Опубликовано: 1038

Дополнительная головная боль

Дополнительная головная боль

Новые санитарно-гигиенические нормы, разработанные гигиенистами и одобренные Министерством здравоохранения, категорически не воспринимаются учениками и их родителями.

Взрослые считают, что они оторваны от жизни. На что гигиенисты говорят, что жизнь в целом их не интересует. Всех - на шестидневку Согласно новым санитарным нормам, начиная со второй четверти этого учебного года, все гимназические классы младшего звена школ южной столицы переведены на шестидневку. Раньше дети ходили в школу пять дней в неделе. Так санврачи решили позаботиться о здоровье учеников и расправиться с перегруженным школьным расписанием, втиснутым в пять рабочих дней. Однако ученики и их родители против такой заботы. По их мнению, учиться в субботу - большее зло, нежели каждый день иметь по шесть уроков. Как это понимать? Для начала надо разобраться, откуда берется пресловутый "перегруз" в учебной программе, за которым так строго следит всевидящее око санитаров? В принципе изначально его не должно быть. Существуют стандарты образования, а стандарты навредить никак не могут, потому как, все они упакованы в санитарные нормы: такое-то количество часов по такому-то предмету в день (как в час по чайной ложке, согласно рецепту) - все расписано! Да еще и с учетом "тяжести" предмета: согласно рекомендациям санврачей легкие предметы должны чередоваться с тяжелыми. Для второклассника нагрузка в неделю должна составлять 26 часов. Раскидайте их на шесть дней, и вы получите - норму. Но отчего вдруг возникли проблемы? Родители стали выражать недовольство шестидневкой. Откуда она взялась? Перегруз напрямую связан с дополнительными услугами. В последнее время в госстандартах помимо обязательных предметов появилась так называемая вариативная часть, которая насыщалась авторскими программами учителей, педагогическими новациями. Кроме того школы стали предлагать изучать те или иные предметы в качестве дополнительных услуг... за деньги. Собственно, родители ничего не имели против. Знаете ли, веление времени. Всем нужен английский, все хотят владеть казахским, и вообще получить хорошее общее развитие. Поэтому, начиная с первого класса, малыши могли изучать сверх программы - риторику, экспериментальную экономику, скорочтение, шахматы, танцы, иностранные языки, уроки интеллектуального развития. Дальше - больше. И вот тут начинается самое интересное. По идее, родители сами хотят, чтобы их дети изучали, например, английский язык в качестве дополнительного предмета. То есть по статусу школы дети не должны изучать иностранный язык во втором классе, но родители хотят, готовы за это платить, и школа идет им навстречу - то есть вносит английский в расписание. Однако при первой же проверке санврачей, выясняется, что дополнительные уроки неимоверно осложнили жизнь учащихся, "грубо и жестоко" были нарушены нормы и стандарты физической, психологической и интеллектуальной нагрузки на ребенка. Каждый час перегруза повышает порог утомляемости организма, - так говорят гигиенисты и…штрафуют школу за…дополнительные уроки, внесенные в сетку расписания. Что тут можно предпринять? Во-первых, перенести дополнительные уроки на более позднее время. То есть дети должны ходить в школу заниматься языками спустя час после уроков. Говорят часа перерыва достаточно для того, чтобы ребенок восстановился и снова мог заниматься. То, что при этом он должен будет болтаться час около школы (потому как многих детей возят в школы родители и вернуться домой самим у них нет никакой возможности, гигиенисты в расчет не берут). Говорят - это не наша проблема. А чья? Родителей, которые не смогли отдать ребенка в школу по микроучастку только потому, что в школе не осталось ни одного хорошего специалиста? В общем санврачей абсолютно не интересует проза жизни. Они свои нормы разработали и за них радеют. Что можно сделать еще? Изменить расписание, а именно - задействовать субботний день под учебу. Так во многих школах города и случилось. Появились дополнительные услуги и расписание, коль вылезло за рамки дозволенного, было перекинуто на субботний день. Родители и дети возмутились. Еще вчера счастливые родители и ученики, как им казалось, "сделавшие