Опубликовано: 1067

Гарантии бедности

Гарантии бедности

Одной из главных тем на саммите в Йоханнесбурге (ЮАР), посвященном устойчивому развитию, было обсуждение проблем бедности. Эту тему, как известно, поднял и президент Назарбаев, принимая участие в данном международном форуме.

Тема бедности весьма актуальна и для Казахстана, потому что около трети населения, а это около 29,6 проц., имеет доходы ниже прожиточного минимума. Нижний предел Для начала попытаемся разобраться, что такое бедность. Официально черта бедности в Казахстане определена в 40 проц. от прожиточного минимума. Напомним, что на сегодня этот минимум составляет 4810 тенге. Соответственно, бедными людьми в Казахстане считаются лица, подушный ежемесячный доход которых составляет 1924 тенге. Какие социальные группы можно отнести к понятию бедных людей? Например, тех, кому необходимо выплачивать пособие. По официальным стандартам - это инвалиды; граждане, пострадавшие вследствие экологического бедствия в Приаралье; многодетные граждане, имеющие государственные награды; многодетные семьи, имеющие 4 и более несовершеннолетних детей; а также пенсионеры по возрасту, если эти категории граждан получают доход, ниже прожиточного минимума. Потребительская (продуктовая) корзина Интересные подробности открываются при изучении государственных стандартов. Оказывается, потребительская корзина включает в себя только минимальный продовольственный набор(!) Этот документ разработан Институтом питания Академии наук РК и состоит всего из 20 наименований пищевых продуктов - минимальных норм потребления для различных половозрастных групп. Чтобы не перебирать весь список, скажем, что в него входят: овощи, фрукты, крупы, хлеб, мясные продукты, специи и т.д., - скромная продуктовая корзина, которая учитывает потребности желудка. Однако человек, как известно, это не только желудок. Во времена советской власти, потребительская корзина включала около 150 пунктов. Кроме еды, туда входили также и потребности в жилищно-коммунальных и транспортных услугах, обуви, одежде, предметах гигиены, медикаментах и во многом другом. По крайней мере, были учтены основные потребности населения с научных позиций. Сегодняшние чиновники и академики пришли к выводу, что среднестатистический казахстанец стал вести аскетический образ жизни, а его потребности резко сократились с развалом СССР. Больше не нужно ни одеваться, ни мыться, ни греться, ни лечиться, ни развиваться, ни отдыхать. Передвигаться, вернее, перемещаться, можно пешком, в чем мать родила. Фиксированную долю расходов на непродовольственные товары правительство установило в размере 30 процентов от продовольственной корзины. Если прожиточный минимум в июле месяце составил 4810 тенге, из них около 70 процентов тратится на питание и остальные 30 процентов на оплату коммунальных услуг, лекарств, на транспортные расходы, моющие средства и т.д. Для сравнения скажем, что по данным Всемирного банка, прожиточный минимум в день составляет 4 доллара, а в месяц, соответственно, 120 долларов. Социальная защита Говоря о социальной защите, нельзя не сказать о приближении пенсии к прожиточному минимуму. Эту задачу на сегодня правительство Тасмагамбетова уже перевыполнило, т.к. среднемесячная пенсия превышает прожиточный минимум в 1,2 раза (5790 против 4810 тенге за июль месяц 2002г.). Чиновникам выгодно сравнивать пенсию с величиной прожиточного минимума, который на протяжении 5 лет определяется по устаревшей методике, утвержденной еще Натальей Коржовой. Пенсионеры не относятся к бедным слоям населения согласно, например, Закону РК "О государственной адресной социальной помощи". Как было сказано ранее, их пенсии выше прожиточного минимума. Среднемесячный размер выплаченных пособий составляет 579 тенге. И даже эти мизерные суммы не достаются пенсионерам, так как на них не распространяется положения данного Закона. По данным Минсоцзащиты, адресная социальная помощь предназначена 676 тысяч человек, что составляет около 5 проц. населения. Согласно программе, казахстанское правительство предусматривало решить проблему нынешних пенсионеров в три этапа. Первый этап - это 2002 год. В соответствии с программой, должно произойти увеличение на 25 проц. и 8,4 проц. в зависимости от времени выхода на пенсию. Однако, вместо увеличения пенсий на 25 проц., ее повысят только на 12 проц. Получается, что вместо 1200-1400 тенге, она увеличится всего на 600-700 тенге. Сегодня, как известно, срок стажа, профессия и квалификация в этих расчетах