Опубликовано: 1078

Эх, дороги…

Эх, дороги…

На карагандинских СТО очередь - две недели вперед. Это при лучшем раскладе! Резаные шины на гнутых дисках, разлетевшиеся сайлентблоки, вытекшие амортизаторные стойки, разбитые поддоны…

Вот далеко не полный перечень увечий авто. Ведь в Караганде, как в Париже, только дома пониже и асфальт пожиже. Капитально и не очень дороги в шахтерской столице ремонтировали три года подряд: на это ушло порядка 600 млн. тенге. Это 10 километров восстановленного дорожного покрытия в Шетском и Осакаровском районе области, 166 км среднего ремонта областных автодорог, плюс 90 тысяч квадратных метров ямочного ремонта. Однако все усилия сошли на нет, и после зимы 2004-2005 года в шахтерской столице осталось одно направление. Поэтому открыт новый сезон ремонта дорог. Но привычных по этому поводу пробок и объездов не будет: капитально отремонтируют лишь 14 км на улице Зелинского в Пришахтинске. Для этого из городского бюджета выделено 150 млн. тенге. На 167 км центральных улиц и проспектов ямочного ремонта выделено 26 млн. Это 20% от требуемого. Всего же на то, чтобы привести в порядок все улицы города необходимо 8 млрд. тенге. Таких денег в бюджете, разумеется, нет. - К лету проблему с дорогами надо полностью решить, - дал наказ на аппаратном совещании аким города Юрий Литвинов. - В середине июня в Караганде будет заседать совет иностранных инвесторов. Соберутся люди со всего мира. Поэтому для нас очень важно подготовить областной центр к этому мероприятию. Улицы должны отремонтировать за неделю. Сейчас подготавливаются проектные работы по улицам Таттимбета, Букетова, Гоголя. Но не факт, что бюджетные средства будут выделены: вопрос всего лишь будет рассматриваться, согласно сметам. Так же улицы, на ремонт которых еще не закончился гарантийный срок, обследовала специальная комиссия, которая дала заключение по устранению нарушений. - Мы делали совместные с прокурорами проверки, после которых обязали некоторых подрядчиков произвести гарантийный ремонт дорог, - говорит заместитель акима города Анатолий Ессе. - На сегодняшний день мы можем потребовать произвести гарантийный ремонт улиц Ленина, Гоголя, Абдирова. А пока, водители, маневрируя между ямами на центральных улицах города, в лучшем случае просто создают аварийную обстановку. А в худшем, совершают боковые столкновения, выталкивая рядом идущую машину на встречную полосу или в опору освещения обочины. Любопытно, что асфальт, уложенный в 60-80-е годы, держится до сих пор. - Причин, по которым от капитального ремонта не остается и следа через несколько лет несколько, - говорит директор АО "Ремикс плюс" Георгий Тихонов. - Во-первых, перегруженность городских магистралей автомобильным транспортом. Во-вторых, климатические условия. Есть проблема с грунтами. К примеру, привокзальная площадь, где наша фирма делала ремонт, находится в зоне подтопления, там болото. Какой асфальт не клади, он все равно будет проваливаться и трескаться. По-хорошему, там сейчас опять нужен капитальный ремонт: надо вскрывать площадь, прочищать ливневки. Но в бюджете на это нет средств. По словам заместителя акима города Анатолия Ессе, в городе много болотистых мест. Например, в Майкудуке. К тому же в последнее время уровень подземных вод сильно поднялся, поэтому надо решать проблему с водоотводом и ливневками. - Асфальт, который кладут строительные организации, выигравшие тендер, проходит проверку, - говорит Анатолий Ессе. - Но есть подозрение на некачественный битум. Наши главные поставщики - заводы Омска, Павлодара и Шымкента. Но наша лаборатория проверить его состав проверить не может, нет соответствующего оборудования. Приходится верить сертификатам качества производителя. Слова акима подтвердили люди, занимающиеся ремонтом дорог. - Некачественную асфальтовую смесь чаще всего привозят из Павлодара или Шымкента, - говорит Геннадий Кузнецов, прораб РСУ. - За ремонт правой стороны проспекта Бухар жырау отвечали жезказганцы, которые, видимо использовали материал, не рассчитанный на такое интенсивное движение. Кроме того, асфальт разрушается из-за воды. Например, на улице Нуркена Абдирова не дают долго прослужить асфальтовому покрытию грунтовые воды, они подмывают основание, и асфальт быстро разрушается. На дорогостоящих водоотталкивающих составляющих асфальта, которые увеличивают защиту дорог в условиях резко-континентального климата в период межсезонья: днем под лучами солнца снег тает и вода просачивается в поры асфальта, а ночью при минусовой температуре, замерзает, лед расширяется и раздавливает покрытие, которое затем выкрашивается под шинами авто, - экономят. Акимат и сегодня не выделяет нам достаточного количества денег на битум хорошего качества, так что новые латки прослужат не больше года. Улица Терешковой вообще разбита полностью, и в этом году там ремонт тоже не будет проводиться. Я думаю, что еще один год - и этой улицы вообще может не стать. Что касается ежегодного ямочного ремонта, то он должен проводиться по определенной технологии: сначала отбиваются края лунки, которая обязательно должны быть сухая. Прежде чем засыпать щебень и залить битум, пыль из лунки выдувается компрессором, обмазывается смолой. Латка плотно укатывается специальным катком, но никак не вручную. Стойкость латки зависит от качества асфальтно-бетонной смеси. В зависимости от интенсивности движения при ремонте должны использоваться различные щебень и битум. Беда в том, что дорожно-строительные организации не имеют лабораторий для определения физических и механических свойств материалов. Это ремонт по технологии и в теории. На деле же все выглядит несколько иначе. Заготовки для ямочного ремонта в Караганде делают за неделю до собственно самих работ, хотя по норме асфальт должен укладываться сразу за фрезой. Долбят ямы метр на метр, десять сантиметров глубиной. Либо поперечные дорожные трещины расковыривают отбойником от обочины до обочины. Бывает и так, что дорожники забывают, где наделали заготовок, и такая ловушка может простоять до конца лета. "Благодаря" этому автовладельцы успешно осваивают обочины. Зачастую дорожные строители используют не специальный дорожный битум, а обычный строительный, который по стоимости на порядок ниже (разница, естественно, оседает в чьем-то кармане). Сполна за эту "экономию" расплачиваются водители и пешеходы: на таком асфальте в сухую летнюю погоду тормозной путь увеличивается в полтора-два раза. Про мокрый асфальт вообще говорить не приходиться. Еще одно нарекание от автомобилистов - кочки на месте вчерашних дыр. По ГОСТу допускается выступ асфальта 2-3 миллиметра над поверхностью дорожного полотна. Рабочие же допускают погрешности до 10 сантиметров! А буквально на прошлой неделе дыры, образовавшиеся на центральной улице Воинов-интернационалистов, латались вообще весьма любопытным способом: заливались простым бетоном, а затем самозабвенно пришлепывались вручную лопатами под пронизывающим ветром и беспрерывно сыплющимся снегом. Лучше бы воспользовались ноу-хау дорожников, которые выложили яму по улице Нуркена Абдирова тротуарной брусчаткой. Она, в отличие от бетона, который после высыхания вспучивается кочкой, служит уже два года. Правда, у заместителя начальника "Горкомхоза" Юрия Сорокина, чьи работники занимались бетоноукладкой философский подход к делу: "Время покажет, сколько будет держаться бетон марки 350, который крепче асфальта, - два или три месяца. Это была вынужденная мера. Сезон асфальта еще не настал. А на этой улице аварийная обстановка: объезжая ямы, машины выезжают на встречную полосу". Однако на кафедре строительно-дорожных машин Карагандинского государственного технического университета подобный способ латания дыр на дорогах сочли нонсенсом. Закидывание цементобетона вместо асфальтобетона является нарушением технологии. Тем более, когда на улице идет снег.
Загрузка...