Опубликовано: 2731

Двенадцатилетка как недостроенная образовательная пирамида?

Двенадцатилетка как недостроенная образовательная пирамида?

В новом учебном году несколько школ Алматы станут своеобразным экспериментальным полигоном для обкатки весьма необычного для Казахстана нововведения: вместо положенных ранее 11 лет обучения ученики этих учебных заведений будут учиться по новой программе, рассчитанной на двенадцатилетнее обучение.

Это нововведение было воспринято далеко не однозначно как в педагогической среде, так и родителями. Дискуссии по вопросу перехода на двенадцатилетнее обучение не затихали в течение последнего года лишь с перерывом на летнюю сиесту. С началом нового учебного года страсти забушевали вновь, хотя де-юре - 12-летка - это факт свершившийся, но, оговоримся, мера вынужденная. Сегодня полемизировать можно лишь только о том, как перейти на новую структуру обучения менее безболезненно. Как для образования в целом, так и для учителей, детей и родителей. В мировом сообществе уже давно сложился определенный международный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнюю школу. Такой срок обучения в средней школе принят в таких странах как США, Канада, Япония, Швеция, Франция. В Германии, Чехии, Италии, Швейцарии -13 лет, в Голландии итого больше -14 лет. В нашей стране аналогичные по содержанию программы изучают ныне 11, а в недавнем прошлом -10 лет. Некоторые страны СНГ после подписания Конвенции либо уже перешли, либо постепенно переходят к 12-летке. В Молдавии, Прибалтике, Узбекистане этот этап уже пройден, Россия планирует исполнить свои обязательства по Конвенции к 2008-09 году. Если затрагивать юридический аспект, то необходимость перехода на 12-летнее образование у Казахстана возникла после подписания в 1997 году Лиссабонской конвенции "О признании квалификации людей, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Тогда Казахстан вошел в состав 27 стран, подписавших этот документ. В декабре 1997 года Парламентом Республики Казахстан был издан Закон "О ратификации" этой конвенции. Согласно вступившим в действие документам, допуском к получению высшего образования во всем мире является образование сроком не менее 12 лет. В нашем законодательстве оговорено, что все международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед внутренними законами. Это и стало юридической основой, за соблюдение которой республика должна в свое время отчитаться перед ЮНЕСКО. Вот только как? Время стремительно бежит, но фактически после ратификации Конвенции, то бишь с 1997 года, Казахстан не сделал никаких шагов к изменению существующей системы образования, к ее адаптации международным стандартам. Только после проведения съезда работников образования, который состоялся в феврале этого года, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Были созданы рабочие комиссии, творческие группы, который будут работать над организационными аспектами перехода на 12-летку. Хотя сегодня мало кто из педагогов и чиновников от образования реально представляют модель 12-летнего образования. До сегодняшнего дня неизвестно какая структура 12-летнего образования будет взята за основу. В советские времена все было предельно ясно: существовала начальная школа (1-3 класс), базовая (4-8) и старшая (9-10). Сегодня вряд ли можно найти аналог казахстанской школы, структура которой иначе как нонсенсом не назовешь: средняя школа начинается с 1 класса и заканчивается в 11. Поэтому многие ученые мужи воспринимают переход на 12-летку, как возможность изменения, как стереотипов структуры школ, так и саму структуру. В разных странах существуют индивидуальные модели структуры образования. К примеру, в России будет действовать формула 1-4 (начальная школа), 5-10 (базовая) и 11-12 (старшая). Но, зачастую, мы привыкли во всем следовать примерам России, и, наверняка казахстанская модель будет напоминать российский вариант. Во всяком случае, на сегодняшний день казахстанская схема 12-летки весьма абстрактна и приблизительна. Надо заметить, что задача не из простых, поскольку переход на 12-летнюю систему обучения не должен превратиться в механическое добавление одного класса к существующим учебным планам. Он требует обновления всей системы образования, приведение ее в соответствие с возрастными особенностями. Несмотря на