Опубликовано: 4100

Эра техногенных катастроф

Эра техногенных катастроф

Дожились, опять периодически погружаемся во мрак: холодильник оттаивает, компьютер предательски пищит, запах горящей свечи наполняет комнату. Глядя в темные окна соседних домов, вспоминаю конец 90-х: ой как не хотелось бы снова вернуться в экономический кризис, какое неприятное дежа вю...

Звоню в аварийную службу, слышу стандартный ответ: "авария где-то на линии, ждите, скоро включат". В тишине слышу, как соседка сообщает кому-то по телефону: "Да что ты, это у нас теперь новые хозяева на ТЭЦ. Американцы-то выжали что могли (имеется в виду прежний владелец - компания "Аксесс-Индастриз" - прим. автора), да продали быстренько, а там все изношенное, старое - вот и ломается постоянно". Что ж, во многом соседка права: по данным областного управления по ЧС на некоторых предприятиях Петропавловска, в том числе и на ТЭЦ-2, около 60% техники и оборудования находится в состоянии критического износа. А раз так, частые поломки, локальные аварии - объективно обусловленная неизбежность. Если в проблему как следует "вглядеться", она выглядит как мегавирус надвигающихся техногенных катастроф: начиная обрывами линий электропередач, заканчивая обрушением стен домов, в которых мы живем… И причина любой из этих аварий в конечном итоге - человек. Прорвало трубу - значит, либо брак (недосмотрели производители), либо старая, давно подлежащая замене, загорелась электропроводка - пьяный электрик напутал провода, обрушилась крыша - жильцы не сдали вовремя деньги на ремонт. Все бедствия (кроме природных: вулканы, землетрясения, штормы и т.д.) в конечном счете, являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Даже гибель "Титаника" - типичная техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании Harland and Wolff. Избежать "планируемых" бед можно лишь предотвратив их: заменить все старые трубы, кровли, линии, стены, шурупы и гайки в масштабах не только предприятий, административных зданий, домов, но и квартир. Это было бы разумнее, но, сделав поправку на человеческий фактор, мы получим типичную надежду на "авось пронесет" и не предотвращение аварий, а ликвидацию их последствий… Планы действий на основные теоретически возможные беды, конечно, есть: предусмотрели петропавловские чрезвычайщики и возможное отключение энергоносителя - ПТЭЦ-2 и возможное затопление при максимальном подъеме уровня воды (расчет на эвакуацию расписан вплоть до улиц и возможного количества отрезанных от суши граждан в количестве 30620, половина которых будет эвакуирована) и так далее. Но с какой точно стороны ждать этой самой беды? Если в области одних только химически опасных объектов - 23 единицы: маслосырзавод, молочный цех (аммиак), рыбозавод (аммиак), бассейн "Дельфин" (хлор), склад хлора ГП "Горводоканал" в 20 км севернее Петропавловска и другие. Катастрофы не пойдут по плану специалистов ЧС: нет никакой гарантии, что в один прекрасный момент слетевшая с резьбы старая гайка не приведет к прорыву трубопровода в центре города, где вода образует на поверхности ледяное озеро, что в свою очередь станет причиной большой автомобильной аварии, куда попадет транспорт управления ЧС, спешащий на ликвидацию последствий пожара на хлорном складе... И план спасения не будет исполнен, каким бы тщательно разработанным он ни был. А если все-таки все пойдет по плану - опять же, случится это уже после ЧС. Эра частной собственности стала благодатной почвой для увеличения количества технических аварий: по некоторым данным ЧС на предприятиях в нашем рыночном обществе они случаются втрое чаще, чем при социализме - ведь теперь каждый сам себе хозяин. Владельцы предприятий действуют по принципу извлечения наибольшей выгоды, а потому используют ресурсы по максимуму, стараясь выжать все, что можно из старого оборудования, при этом, иногда не понимая, что именно новые вложения избавят от огромнейших "аварийных" затрат. 