Опубликовано: 1095

Если ты в меньшинстве

Если ты в меньшинстве

Вам повезло, если вы в большинстве. Если в меньшинстве, то жизнь ваша - борьба. С большинством.

Любое общество простроено по принципу "большинством для большинства". Касается ли это негласных моральных устоев, принятых и провозглашенных большинством. Законов, принимаемых большинством. Различных голосований. Модой, которая рассчитана на массы. Даже рынок, и тот подчиняется спросу и предложению, которые, опять-таки, формируются большинством. Как же быть меньшинству? Любому. Рыжих всегда дразнят. Усыновленных не считают "своими". С физическими опять-таки НЕдостатками всячески дискриминируют. Не говоря уже о национальных, сексуальных, религиозных и прочих "несоответствиях" стандартам. Представители любых меньшинств в любой стране во все времена испытывали трудности. Боролись и отстаивали свои права. Иногда даже очень дорогой ценой - своей жизни. Хотя формально высший закон любого государства - Конституция - и нормы международного права - Конвенция о правах человека - гласят о том, что любой представитель земной расы рождается равным в правах с подобными себе. На деле же равенство нужно оспаривать и доказывать. Не всегда успешно. Здесь гарантом права человека по идее должно выступить государство. Но любое ли государство пойдет на защиту меньшинства, от которого мало что зависит? В голосовании и избрании представителей народа, которые защищают наши интересы, участвует лишь большинство, которое и принимает решение. А меньшинство… Перечитайте начало статьи. И призрачная идея о правах человека начинает маячить на горизонте только тогда, когда государство из развивающегося начинает перешагивать на более высокий уровень. Появляются совсем другие выгоды. Начинает играть значение "имидж страны" и более "продвинутое" партнерство на международной арене. Надо вступить в другой клуб, для VIP-персон. К примеру, в клуб с кодовым названием "ОБСЕ". Вот тут мы вспоминаем о меньшинстве и его правах. Оказывается, от него тоже что-то, да и зависит. Gold membership Казахстан громко заявил: Мы выдвигаем нашу кандидатуру на пост председателя в ОБСЕ в 2009 году! Поддержите нас! Мы молодое государство, у которого уже есть чему поучиться. Экономика дает уверенный рост. По одной крышей уживаются более 100 различных национальностей. Демократические реформы (качество не обсуждается) идут, однако прогресс будет более заметен после того, как все нас поддержат. Процесс активизировался. Слишком уж сильно Казахстан хочет председательствовать, потому на осуществление этой идеи брошены значительные политические ресурсы. Однако дело оказалось сложнее. Стараясь заручиться международной поддержкой, казахстанская общественность стала свидетелем того, как международные мнения разделились. Ведь в этой политической игре участвуют слишком большие интересы. Западные страны, во главе с Германией, не против поддержать Казахстан. Глава германского внешнеполитического ведомства Франк-Валтер Штайнмайер на встрече с министром иностранных дел РК Касымжомартом Токаевым подчеркнул даже, что "председательство нашей страны полнее раскроет потенциал этой авторитетной международной организации, а также даст дополнительный импульс процессам демократизации в Казахстане". Тогда как, к примеру, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, заявил, что его страна "категорически против заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году, так как Казахстан не занимает нейтральную позицию по конфликту вокруг Нагорного Карабаха". Отслеживая события вокруг будущего председательства, невольно понимаешь, что оценка претендентов на пост зачастую идет не по тем критериям. Голоса "за" и "против" распределяются строго в соответствии с узкими внешнеполитическими целями отдельно взятого государства. Чем больше шансов убедить оппонента встать на свою сторону, тем больше шансов получить Gold membership - золотую членскую карточку. А так ли должно быть? В ОБСЕ, в ОБСЕ! Пока высокие политики договариваются о насущном, представители ОБСЕ решают дело по своим критериям. Проводят круглые столы, совещания, выслушивают мнения сторон. Как в любой международной организации, здесь есть правила и принципы, которые нужно соблюсти для того, чтобы система - то, ради чего и чем существует организация - работала. На недавнем Ежегодном совещании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам рассмотрения выполнения обязательств, посвященном человеческому измерению, которое прошло с 2 по 13 октября 2006 года в Варшаве (Польша), как раз такие разносторонние мнения по поводу Казахстана и председательства были заслушаны. Спектр основных тем: свобода выражения мнений, информации и свободные СМИ, предупреждение пыток, защита прав человека и борьба с терроризмом, демократические выборы, демократия на региональном и местном уровнях, национальные правозащитные институты, свобода передвижения, собраний, ассоциаций, мысли, совести, религии и убеждений. По большинству из них у нас, как вы уже могли догадаться, не слишком радужные достижения. Об этом и говорили приглашенные представители правительства и гражданского общества, которое со стороны республики представляли Маржан Аспандиярова (Общественный комитет "Защити свой дом"), Сергей Дуванов (независимый журналист), Евгений Жовтис, Мария Пульман (Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности), Анвар Калиев (адвокат), Данияр Канафин (национальный эксперт БДИПЧ ОБСЕ), Асылбек Кожахметов (Народная партия "Алга!" (ДВК), Рашид Нугманов (Международная сеть свободы), Адильжан Нурмаков (газета "Эпоха"), Ирина Петрушова (газета "Республика"), Алим Сайлыбаев (Общество молодых профессионалов Казахстана), Гавинда Свами, Екатерина Левицкая (Общество сознания Кришны), Рыспек Сарсенбайулы (Фонд имени Алтынбека Сарсенбайулы), Жемис Турмагамбетова, Амангельды Шорманбаев ("Хартия за права человека"), Сергей Уткин (независимый юрист), Нинель Фокина (Алматинский Хельсинский комитет), Андрей Чеботарев (Центр актуальных исследований "Альтернатива"). Обсуждали ситуацию преимущественно с гражданскими и политическими правами человека в Казахстане в свете продвижения им своей заявки по избранию на пост Председателя ОБСЕ, а также давали, в частности, различные оценки обстоятельств убийства известного общественно-политического деятеля Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников. В итоге, главное резюме - в свете последних, а также всех остальных, произошедших после, событий приходится признать, что вопрос о возможном избрании Казахстана на пост Председателя ОБСЕ может не получить своего положительного решения. С другой стороны, участники совещания в той или иной степени поддерживают саму идею председательства Казахстана в ОБСЕ, считая это важным и необходимым шагом для дальнейшего развития республики, особенно с точки зрения дальнейшей демократизации общества и государства и полноценной интеграции Казахстана в мировое сообщество. По-честному Однако тут хитрить нельзя. Нужно играть по-честному, а не идти "ва-банк". Либо мы хотим занять пост Председателя ОБСЕ в 2009 году, до которого не так много времени осталось, с учетом всех тех реформ, которые стране нужно предпринять. И если действительно хотим, то следует подумать о глубоком реформировании изнутри. Ведь внешнеполитические договоренности и встречи на высшем уровне, когда Казахстан во всеуслышание заявляет громкие цели и стремление идти к ним - одно. А когда следом за этим происходят ставшие традиционными нарушения выборного законодательства на очередных выборах, и международные наблюдатели заявляют об этом - другое. Или когда принимаются не слишком демократичные поправки в закон о СМИ. Затем происходит, к примеру, трагичное массовое столкновение местных жителей с отрядами СОБРа в микрорайоне Шанырак. Запрет на ввоз праворульных машин накануне вступления в ВТО и демонстрации владельцев авто по всему Казахстану, во время которых милиция перекрывает улицы, а международные СМИ снимают на камеру, как полицейские стаскивают демонстрантов с машин и пытаются заставить их замолчать. Ведь это не просто рыночные отношения. Это события, становящиеся политическими и напоминающие далеко не демократичное государство, где каждый имеет право отстаивать свое мнение. Не говоря уже о совсем недавнем сносе домов представителей "Общества сознания Кришны" и требовании "отказаться от вероисповедания, что привело к легализации собственности в случае с другими религиозными течениями" (так говорится в документе, подписанном двумя лейбористами и одним либерал-демократом накануне визита президента Казахстана Нулсултана Назарбаева в Великобританию, пишет Newsru.com). Такое поведение различных уровней власти одной страны бросает тень на стремление и цели, которые преследует Казахстан, желая председательствовать. В Европе, где к правам меньшинств относятся очень серьезно, где с недавнего времени цыган нельзя называть по-другому нежели "рома", где Евросоюз проводит специальные программы и выделяет средства на поддержку национальных, религиозных, прочих меньшинств, не многие поймут такие закулисные игры. А между тем, сама ОБСЕ дает республике шанс встать на сторону демократических реформ и прислушаться к слабому голосу меньшинств, нуждающихся в защите государства. К примеру, к голосу этнических меньшинств. Конференция, посвященная проблемам образования среди представителей этнических меньшинств Центральной Азии прошла 28 ноября в Ташкенте. Верховный комиссар ОБСЕ Рольф Экеус, открывая конференцию, поприветствовал решение четырех Центрально-Азиатских республик начать межгосударственный диалог на постоянной основе и помочь этническим меньшинствам решить проблему образования и социальной интеграции. "Будущее сотрудничество в этой сфере может, а я в это верю, помочь развить практические решения для усиления и успешного проведения процесса модернизации образования в Центральной Азии, а также упрочить сотрудничество в регионе, которое поможет этническим меньшинствам успешнее интегрироваться в социальную жизнь Центральной Азии," - подчеркнул Рольф Экеус. Он также заметил, что формализация отношений и сотрудничества поможет нам быть более уверенными в том, что право представителей этнических и национальных меньшинств на образование будет уважаться, а также будет способствовать продвижению модели хороших добрососедских отношений и снижению затрат на реформу системы образования. 4 Центрально-Азиатские республики - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - выразили намерение организовать 4 рабочих группы, которые помогут решить проблемы в таких областях, как развитие учебников, преподавание языка, организация тренингов, дистанционное образование, информационные технологии. Также на конференции стороны сообщили, что встречи этих групп будут происходить на регулярной основе, чтобы сделать возможным обсуждение текущих проблем и перспектив сотрудничества на внутри- и межгосударственной основе. Первую такую встречу решено провести в начале будущего года. Быть может, начало будущего года станет не только началом помощи меньшинствам, но и началом нашего пути к Председательству в ОБСЕ.
Загрузка...