Опубликовано: 2174

Финансирование ВС США - год 2005

Финансирование ВС США - год 2005

В настоящее время Вооруженные силы США проходят реформирование, цель которого - поднять на более новый качественный уровень отечественные военизированные формирования.

Так, чтобы они были готовы в максимально сжатые временные рамки отразить атаки не только в пределах страны, но также оперативно среагировать на конфликты (выявить и локализовать), которые могут носить угрожающий характер национальным интересам США. В тоже время Пентагон понимает, что без роста финансирования военного бюджета никакие реформы оборонного комплекса не могут носить успешный характер. И, как следствие этого Белый дом стал последовательно увеличивать расходы на оборону. Так, анализ основных расходных статей военных бюджетов США последних лет свидетельствует о том, что основной акцент сделан на повышение боеготовности и достижение технологического лидерства. Для этих целей неизменную финансовую поддержку получали всевозможные учебные программы, планы по повышению оперативности развертывания ВС, включая увеличение расходов на оборудование складов на 20%. На эти цели, так же как и на эксплуатацию и ремонт всех служб, финансирование увеличивалось ежегодно на полтора-два миллиарда долларов (с 19,7 миллиарда долларов в 1994 году). Примерно такими же темпами росли ассигнования на разработку новейших образцов вооружения и военной техники (ВВТ) и модернизацию существующих образцов (с 9,3 миллиарда долларов в 1994 году). В данном случае стоит отметить, что Сенат США принял проект бюджета США на 2005 год, составляющий 447,2 миллиарда долларов. С проектом бюджета согласились все 97 проголосовавших. Здесь интересен тот факт, что по сравнению с предыдущим вариантом бюджета на 2005 год, Сенат увеличил финансирование Пентагона на 3,5%. В этой связи интересно отметить ситуацию в Европе, где в военных расходах ведущих европейских держав за период 1989-1998 годов прослеживалась тенденция к их сокращению (подобная тенденция к снижению прослеживалась и в последующие годы). За этот период они упали на 14%. Франция, Великобритания и Германия, на долю которых в 1998 году приходилось около 58 процентов общего объема военных затрат в Западной Европе, сократили их в реальном выражении на 12, 14 и 24 процента. Если раньше военные расходы США превосходили показатели других стран, то в последнее время они стали на несколько порядков выше расходов европейских стран вместе взятых.
СтраныВоенные расходы (в млрд. дол.)Объем ВВП (в млрд. дол.)Доля военных расходов от ВВП (в %)
США292,19 2003,1
Великобритания35,914002,5
Германия25,419001,3
Япония43,243001,0
Франция29,514002,1
По данным Международного института стратегических исследований в Лондоне (IISS) Интересным представляется динамика постатейных расходов военного бюджета США, на основании которой можно сделать выводы не только о росте военного бюджета США, но и о возможной активности американских воинских подразделений в связи с ростом финансового потока на проведение операций, то есть повышается вероятность проведения очередных военных кампаний с участием американских воинских формирований за пределами США. Динамика постатейных расходов военного бюджета США (в миллионах долларов США)
Статьи расходов199819992000*2001**2002***2003***2004***2005***
Личный состав69 82270 64973 69275 80178 44980 39083 08585 585
Операции и содержание97 214104 990104 862109 285107 485109 112112 230114 780
Закупки44 77250 92054 20860 27263 02166 71067 65270 931
Исследования и разработки37 09038 29038 35737 86338 37137 56437 45236 351
Военное строительство5 4635 4064 7944 5494 2753 8054 5765 368
Жилье для личного состава3 8293 5913 5973 4843 7083 8633 9834 085
Другие расходы, включая непредвиденные3464 552414-167-512-512-688-695
Всего258 536278 398279 924291 087294 797300 932308 290316 405
Министерство энергетики (расходы, связанные с обороной)11 70412 60012 15713 08413 16913 42913 77113 920
Другие расходы (связанные с обороной)1 0141 1491 2021 2501 2621 2841 3251 357
Всего271 254292 147293 283305 421309 228315 645323 386331 682