25 мая прошлого года на ТЭЦ-2 в результате выброса водорода случился пожар, бушевавший на территории около 500 метров, и лишь после этой аварии впервые за много лет была проведена замена трубопроводов (труб ведущих от котлов к турбинам). К слову сказать, две недели назад на совещании в антимонопольном ведомстве выяснилось, что более 300 миллионов тенге, предназначенных для выполнения инвестиционной программы по модернизации производства (в том числе, замены оборудования), энергетиками (компанией "Аксесс-Энерго") были использованы не по назначению. Начальник антимонопольного управления Олег Пономарев удивлялся: "Инвестиционная программа за 3 года выполнена всего на 59 процентов. Из запланированных 838 миллионов освоено только 497 миллионов тенге. Что будете делать с неосвоенными деньгами - возвращать потребителям? Где сейчас эти деньги, куда вы их будете вкладывать?" Представитель "Аксесс-Энерго" ответа не дал. Нетрудно сделать логические выводы, чтобы связать эти "недозатраты" с участившимися авариями… Более предусмотрительно выглядит политика водных монополистов "Петропавл Су": в прошлом году предприятие потратило около 55 миллионов тенге на замену (не путать со строительством новых веток) устаревших труб, канализации и проч., еще 15 миллионов - на восстановление заградительной дамбы вокруг озер-накопителей и противопаводковые мероприятия. Тем не менее, около 10 миллионов тенге было потрачено и на устранение последствий мелких и крупных аварий, связанных в основном с износом оборудования - некоторые трубы лежат в земле с начала прошлого века и, вероятно, не подлежат замене, поскольку снабжают малонаселенные или подлежащие сносу (в связи с новым строительством) районы. Это при том, что за последние три года заменено всего около 40% устаревших водных артерий. К счастью при этом у нас один из самых низких тарифов на воду. Что касается транспортно-коммуникационного комплекса - в Северном Казахстане около 7,5 тысяч километров автодорог местного и республиканского масштаба, из которых в прошлом году было отремонтировано всего 99 километров, хотя потребность в ремонте имеется у 30-35% дорог. В текущем году предполагается отремонтировать еще несколько десятков километров дорог на общую сумму 370 миллионов тенге, хотя это не удовлетворит потребности даже на треть. В целом примерно такая же ситуация и в других отраслях. В том числе, и в жилищном секторе. Большая часть домов, в которых мы живем, будь то "хрущевки" или "121-я серия", рассчитаны на полувековую эксплуатацию, после чего дом постепенно приходит в аварийное состояние. А если учесть неумение большинства КСК позаботиться о порядке в домах - можно быть уверенным, что этот срок на самом деле меньше. Не в таком ли доме и вы живете? Так или иначе, через несколько лет они будут насчитываться десятками: более половины всех многоэтажек были сданы в эксплуатацию в конце 50-х - 60-х годов, и многие уже откровенно сыпятся (конкретно в аварийном состоянии в Петропавловске насчитывается пока чуть меньше 30 зданий - в основном постройки до 1960 года). И если на смену старым домам не придут новые, жить будет просто негде или, хуже того, панельные и кирпичные коробки в таком состоянии могут стать общей могилой для жильцов (не дай бог, конечно). Госпрограмма строительства, если даже достигнет темпов прошлых лет, ни в коей мере не решит проблем - города фактически необходимо отстраивать заново. И пока аким проводит отчетные встречи, рапортуя о благополучном исполнении бюджета на ушедший год, постройке и вводе в эксплуатацию нескольких новых детсадов, домов и ремонте больниц, мы сидим в темноте, в подвале прорвало трубу, на улице случилась небольшая авария: водитель престарелого "Лиаза" не справился с управлением на обледенелой дороге, а в ближайшей больнице в окнах стационара горят свечки - тоже отключили, несмотря на первую категорию потребления энергии… Фото с сайта http://www.mospravda.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи