Опубликовано: 1363

Газовая дружба

Газовая дружба

Россия и Китай конкурируют за центрально-азиатские энергоресурсы, но в перспективе могут создать союз против поставок центрально-азиатского газа в Европу.

Окончание, начало см.здесь. В Пекине сделали некоторые выводы из сложившейся ситуации. Китайское руководство попробовало вклиниться во взаимоотношения по газовым вопросам между центрально-азиатскими странами и Россией. Раз прямые поставки из Сибири могут оказаться очень дорогими, Пекин активизировал свои действия в Центральной Азии. Во-первых, тому способствовало стремление Ашгабада, в свою очередь, диверсифицировать поставки газа и избавиться от жесткой привязки экспорта от России. Это неудивительно в силу того, что еще при Сапармурате Ниязове Туркменистан мечтал об экспортных трубах в обход территории России. Такая стратегия однозначно усиливала позиции Ашгабада в вопросе переговоров с российским "Газпромом". Во-вторых, и Ашгабад, и Ташкент, и Астана были заинтересованы вести независимую политику в вопросе экспортных поставок газа. Ключевой проблемой было то, что три страны Центральной Азии никак не могли выступить единым фронтом. По отдельности с каждой из стран Москва вполне могла договариваться, часто используя имеющиеся между ними противоречия. Поэтому неслучайно "Газпром" дал принципиальное согласие поднять цены на центрально-азиатский газ до среднеевропейских цен, когда Туркменистан, Казахстан и Узбекистан вместе озвучили свое желание. Небезынтересны вопросы ценообразования на центрально-азиатский газ. Так, по некоторым сведениям, китайцы могут предложить странам региона 195 долларов за тысячу кубометров газа. Надо иметь в виду, что эти цены взяты в разрезе текущего момента, когда Россия платит от 130 до 160 долларов за тысячу кубометров. С другой стороны, российская компания "ЛУКОЙЛ" в ходе презентации своего узбекского проекта в Лондоне заявила цену в 210 долларов за тысячу кубометров в 2009 году. Потом, правда, представители ресурсной компании попытались взять свои слова обратно, но серьезные аналитики получили неплохой показатель для расчета цены центрально-азиатского газа в ближайшей перспективе. Справка: В прошлом году "ЛУКОЙЛ" начал добычу газа в СРП Кандым-Хаузак-Шады, в текущем году планируется добыть 2,5 миллиарда кубометров. Кроме того, НК приобрела компанию SNG Holding, которая с 2009 года должна начать добычу, максимальный уровень которой запланирован на уровне 3 миллиардов кубометров газа в год. Всего в Узбекистане "ЛУКОЙЛ" планирует добывать 15 миллиардов кубометров газа, достигнув этой планки к 2012-2013 годам. Китай ориентируется на 2011 год Китай дает ясно понять, что обещанные Туркменистаном 30 миллиардов кубометров газа начнут поступать в Поднебесную лишь к 2011 году. Раньше этого срока надеяться на центрально-азиатский газ не приходится. Есть два обстоятельства, заставляющих Китай согласиться. Первое - в Китае понимают, что перенаправление потоков центрально-азиатского газа на Китай вопрос весьма сложный и с точки зрения технических возможностей проблематичный. Чтобы осуществить строительство газопровода Туркменистан-Китай, необходимо создать соответствующие СП с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Причем, с каждой транзитной страной по отдельности, в чем и заключается сложность стоящей перед китайцами задачи. Пекин довольно быстро договорился с Казахстаном и Узбекистаном. В частности, в феврале текущего года "КазТрансГаз" и "Trans-Asia Gas Pipeline" создали СП "Азиатский газопровод" для строительства казахстанско-китайского газопровода. Газопровод Казахстан-Китай планируется реализовать в два этапа. Первый участок пройдет от границы Узбекистана и Казахстана до границы Казахстана и КНР через Шымкент до Хоргоса. Его пропускная способность составит до 40 миллиарда кубометров в год, протяженность 1,3 тысячи километров. Сроки реализации данного этапа - 2008-2009 годы. Второй участок газопровода - Бейнеу-Бозой-Кызылорда-Шымкент, мощностью 10 миллиардов кубометров газа в год, протяженностью 1480 километров. Строительство будет реализовано, когда экономическая оценка покажет его обоснованность. Интерес казахстанской стороны заключается в следующем. Вторая ветка газопровода дает возможность переориентировать стратегию поставок газа в южные регионы страны. По последнему соглашению с Узбекистаном, Астана