлен в соседнем государстве годом Казахстана.

Давно пора! Президент Ассоциации школ с русским языком обучения Ольга Викторовна Сарманова связывает с этим событием большие надежды на упрочение "великого и могучего" в нашей стране. Не секрет, что с русским языком у школьников всегда было много проблем, а в последние годы плохие знания по русскому стали угрожать настоящей крупномасштабной эпидемией всеобщей безграмотности. В прошлом году среди 15 отличников, претендовавших на квоты в российские вузы на пробных экзаменах, проходивших в южной столице, не было ни одного, кто получил бы по сочинению за грамотность пятерку. Четверка была единственная и та - с жирным минусом. Четыре человека получили единицы! Говорить о тех, кто учиться средненько и ниже среднего вообще страшно. Там без ошибок пишется только пунктуация, и то, как говорят многие школьники, расставляется она интуитивно. Ежегодно через Ассоциацию в Казахстан поступает огромное количество литературы на русском языке: учебники, книги по истории, психологии, дидактические материалы. Интеллектуальное добро раздается школам бесплатно! Правда, заинтересованные школы должны делать заявку на литературу и своими силами забирать ее, потому как в Ассоциации работает всего несколько человек, и те - больше волонтеры, нежели сотрудники. В общем, дружба двух государств на образовательном поле держится на энтузиазме нескольких человек… и вот теперь все изменится! Российская сторона сама начала действовать и предлагать сотрудничество не только с Ассоциацией (а значит школами Алматы), но и всеми учебными заведениями Казахстана. В последние дни уходящего года из России поступил ценный груз - книги. Валерий Комаров, помощник депутата Госдумы РФ Геннадия Чуркина говорит, что акция организована в рамках года Казахстана в РФ, и подобных мероприятий впереди будет еще очень много. В России принята программа поддержки русскоязычного населения. Она разработана для всех стран СНГ, бывших союзных республик, и уже много лет реализуется в странах Балтии, некоторых государствах дальнего зарубежья. Дошел черед и до Казахстана. Что подкинула Россия? Союз русскоязычного зарубежья привез в Казахстан учебники! Более 12-ти тысяч книг по точным наукам для 7-11 классов, плюс издания классиков русской литературы. Также российская сторона презентовала новые пособия для школьников как узкопрофильного назначения, например "Основные понятия и термины математического анализа", так и общего, развивающего плана - "Сколько живут животные"? Книги полезные, несомненно умные. Они нам будут кстати. А вот художественная литература, предложенная с той стороны, оказалась на удивление странной или излишне "осовремененной", если можно так сказать. Впрочем, наши школьники, взяв в руки "Войну и мир" Толстого уложенные всего в 450 страниц, наверное, останутся довольны. Вот только те, кому довелось читать оригинал, который будет раза в четыре толще, недоумевают. Неужели Россия нашла новый компромисс с нечитающей публикой? Значит, нашла. Дареному коню в зубы смотрят! Итак, художественная литература, стала настоящей предновогодней неожиданностью. Лев и Алексей Толстые, Гоголь, Пушкин почему-то оказались изданы в сокращенной форме. Этакие христоматийные издания, которые дают представление и не более того. Видимо, на общем фоне падения интереса к чтению издатели решили, что если дети соизволят прочитать хотя бы "ЭТО!", с них будет довольно! Причем, рядом с произведениями тут же, в книгах, имеются рецензии на эти опусы, а также дидактические материалы в помощь учителям, дабы те могли проводить полноценные уроки литературы и объяснять детишкам, как писать по данным обрывкам сочинения. Завершает каждую книгу урезанных классиков список рекомендуемой литературы. Получается, что раньше к учебнику литературы прилагались полные произведения, то теперь вместо приложения вполне сойдет такое издание. К слову, оболваненных русских классиков получили директора школ- интернатов и детских домов. Последние были счастливы, потому что на безрыбье и рак рыба. Российская же сторона - дальше - больше, обещала специально для нас в скором будущем издать антологию казахских классиков: Абая, Мусрепова, Валиханова, Джамбула. Квоты будут - а лучше б, паспорта В мае 2002 года в Министерствах образования РК и РФ поднимался вопрос об увеличении квот для казахстанских абитуриентов, получаемых по линии Казахстанской Ассоциации школ с русским языком обучения. По сей день это было всего два места, на которые могли рассчитывать наши выпускники. Начиная с этого года квоты увеличатся до четырех. Образовательная программа сотрудничества между двумя государствами одобрена и поддержана городским институтом повышения квалификации учителей и департаментом образования города Алматы. Также ожидается, что в Россию на повышение квалификации смогут поехать наши учителя. Собственно, казахстанские делегации не отказывали в этом себе и прошлые года, но в наступившем году обучение в Омске и Новосибирске будет особо символичным. А вот "Закон о соотечественниках" принятый в России, не обещает нашим русским ничего нового и хорошего. В свое время над его разработкой активно трудились и Ассоциация русских школ в Казахстане, и русская община Казахстана. Планировалось, что Дума примет положение о создании некого удостоверения для тех, кто является русским, но живет за пределами государства российского. Это удостоверение должно было значительно увеличить права русскоязычных граждан. В частности абитуриенты могли бы поступать в вузы наравне с россиянами и не считаться иностранцами. Упростилась бы процедура пересечения российской границы. В целом заграничные русские ничем бы не отличались от граждан России за исключением того, что у них не было бы права участвовать в выборах в стране. Увы. На сегодня закон принят, а удостоверение соотечественника так и не стало обладать законодательной силой. В решении любых вопросов в России все зависит от гражданства. Есть гражданство - ты человек в РФ, нет гражданства - иностранец, русский не русский - никому до этого нет дела. Казахстанские русские по этому поводу сильно опечалились, да делать нечего. Снова утешились сотрудничеством и тем, что Казахстану так и так надо входить в мировое образовательное пространство, а без дружбы с РФ этого никак не сделать. Зато в Москве планируют открыть общий информационный центр для соотечественников. В последнее время новые русские хотят, чтобы их дети учились в РФ не только в вузах, но и в школах. В России до сих пор сохранилась сеть профессиональных школ, по окончании которых дети получают профессию. При общеобразовательных школах живы и действуют УПК - учебно-производственные комплексы, которые так же ориентированы на подготовку молодого рабочего класса к трудовой жизни. (Наши УПК сдохли в период оптимизации, и вряд ли будут реанимированы в ближайшем будущем). То есть образовательная система России представляет серьезный интерес для среднестатичного ( небогатого) русского казахстанца. Как удовлетворить этот интерес в рамках законов двух стран особенно сегодня, когда стандарты образовательных программ Казахстана и России стали сильно разниться? Не секрет, что для обучения в омской, томской и любой другой российской школе в старших классах надо безупречно знать не только русский язык, но и историю государства российского, и географию. Центр будет предоставлять всю интересующую информацию. Кстати, в южной столице имеются две школы, в устав которых заложено сближение программ обучения двух государств. За счет инвариативной части в них увеличено изучение русского языка и литературы. Однако учителя обращают внимание, на то, что это капля в море всеобщего падения общей гуманитарной культуры и грамотности. Если ситуация не изменится, то очень скоро между людьми начнут рушиться коммуникативные связи. В личностном плане начнутся проблемы с самореализацией. Хорошо, что это понимают не только казахстанские учителя, но и политики. Иначе разве бы быть 2003 году казахстанским в России?
Загрузка...