Опубликовано: 3374

Франчайзинг пересекает границы

Франчайзинг пересекает границы

Начиная с середины прошлого века, в развитых странах в отдельную форму предпринимательской деятельности начал выделяться франчайзинг, заняв в дисциплине "Стратегический маркетинг" особую главу. Что же это такое?

Если конкретизировать по пунктам: - Сетевой товарно-распределительный и сервисный инструмент маркетинга; - Кооперация крупных и мелких предприятий; - Партнерство с передачей в пользование бизнес-системы. "По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзингу), одна сторона - франчайзер предоставляет другой стороне за вознаграждение лицензионный комплекс, включающий, в частности, право на использование фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата". Это цитата из Закона Республики Казахстан "О Комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)". Сегодня франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации бизнеса. По данным администрации малого бизнеса США, за, предположим, пятилетний период, более 85 % малых предприятий по разным причинам прекращают свое существование. За этот же период только 14% предприятий, работающих по системе франчайзинга, были закрыты. Таким образом, из 8 созданных франшизных предприятий лишь одно самоликвидируется. А по данным Международной Ассоциации Франгчайзинга (IFA), каждые 8 минут рабочего дня в США создается новая франшизная точка. Справка Более 1500 франшизных систем имеется в более 75 видах деятельности. Количество франшизных предприятий достигает 350 000. На одного франчайзера приходится в среднем 230 франшизных точек. Около 80% франшизных систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долларов США. Однако около 20 % систем имеют инвестиционный показатель менее 50 000 долларов США. Периодические платежи (роялти), составляющие основу дохода франчайзеров, колеблются в среднем от 3 % до 6 % от объема продаж. Торговля во франчайзинге занимает 45 %, при этом фаст-фуды - 18 %, далее идут промтоварные магазины, затем рестораны и продовольственные магазины. Две другие сферы - услуги и производство также находят все большее применение во франчайзинге. Количество договорных отношений на основе франчайзинга развивается стремительно, в этом достоинство самой концепции. События в мире франчайзинга отражаются в регулярно происходящих международных выставках, форумах, конференциях. Наиболее значимыми событиями в 2005 г. в сфере франчайзинга явились: - "Международная выставка "Франчайзинг в Средней Азии-2005" ОАЭ\ Дубаи -март, 2005 г. - "7-я Греческая Международная Франчайзинговая выставка" - Афины, февраль 2005 г. - "Канадская Франчайзинговая выставка" - Торонто - февраль, 2005 г. - "Японская Франчайзинговая и бизнес-выставка" - Токио - март, 2005 г. - "45-я ежегодная Конференция Международной Ассоциации Франчайзинга" - Голливуд, март, 2005 г. - Французская франчайзинговая выставка - Париж - март, 2005 г. - "Украинская Франчайзинговая выставка" - Киев - нобярь, 2005 г. - "Британская и Международная Франчайзинговая выстовка" - Лондон - апрель, 2005 г. - "14-я ежегодная Международная франчайзинговая выставка" - США\ Вашингтон - апрель, 2005 г. - "Австралийская выставка по франчайзинговым и деловым возможностям" - Сидней, апрель, 2005 г. - "Испанская Экспофраншиза - 2005" - Мадрид - май, 2005 г. - Ежегодная Международная общественная Конференция по франчайзингу - Лондон - май, 2005 г. - "Средне-Азиатская и Северно-Африканская Международная Франчайзинговая выставка" - Каир - июнь, 2005 г. - "Глобальный Франчайзинг и лицензирование" - выставка и конференция - Венгрия, сентябрь, 2005 г. Такие мероприятия собирают огромное количество заинтересованных компаний и предпринимателей, работающих или планирующих работать в данном бизнес-формате. Выставка "International Franchise Expo-2005" Вашингтон, Штат Колумбия, является крупнейшей выставкой в мире, в 2005 г. на ней экспонировались по неполным данным 270 американских и более 70 международных франчайзинговых концепций. Посетили выставку свыше 14 000 человек, делегации из 26 стран мира. Особое значение франчайзинг имеет в развивающихся странах, по существу, это лучший механизм интенсивного воздействия на развитие экономики, предпринимательства и международной торговли. В России термин "франчайзинг" законодательно не определен, а его синонимом является "коммерческая концессия". Тем не менее, проводимые с 2001 г. мероприятия - выставки, форумы и проч. называются франчайзинговыми. Их принципиальная особенность от обычно проводимых отраслевых мероприятий состоит в том, что они направлены на