незаконченность рельефа образовательной пирамиды, высказывались предположения о том, что переход необходимо начинать уже с 2003 года, по той причине, что бюджет 2002 года уже сформирован и в нем не запланировано соответствующей статьи расхода для изменения структуры образования. С переходом на новую структуру обучения непременно возникнут проблемы переквалификации педагогов, которые потребуют немалых экономических затрат. А учитывая тот факт, что положение институтов переквалификации учителей нельзя назвать безбедным, проблема усугубится. Вынужденный переход на 12-летнее образование невольно поделил образовательное сообщество на два условных лагеря. Один представляют педагогические босы высоких рангов, теоретики от образования и исполнительные чиновники департаментов разных уровней. В другом, как правило, учителя-практики, психологи, родители и, естественно, ученики, которым "лишний" год обучения, пусть даже в перспективе ближайших пяти лет, особой радости не доставляет. Теоретики от образования называют массу плюсов перехода к иной системе образования, хотя, надо отдать должное, называют и недостатки, говорят о возможных проблемах при переходе. Проанализировав действующую систему образования, эксперты выяснили, что существующая школьная программа перегружена, что значительно снижает качество обучения, негативно сказывается на здоровье детей. За последние 15 лет нагрузка учащихся основной школы возросла в полтора раза. Специалисты признают здоровыми только 10 процентов школьников. В учебной программе неоднократно присутствует дублирование материала, нет единой направленности, многовекторности методов обучения. В принципе, все это не говорит о том, что республиканская система образования хуже, нежели в других странах. По многим параметрам она превосходит европейскую. Некоторые темы, которые изучаются казахстанскими школьниками в 10-11 классах на Западе проходят только на первых курсах университетов. Но в отличие от зарубежных студентов, которые с первых дней учебы овладевают профессиональными знаниями, наши на первых курсах вузов вынуждены изучать общие гуманитарные дисциплины, такие как социология, политология, философия (хотя они должны преподаваться на довузовском этапе). В итоге из-за неэффективности профессионального образования казахстанский бакалавр не отвечает международным квалификационным стандартам и его диплом не признается за рубежом. В последние годы хваленная отечественная система образования сдает свои позиции в области математики и естествознания. А если говорить о сфере использования информационных технологий и компьютерной техники, то многие школьники до сих пор видят компьютер как выставочный экспонат. По этим и многим другим причинам идеологи образования полагают, что переход на 12-летнюю систему обучения будет оправданным и максимально приблизит казахстанское образование к высоким международным стандартам. По мнению оппонентов перехода, в качестве минусов или, мягко говоря, проблем, которые могут встать на пути нововведения, можно назвать возрастной ценз школьников. Если обучать детей с семи лет, как это делается в настоящее время, то ребенок оканчивает школу в 19 лет. Автоматически возникает проблема призыва в армию. Кроме того, возраст официально принятый для вступления в брак считается 18 лет. Вполне вероятны случаи, когда новобрачными могут стать еще школьники и юным мамам придется приходить в класс с новорожденными. Словом, нововведение потребует внесения поправок в некоторые казахстанские законы, "Об образовании" в том числе. Бытует и много других, отнюдь, не положительных мнений относительно перехода на 12-летку, как то, программу 11-летнего образования "растягивают" на 12 лет из-за перегруженности, система 12-летнего обучения будет вуалировать проблему безработицы среди молодежи и многие другие. Стоит сказать и еще об одной проблеме, которая волнует преимущественно родителей. Уже сегодня казахстанскую школу трудно назвать бесплатной: всевозможные добровольно-принудительные поборы заставляют многих родителей забыть о том, что государственные школы имеют бюджетное финансирование. Многие малообеспеченные семьи с трудом вытягивают "бесплатное" 11-летнее образование. Хватит ли их усилий на дополнительный год, ведь каждый из них мечтает еще и о высшем образовании для своих детей?
Загрузка...