сохранила прежние цены на узбекский газ за счет компенсирующих поставок газа с запада страны в Россию. Казахстан получает от "Газпрома" необходимые объемы узбекского газа, в свою очередь, компенсируя их потом поставками своего газа в Россию. После осуществления второй очереди газопровода, Казахстан будет способен поставлять свой газ в южные регионы страны, тем самым, компенсировав газ, который он получает из Узбекистана. По соглашению между Ашхабадом и Пекином Туркменистан будет поставлять 30 миллиардов кубометров газа. В то же время казахстано-китайский участок газопровода рассчитан на 40 миллиардов кубометров газа. Значит, Астана сумела зарезервировать 10 миллиардов кубометров для казахстанского газа. Экспортные поставки казахстанского газа позволят Астане держать тарифы на газ в южных регионах страны на приемлемом для населения уровне. Ташкент молчит, но делает… Второе обстоятельство заключается в том, что Пекин собирается построить газопровод с допуском в него не только Казахстана, но и Узбекистана. Принимая во внимание прирост добычи газа со стороны "ЛУКОЙЛа" в Узбекистане на уровне 15 миллиардов кубометров в 2012-2013 годах, это дальновидный шаг. В Узбекистане также работает "Газпром", который тоже планирует увеличить добычу природного газа. Москва надеется, что сможет влиять на стратегию поставок газа российских ресурсных компаний. Однако к 2011 году, когда газопровод запустят, и к 2012-2013 году, когда он будет прогонять все 40 миллиардов кубов, все может поменяться. Вполне возможно, экспорт газа в Китай может оказаться с точки зрения коммерции более выгодным. Хотя на сегодня Узбекистан такие планы не строит, и как бы дистанцируется от поставок газа в Китай. Неслучайно, уже в апреле текущего года китайцы сумели быстро договориться с Ташкентом. В частности, национальная холдинговая компания (НХК) "Узбекнефтегаз" и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC создали совместное предприятие (СП) ООО "Asia Trans Gas" для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода "Узбекистан-Китай". До 20 апреля 2008 года стороны утвердили трассу газопровода, до 1 июня определили источники финансирования. По графику запланировано до 31 декабря 2009 года завершить строительство первой нитки газопровода и компрессорной станции КС-1 с вводом их в эксплуатацию в январе 2010 года. До 31 декабря 2011 года предполагается завершить строительство второй нитки газопровода и компрессорных станций КС-2, КС-3 и ввести их в эксплуатацию. Справка: Как сообщалось ранее, в апреле 2007 года Узбекистан и Китай подписали межправительственное соглашение о принципах строительства и эксплуатации газопровода протяженностью 530 километров и мощностью 30 миллиардов кубометров природного газа в год для транзита туркменского газа. Экспорт узбекского газа по этому газопроводу не планируется. Выгоды сторон Китай получит выход на рынок энергоносителей Центральной Азии и станет еще одним важным игроком наряду с Россией. Конечно, в краткосрочной перспективе Китай не сможет реально конкурировать с Россией по объемам закупа центрально-азиатского газа. Уже сегодня "Газпром" закупает в Туркмении, Узбекистане и Казахстане 80-90 миллиардов кубометров газа с потенциалом увеличения закупок до 100-110 миллиардов кубометров. Китай сможет импортировать максимум 40 миллиардов кубометров газа. Но главное для Китая не прямое соперничество с Россией (с ней лучше договориться и разграничить объемы закупа), а возможность получать газ непосредственно от производителей. Пекину и Москве также придется договориться и о поставках российского газа по еще не построенному газопроводу "Алтай". Китайцы получат сильные позиции по вопросу ценообразования, а россияне уже сегодня должны учитывать данный фактор. Со своей стороны, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан через несколько лет получат возможность вести переговоры отдельно с Россией и Китаем. Естественно, для стран региона наличие еще одного крупного покупателя энергоресурсов только позитивный фактор. В среднесрочной перспективе интересы России и Китая могут совпасть, в частности, по вопросу Транскаспийского трубопровода. И Москве, и Пекину невыгодно, чтобы европейцы имели возможность получать напрямую центрально-азиатские энергоресурсы. Поэтому и исключать российско-китайский союз по газовым вопросам нельзя.
Загрузка...