Опубликовано: 1018

Эффективно управлять, значит - процветать

Эффективно управлять, значит - процветать

Как грамотно и эффективно вести бизнес теоретически у нас вроде бы знают многие, а вот, коснись практической стороны дела - сплошные про- и приседания.

И лишь одна организация, которая в какой-то степени и отвечает за данный сектор, собрала в себя специалистов, не первый год развивающих бизнес в нашей стране. Перспективы малого и среднего бизнеса в новых реалиях комментирует Председатель Совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов. - Как бизнес-общественность оценивает ту часть послания Главы Государства, которая была посвящена экономическим вопросам? - Те экономические инициативы, которые Президент сформулировал в своем послании, исключительно своевременны. Например, развитие инфраструктуры, с чем мы сталкиваемся очень серьезно - наша изношенная инфраструктура является одним из наиболее тормозящих развитие малого и среднего бизнеса факторов. Второй вопрос, акцентированный Президентом - кардинальное изменение налогового законодательства, что он обозначил в виде задачи принять новый кодекс. Он сформулировал это так, что новый налоговый кодекс позволил бы бизнесу выйти из тени. То, чему последние два года Форум посвятил очень много внимания. И очень важно, что Президент обозначил вопросы борьбы с коррупцией и повышения эффективности государственного управления. Опять же, то, с чем предприниматель постоянно сталкивается - неэффективное управление, те схемы, которые для него выстраиваются, коррупционные проблемы. От этого сильно страдает бизнес; тратятся время и деньги. Борьба с коррупцией должна быть жесткой. Форум предпринимателей подготовил 263 предложения по совершенствованию нормативных документов, и, будь они реализованы, каждое из них даст эффект. Теперь необходимо, чтобы пошла нормальная реализация задач, поставленных президентом: чтобы опять не свелось к декларациям, чтобы изменения налогового кодекса стали реально эффективными для бизнеса. Крайне важно, что Президент обозначил такие приоритеты, как развитие агропромышленного комплекса. Нам нужны реальные проекты, которых пока не так много. Мы надеемся, что после этого послания и правительство, и институты развития, и сам бизнес на принципах государственно-частного партнерства, начнут реализовывать те программы, что были задекларированы: индустриально-инновационную, кластерные инициативы… - Переход от уровня декларативного к непосредственному осуществлению всегда сталкивался с рядом проблем. А кроме неэффективности госуправления, есть еще и дефицит жизнеспособных проектов... - Можно с ходу привести несколько конкретных примеров, которые при надлежащей и последовательной работе над ними, дадут серьезный и многоплановый эффект. Например, из аграрного сектора и торговли. В Алматинской области за годы независимости не было построено ни одной новой молочной фермы. Хотя рынок весьма приличный по объемам, ежедневная потребность города и области в молоке составляет 800 тонн. В советское время было 1 млн. Для удовлетворения этих потребностей необходимо как минимум 20 ферм, производящих по 40 тонн молока в день. Стоимость такой фермы - 30 млн. долларов. Государство через институты развития могло бы выделить 600 млн. на организацию 20 ферм. Главное - у них будет гарантированный сбыт. Еще порядка 15-20 млн. на оборотные средства могли бы предоставить банки второго уровня в рамках идеи государственно-частного партнерства. Почему бы государству не идти по такому пути, с опорой на конкретные проекты? И Форум предлагает правительству меры, которые позволят качественно и количественно улучшить проекты. - При всей привлекательности, возможно ли их реализовать сегодня, при той ситуации, что сложилась с кредитованием? - Да, здесь есть проблема. Один из ключевых вопросов - залоговое обеспечение. Наши институты развития сегодня регулируются Агентством финансового надзора (АФН). Хотя в мировой практике таких примеров мало. Сегодня АФН ужесточил требования по залогам соответственно, у бизнеса сократились кредитные линии: стоимость земли и имущества ему пересчитали, и у того предпринимателя, у которого была кредитная линия, например, в 1 млн. долларов, теперь стало на 30-50% меньше. Но - бизнес-то при этом сам не сократился! Если исходить из того же примера с развитием молочной промышленности, получается следующая картина. Бизнесмену нужен кредит, который обеспечить залогом он не может, так как земля под этой будущей фермой переоценена в сторону снижения, но - только на период строительства фермы. Когда же комплекс построен, он уже оценивается совсем по-другому, значительно дороже. Тем более, уже начнется реализация продукции. Возникает проблема т.н. кассового разрыва в период от начала строительства до его завершения. И эти риски должны взять на себя институты развития, разделив их с заемщиками и с банком второго уровня. Здесь важно, что клиент должен обязательно приходить к ним уже вместе с банком! Это исключит возможности всяких наших традиционных схем давления через "агашек". - Пойдут ли сейчас коммерческие банки на долгосрочные инвестиции? Та же ферма будет строиться года два… - Понятно, что у банков сейчас сложный период, у них нет инвестиционных денег, но оборотные средства они обеспечить могут. И здесь надо гибко подходить, не "грузить" банки на первый период инвестиционными задачами - только "оборотку". А вторым этапом, когда проект заработает, банки могут и софинансировать проект. Другая потенциальная отрасль - торговля. Отношение к ней во власти до сих пор как к чему-то второстепенному. А это неправильно, торговля - это двигатель экономики, особенно сетевая. Она - один из серьезнейших элементов борьбы с инфляцией и поддержки малого и среднего бизнеса, ведь именно торговля дает возможность гарантированного сбыта их продукции. Государство в целом и институты развития должны изменить свои взгляды на развитие торговли как таковой. Как развивать аграрный сектор с опорой только на базары, с их традиционно невыгодными условиями для сельхозпроизводителей, дающими им возможность реализовать продукцию с очень незначительной рентабельностью? Это, а также отсутствие необходимой инфраструктуры как хладокомбинаты, логистические центры и т.п. приводят к тому, что у нас на рынке сегодня продаются даже яблоки из Китая, Чили, Польши. Ни одного современного, технологичного склада в Алматинской области для хранения овощей и фруктов не построено. Хотя это очень прибыльный бизнес. Вот пример: рентабельность по яблокам. Себестоимость производства одного килограмма яблок равна примерно 15 центам, а в Китае сейчас наши компании их закупают по цене 1,15 доллара, в Польше - 1,15 евро. Использование 1 гектара сельскохозяйственной земли под плодово-ягодные культуры в 5 раз эффективнее, чем под зерновые. Но у нас нет на законодательном уровне никакой мотивации по развитию сетевой торговли, нет закона о торговле. Государство здесь отстало от современных реалий экономики. Надо догонять, и делать это, как сказал Президент, с помощью эффективного управления. Фото с сайта http://www.expert.ru
Загрузка...