соединение интересов компаний, применяющих франчайзинг как метод ведения бизнеса и предпринимателей, желающих купить готовый бизнес. Казахстанская Ассоциация Франчайзинга тоже принимает участие в самых значительных мероприятиях в мире, связанных с франчайзингом. Справка О Ю Л "Казахстанская Ассоциация Франчайзинга", создана в 2002 г. Партнеры: - АТФ Банк - "Программа совместных действий по развитию финансирования франчайзинговых операций"; - PRAGMA \ USAID -"Проект по развитию торговли и инвестициям в Центральной Азии"; - "Michael Wilson & Partners, Ltd" - юридические услуги, бизнес-консалтинг. Роль Ассоциации - развитие Франчайзинга в Казахстане. Члены Ассциации - предприятия, работающие по франчайзингу и компании, оказывающие услуги на рынке Франчайзинга. Ресурсы Ассоциации реализуются в виде консультаций, аналитических справок, обучающих программ, проведении конференций, выставок. Результатом такой работы является стимулирование интереса иностранных франчайзеров к Казахстанскому рынку. Отечественные предприниматели, участники Казахстанских делегаций на выставках в Вашингтоне, Москве, уже приобрели ряд франшиз, например, в г. Караганда успешно работает предприятие под американский брендом "Tiffani Marble" - производство искусственного мрамора, гранита; в г. Алматы работает франчайзинг самой крупной в мире языковой школы "EF English First"; открыта сеть магазинов канцелярских товаров "Office1Superstore" и др. Сейчас ведется целый ряд переговорных процессов с целью приобретения франшиз. Состояние франчайзинга в Казахстане В Республике Казахстан действуют несколько сотен предприятий, использующих франчайзинг или его элементы, появляются отечественные франчайзеры. Увеличивается количество компаний, поддерживающих франчайзинг - банки, консалтинговые, юридические, патентные компании. ВУЗы вводят соответствующие дисциплины для экономистов, юристов, маркетологов, пишутся курсовые, дипломные, научные работы. Публикации в СМИ, как правило, вызывают интерес у предпринимателей, особенно тех, кто планирует создать бизнес или расширить уже существующий. В 2004 г. стенд Казахстанской Ассоциация Франчайзинга на выставочном форуме "Товары и услуги для бизнеса" был очень оживленным ввиду многочисленных посетителей, интересующихся франчайзингом. В связи с этим в программе Форума на 2005 г. появились мероприятия специально посвященные франчайзингу. 16 - 19 ноября 2005 года состоится очередной выставочный форум "Товары и услуги для бизнеса". Место проведения: Алматы, КЦДС "Атакент", павильон 10. Официальное открытие - 16 ноября в 12.00 часов. Впервые в Казахстане специальный отдел выставки называется "Франчайзинг в Казахстане - 2005". Тематические разделы выставки: Франчайзинг, дилерство и другие формы партнерских отношений. Контактно-кооперационные компании. Услуги компаний, способствующих созданию и ведению партнерского бизнеса. На стендах будут представлены франчайзинговые предложения Казахстана, России и стран Дальнего Зарубежья, среди них - "Tiffany Marble"- США, "Генрих Шульц" - Украина, "Мастерфайбр" - Россия, "ProntoWash" - Аргентина, "UMEX" - Казахстан и другие. Казахстанская Ассоциация Франчайзинга презентует более 100 предложений международных франчайзеров. Состоится бесплатный семинар: "Что такое франчайзинг. Плюсы и минусы". Сегодня, 16 ноября пройдет Круглый стол - "Франчайзинг в Казахстане: вариант роста в бизнесе. Состояние и перспективы развития". Цель: обсуждение проблем, с которыми сталкиваются казахстанские франчайзеры; освещение проблем законодательного характера; юридические аспекты; использование международного опыта. Организатор: ОЮЛ "Казахстанская ассоциация франчайзинга", во главе с Президентом - Андреем Захаровым и Исполнительным директором - Вячеславом Сидельниковым. Модератор - Бекнур Кисиков - координатор Проекта USAID\ EDR по развитию предпринимательства. Участники Круглого стола - компании, ведущие бизнес на основе франчайзинга, представители государственных органов, компании, оказывающие различного рода услуги на рынке франчайзинга - финансовые, консалтинговые, юридические. Будут обсуждены вопросы практического использования франчайзинговых схем в Казахстане, состояние, проблемы, перспективы, роль и участие государства, некоммерческих, в том числе международных организаций в этих вопросах. Результатами выставки, семинара и круглого стола должны стать - повышение уровня знаний предпринимателей Казахстана в области франчайзинга, появление стимула для развития новой для Казахстана, прогрессивной формы экономической деятельности. Материалы подготовила Хамидулла. А
Загрузка...