Опубликовано: 1114

Дошло дело и до фондового

Дошло дело и до фондового

Поговорим как обыватели. Включаем вечерком телевизор, к примеру, канал Euronews. Кроме новостей и культурных событий, нормальным считается показывать сводки фондового рынка.

Постоянные котировки акций, купли-продажи, вложения-разорения. Слово "акция" стало неотъемлемым атрибутом более или менее серьезного голливудского блокбастера. Дорогая, я купил немного, и теперь они выросли. Дело уж точно идет не о молоке или морковке. Нормально, когда пенсионеры вкладывают свои деньги в ценные бумаги или служащие являются и акционерами. Это настоящее, но, увы, не наше. Мировой фондовый рынок - это то, без чего просто немыслимо нормальное функционирование финансовой системы. Зарубежные компании раскручиваются благодаря инвесторам, которые напрямую через фондовый рынок вкладывают в них деньги. Имея сравнительно маленький оборотный капитал, компания выпускает акции и привлекает заемные средства, которые намного больше всего того, чем владеет бизнесмен. И это нормально. При наличии достаточного количества акционерных обществ, эмитентов, инвесторов, готовых вложить деньги, понятие нормально функционирующего фондового рынка в Казахстане отсутствует. А между тем ему исполнилось 12 лет. Руководство решило, что фондовый нужно поднимать! Как это так, нормально функционирующая рыночная экономика без фондового. Не порядок! Правительству и Национальному банку необходимо преодолеть возникшие проблемы и соответственно отставание в развитии фондового рынка Казахстана. Так заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ноябре прошлого года на открытии первой сессии парламента третьего созыва. По словам президента, экономике Казахстана необходимо кардинально расширять роль фондового рынка "как важного звена экономики, обеспечивающего организованное перемещение финансовых ресурсов от потенциальных инвесторов к заемщикам". Глава государства напомнил, что уже неоднократно поручал правительству усилить действия, направленные на развитие фондового рынка, однако, "рынок до сих пор не работает", - отметил он. "Не развивая фондовый рынок, мы ходим на одной ноге, и никто не может к нам подступиться", - сказал Нурсултан Назарбаев. Обращаясь к депутатам и присутствующим членам правительства, глава государства призвал решительно действовать в этом вопросе. Намерение развивать рынок ценных бумаг глава республики выразил и на IV конгрессе финансистов Казахстана. Он поставил перед финансистами страны семь задач, чтобы было чем заниматься в текущем году. Одной из основных президент РК назвал соответствие фондового рынка современным требованиям. Для реализации этой задачи необходимо провести целый комплекс мероприятий. Должны быть приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний. Президент напомнил, что он поручил правительству выделить крупные госкомпании в отдельный блок и передать пакеты их акций в управление специально созданной государственной холдинговой компании. Будет правильным, если часть госпакета акций национальных компаний, которые войдут в этот холдинг, будут проданы на фондовом рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. То есть акционерами смогут стать как институциональные, так и индивидуальные инвесторы, - отметил Назарбаев. В результате на рынке начнут обращаться долевые бумаги первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах советов директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество корпоративного управления. Президент считает, что необходимо насытить рынок новыми инструментами. Речь идет в первую очередь, о проектных облигациях. Для их выпуска следует отобрать несколько значимых для экономики страны инвестиционных проектов. Для этого, пояснил глава РК, подошли бы инфраструктурные проекты по строительству железных и автомобильных дорог, вокзалов и морских портов. Вывод на фондовую биржу новых инвестиционных проектов, совместно с государственными институтами развития, по мнению Назарбаева, позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Для скорейшего развития новых форм финансирования реального сектора экономики, выпуска новых долговых инструментов необходимо принять Закон о секьюритизации активов. Кроме того, все это должно быть отражено в Программе развития рынка ценных бумаг до 2007 года, - сказал глава РК. В качестве второй задачи определено создание законодательной базы для деятельности трансфер-агентов и создание соответствующей инфраструктуры для работы с населением на фондовом рынке. Проект по созданию единого трансфер-агента должен быть реализован на базе Казпочты. "Кроме того, нужна системная разъяснительная и информационная работа с населением о финансовых рынках", - заметил Нурсултан Назарбаев. В будущем году необходимо также "обеспечить повышение капитализации банков, которая будет соответствовать росту активов". "Банки для увеличения своего капитала должны выйти на фондовый рынок. Их акции с удовольствием приобретут пенсионные фонды и другие инвесторы", - полагает глава РК. Еще в республике должна быть внедрена современная система управления рисками. "Банкам и пенсионным фондам необходимо ужесточить требования по управлению рисками. Неотъемлемой частью успешного функционирования рынка должна стать транспарентность, то есть его прозрачность. В рамках выполнения программы и пожеланий президента, а также вызванной реалиями экономической ситуации необходимости создания нормально функционирующего фондового рынка, в южной столице прошел ряд мероприятий. Дело сдвинулось с мертвой точки. Первым событием в списке стал семинар "Фондовый рынок Казахстана: алгоритм вхождения", который прошел в Алматы в начале месяца. Проблемы и пути их решения обсудили представители банковского сектора, государства и частного предпринимательства. Центральной темой обсуждения стали поправки к законодательству об акционерных обществах. Нововведения будут способствовать уменьшению рисков инвесторов. Изменения законодательства планируется провести по четырем направляющим: детализация и уточнение мер ответственности за нарушение законодательства по РЦБ, "технические изменения" в нормативном законодательстве, усовершенствование корпоративного управления АО и защита прав акционеров, а также либерализация системы лицензирования. Защищать права инвесторов помогут поправки относительно защиты прав инвесторов на получение информации и установление возможной уголовной ответственности. "Технические изменения" будут касаться детализации процедуры перерегистрации из АО в ТОО, а также возможности ведения реестра у независимого регистратора. За счет ведения протокола собраний и разделения полномочий между органами АО усилится принцип корпоративного управления. Кстати, проект кодекса корпоративного управления был обсужден в этом же месяце на первом заседании Совета эмитентов республики. О поправках же к закону как на этом мероприятии, так и на совете выступил директор департамента по рынку ценных бумаг Агентства по финансовому надзору Нурлан Токобаев. Популярная в этом году тенденция транспарентности дошла и до фондового. Для дальнейшего развития РЦБ необходима прозрачность и обеспечение достойной конкуренции, считает директор Департамента государственного заимствования и кредитования МЭБП РК Маулен Утегулов. Нужно расширять масштабы инвестирования, увеличивать объем сбережений населения и вести соответствующий контроль за рынком ценных бумаг. Направления эти: развитие государственного РЦБ, увеличение сроков заимствования до 10 и более лет, создание государственной холдинговой компании по негосударственному РЦБ, дальнейшая капитализация в соответствии с программой инновационного развития, совершенствование корпоративного управления, проектное финансирование. Возможно создание также и альтернативного фонда финансирования, запуск инфраструктурных облигаций. За счет последних предполагается привлечь средства, гарантом по которым станет государство. Временно аккумулированные средства будут предоставлены всем желающим. На рынке недостает и финансовых инструментов. Многие компании не видят прелести в названии АО и получаемых возможностях. Кроме того не все перешли на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), в компаниях есть внутренние конфликты. Обсудили и роль финансовых консультантов. Именно они повысили бы уровень доверия эмитентов и инвесторов. Их задача - правильно сориентировать клиента и описать преимущества. Но это одна сторона медали, вторую отметили предприниматели, те самые АО, без которых жизнь РЦБ невозможна. Проблемы для АО заключаются в недоверии инвесторов к компаниям, чьи ценные бумаги находятся в листинге Б - то есть тех компаниях, которые нуждаются в средствах, но недотягивают до листинга А, дающего "гарантии" инвесторам. Предприниматели не понимают, почему так происходит, ведь в большинстве зарубежных стран фондовый рынок работает, чтобы поддерживать начинающих бизнесменов. Обсуждение проблем фондового рынка продолжилось Агентством Финансового Надзора республики, Ассоциацией финансистов Казахстана, эмитентами и другими представителями фондового рынка в конце месяца на первом заседании Совета эмитентов Казахстана. Этот орган был создан в конце прошлого года Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). С помощью него можно будет совершенствовать РЦБ и помогать его участникам. Участники определили его статус - консультационно-совещательный орган. В Совет вошли представители эмитентов, чьи ценные бумаги включены в список фондовой биржи, а также представители АФН, Ассоциации финансистов Казахстана, АО "Казахстанская фондовая биржа", Ассоциация "Казахстанская ассоциация реестродержателей", акционерного общества "Центральный депозитарий ценных бумаг". Совет призван консультировать участников РЦБ по вопросам размещения и обращения ценных бумаг. Созданный при АФН, теперь он станет свободным и демократичным. За эту форму и выступили собравшиеся. На первом заседании представители банков, акционерных обществ решали вопросы, связанные с принятием кодекса корпоративного управления (ККУ), который очень важен для деятельности игроков РЦБ. Однако большую часть времени собравшиеся посвятили вопросам о поправках в закон об АО. Уж очень волнует участников законодательная база, на основании которой им придется работать. ККУ разрабатывали долго. Приняли около 200 поправок, и даже в этом варианте кодекс только рассматривается. Первая попытка внедрения такого документа была предпринята 5 7 лет назад, и с тех пор многое изменилось. И если тогда многие АО только приняли его к сведению, сейчас по закону он обязателен для так называемых народных АО, и будет обязателен, с подачи АФН, для компаний, чьи акции обращаются в листинге А должны, то бишь, соответствовать! "Принимать ли какие-либо нормы кодекса к исполнению каждое акционерное общество будет решать самостоятельно, но мы полагаем, что нормы кодекса позволят руководствоваться всем эмитентам и акционерным обществам едиными подходами в системе корпоративного управления", - сказал Болат Жамишев, председатель Агентства финансового надзора республики. Большую часть времени двухчасового заседания совета присутствующие посвятили поправкам к закону. Адресовали их Агентству Финнадзора. Ответственность, усиление штрафов, вопрос аффилированных сделок, проектных и инфраструктурных облигаций, а также многое другое - вот что волнует представителей АО. Но АФН не спешило прокомментировать все вопросы, ответив лишь на некоторые. Штрафные санкции и уголовное преследование будут применяться только в том случае, если проступки серьезные. Это сделано для того, чтобы в будущем пресечь подобные действия со стороны АО и госчиновников. Потому как "не может быть рынка без эмитентов. Но не может быть рынка и без инвесторов. И то, что приемлемо для эмитента, не всегда приемлемо для инвестора". Так выразился председатель АФН. Разошлись неудовлетворенными, донесли немногое. Ответы на все вопросы также не получили. Однако интерес к рынку ценных бумаг налицо. С каждым разом собирается все больше представителей рынка ценных бумаг разного масштаба. Крупные и мелкие компании готовы выступить как в роли эмитентов, так и в роли инвесторов. Государство тоже заинтересовано и показало это. За чем же дело? Быть может настоящая попытка станет удачной для этой части финансового рынка, как и в случае с внедрением кодекса корпоративного управления. Может быть, дело во времени? Так вот - оно пришло!
Загрузка...