учитываются в усеченном варианте. С целью проведения расчетов по начислению пенсий, весной этого года по распоряжению премьер-министра Имангали Тасмагамбетова была создана правительственная комиссия, возглавляемая министром социальной защиты Гульжан Карагусовой. Комиссия работала в течение 8 месяцев. В августе результаты работы этой комиссии должны были быть представлены главе государства. Однако нигде, в том числе и в прессе, никаких результатов опубликовано не было. Пенсионерам прибавили только вышеупомянутые 12 проц. На том все и закончилось. Либо до результатов не дошло, либо исследования были сверхсекретными, либо что-то третье. Остается только догадываться. Скорбный список В принцип расчета размеров пособий и др. расходов на социальную сферу, входит и коэффициент уровня смертности. Этот коэффициент учитывается в правительстве и парламенте. Предполагаемая смертность в Казахстане составляет от 80 до 100 тыс. человек в год. По данным Национального Агентства по статистике, в 2001г. уровень смертности составил 147,1 тыс. человек. Общий коэффициент смертности, по данным того же Агентства, составляет 10 человек на 1000. Как бы кощунственно это не звучало, но, по словам некоторых аналитиков, это еще говорит о высвобождение финансовых ресурсов, которые можно было бы распределить между живыми, снизив тем самым социальную напряженность. Макроэкономические чудеса "Экономика Казахстана развивается, а простой человек этого не чувствует", - сказал Жармахан Туякбай, спикер мажилиса парламента РК, на открытии осенней сессии. О росте макроэкономических показателей заявил и Григорий Марченко, глава Нацбанка РК, сказав, что в целом за 2,5 года они выросли на 30%, практически достигнув уровня 1992 года. Интересно отметить, что иногда подобные заявления вызывают едкие филиппики со стороны прессы. Быть может, и она тоже не чувствует на себе рост отечественной экономики. Интересный парадокс. Правительство заявляет об экономическом росте, подъеме ВВП и т.д. Однако микроэкономические показатели при этом остаются почти на том же месте, притом, что некоторые из них даже снижаются. В то же самое время, ВВП является показателем уровня развития и общественного благосостояния в том числе. Немного о том, как изменился уровень жизни наших граждан. Индикаторы уровня жизни приведены в долларовом эквиваленте за 4 года (1998г. -2001г.ДН 3.05.02г) и на 1.07.02г. (курс доллара 153,15 тенге Казправда за 2.07.02г.). Почему, именно, в долларах? Курс доллара с начала денежной реформы в 1993г. и до настоящего времени повысился в 30 раз и этот фактор резко сказался на жизненном уровне.
Периоды
 1998г.2001г.2002г.
Средний размер месячной пенсии (в долл. США)53,633,737,8
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц) (в долл. США)47,331,331,4
Среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника (в долл. США)123,2118,2126,0
Денежные доходы населения (в среднем на душу населения в месяц) (в долл. США)38,457,254,0
Как видно из таблицы, отмечается значительный рост денежных доходов населения (в 1,5 раза) и небольшой рост по заработной плате в (1,02 раза). Денежные доходы являются одним из наиболее важных показателей не только роста благосостояния людей, но и экономического развития страны. Как же объяснить такое явление, что эти самые доходы не сказались на жизненном уровне населения?! Отмечается такое же снижение размеров пенсий и прожиточного минимума. Увеличение средней пенсии с 3554 тенге до 5790 тенге (на 1.07.02г.), то есть в 1,6 раз, но зато в долларах средняя пенсия в РК уменьшилась с 53,6 до 37,8.(в 1,4 раза). При этом правительственная программа действий на ближайшие три года обещает увеличение уровня ВВП до1600-1700 долларов на душу населения, удержание инфляции на уровне 5-7%, а в последующие годы в пределах 4-6%. Одной их составных ее частей также была правительственная программа, учитывающая реформирование пенсионной системы. Бедность - вещь сложная. Ее причиной могут выступать многие факторы. На ее размеры вначале повлияли развал СССР, слом экономической инфраструктуры, затем растущая коррупция в госорганах. Социологи и психологи отмечают снижение социальной активности населения и увеличение общей апатичности - "безучастности к собственной судьбе". Кризис системы образования, в том числе высшего, становящегося сегодня все более недоступным. Вследствие безработицы, повышается криминализация общества - разбои, грабежи, насилие, наркомания, пьянство. Вот одни из основных черт нашего сегодня.
Загрузка...