Действительный рост (в %)-1,65,6-1,62,1-0,70,10,50,7
* По смете.
** Затребовано.
*** По плану.
Примечание. Дополнительный бюджетный запрос на 2000 финансовый год составил 2,2 миллиарда долларов.
Источник: The Military Balance 2000-2001 / The International Institute for Strategic Studies. London В данном ракурсе можно сравнить финансирование оборонного бюджета стран Европы. Так в 1998 году Франция объявила о дальнейшем сокращении расходов на техническое оснащение армии в размере трех миллиардов долларов к 2002 году. Это было связано с решением правительства о постепенном сокращении числа призывников. По официальным данным Министерства обороны Великобритании, его бюджет к 2001-2002 финансовому году уменьшился на 4% в реальном выражении при одновременном росте расходов на закупки вооружения и военной техники на пять процентов. В военном бюджете ФРГ (1998г.) получили приоритет затраты на закупку вооружений и военной техники (они увеличились на 17% в реальном выражении), которые немного уменьшились в 1999 году (на 0,5%). Япония, безусловный лидер Азиатско-Тихоокеанского региона по уровню развития ВС и один из мировых лидеров по этому показателю, так же как и США, отдает приоритет модернизации и разработке новых образцов. Несмотря на то что Япония имеет самую небольшую долю военных расходов по отношению к ВВП (всего 1%), в абсолютном выражении они достигают весьма внушительной цифры (43,2 миллиарда долларов в 1999 году, 45,2 миллиарда долларов в 2000 году), а по прогнозам, учитывая темпы экономического роста, достигнут 50 миллиардов долларов к 2005 году. Интересно, что в США с начала 60-х планирование военного бюджета осуществляется на основе целевых программ в виде системы ППБ (планирование - программирование - разработка бюджета). Внедрение такой системы позволило Пентагону максимально упростить задачу снабжения ВС необходимыми материальными ресурсами, что дало возможность: повысить эффективность разработок ВВТ; устранить распыленность средств; исключить дублирующие затраты при создании однотипных систем оружия; сократить стоимость и сроки разработок и производства ВВТ. Можно более предметно рассмотреть эти этапы. Так, на первом этапе - планирования - происходит выработка военно-стратегического плана на основе военной стратегии государства. На втором этапе - программирования - составляются целевые программы, объединяющие виды военно-экономической деятельности государства, обеспечивая необходимую связь между потребностями (планирование) и финансовыми средствами (военным бюджетом). Наконец, на третьем этапе осуществляется разработка военного бюджета. Таким образом, необходимые материальные ресурсы выделяются для реализации конкретных программ, а не для обеспечения потребностей военных ведомств, тесно связанных с Министерством обороны, что наблюдается в оборонных ведомствах стран СНГ. В данном контексте интересен тот факт, что система ППБ не была разработана вчера или позавчера. Она существует уже более полувека, но интерес к ней проявляют только страны Европы и Япония. Ведущие страны в середине XX века заинтересовались системой ППБ, и, как следствие этого, опыт США нашел применение и в Европе. Так, система ППБ была взята за основу в ФРГ при разработке концепции системы военного планирования в 1964-1968 годах Центральным бюро исследования операций, специально созданным с этой целью. Интересен тот факт, что при переходе к добровольной армии министерство обороны США благодаря увеличению срока службы сэкономило примерно 500 миллионов долларов в 1975 году и 600 миллионов долларов в 1976 году. И такая экономия была достигнута при сравнительно незначительном увеличении среднего срока службы - с 3,3 лет в 1957-1965 годах до 4,1 года в 1975 году, т. е. в первом году без призыва. Обычно же при переходе к контрактной армии срок службы увеличивается более значительно. В целом продуманная и выверенная программа реформирования Вооруженных сил США позволила рационально составить бюджет оборонного ведомства и обеспечить успешное проведение этапов реформирования, которые во многих странах и в настоящее время проходят с большими трудностями.
Загрузка...