выгодное приобретение", вдруг поняли, что иностранный язык - хорошо, а вот суббота - плохо. Как одно отделить от другого? Что плохого? Оказывается, водить детей в субботу в школу на два-три урока, неудобно, накладно по времени. А самое главное, дети стали жаловаться на повышенную утомляемость. Говорят, что когда они имели ежедневную нагрузку в виде пяти шести уроков, но за пять дней, они успевали хорошо отдохнуть за субботу и воскресенье. В понедельник шли в школу - полные сил, а сейчас им кажется, что понедельник по нагрузке ничем не отличается от пятницы. С переходом на шестидневку, за один день отдыха детский организм не успевает восстановиться. Знают ли об этом санврачи? Оказывается, знают. В городском сануправлении, специалист школьного отдела читала нотацию родителям по поводу того, что они должны правильно организовать отдых своего ребенка в воскресенье, тогда он не будет чувствовать усталости в понедельник. Она говорила о пеших прогулках, активном спорте, бассейне, чтении книг. Мне хотелось ее "растерзать". В идеале все именно так и должно быть. Но где в нашей жизни вы видели что-нибудь идеальное? В заключение главный гигиенист города сказала, что родители не любят своих детей, раз они выступают против занятий в субботу. Аргументы по поводу того, что, скорее, наше государство не любит детей и не уделяет им должного внимания, был просто недопонят. Хотя, что уж тут понимать? Сначала родители носятся по городу в поисках нормальной школы. Потом берут на себя обязательства помогать этой школе финансами. Потом с радостью хватаются за дополнительные уроки, потому что рынок предъявляет свои требования, а школа их не выполняет. А потом выплывают саннормы, которые загоняют родителей в тупик! Кстати, оказалось, что даже если родители откажутся от дополнительных услуг, санврачи все равно будут настаивать на том, чтобы дети учились шесть дней в неделю. "Подумайте о здоровье своих детей", - кричат санврачи. А родители только об этом и думают… Итак, позиция санврачей сбивает с ног: дети после школы могут заниматься с репетиторами сколько душе угодно! "Ваши дети, ваши деньги - что хотите с ними, то и делайте, но… дома, а не в стенах школы"... Почему родители не могут сделать со своими детьми и своими же деньгами что они хотят в школе? Потому что родители не являются официально узаконенными партнерами школы. Они платят, они заказывают музыку, но играет эта музыка на территории школы, поэтому родители со своими притязаниями - никто? Родители спокойно могут отказаться от английского (риторики или дополнительного казахского). Имеют полное право, гарантированное "Законом о защите прав потребителей". Но этим делу не поможешь. Загвоздка в том, что школы все равно не смогут вернуться к пятидневке! Есть распоряжение сануправления, школы должны ему подчиняться. А если ослушаются, будут платить штраф. В Лиге защиты прав потребителей юристы прокомментировали эту ситуацию так: с одной стороны школьные уроки - как товар, приобретаемый родителями - потребителями, должны продаваться по закону и защищать интересы потребителей (то есть родители вправе требовать пересмотра расписания в пользу пяти дней), с другой стороны школа - как производитель услуг, должна подчиняться своим законам, в частности закону "Об образовании" и распоряжениям сануправления. Как свести все эти документы в одно целое, чтобы не было противоречий и недоразумений, пока никто не знает, но конфликт набирает силу. В сануправлении города родителям посоветовали обратиться в департамент образования, изложить все свои претензии. Но предупредили, что гигиенические нормы пересматриваться не будут. Кто не с нами, тот против нас? Еще один вопрос, который не дает покоя родителям. Все ли дети должны получать дополнительные услуги? А если родители не хотят, чтобы их ребенок изучал этику за деньги? Увы, в некоторых школах дополнительные услуги возведены в ранг обязательных, по крайней мере взрослым так говорят (на самом деле обязательные предметы оговорены Госстандартом). У родителей и их детей не остается права выбора. Учителя просят войти в их положение и понять, что если не весь класс будет изучать, например, французский, начнутся серьезные неудобства! Поэтому, если кто отказывается, не хочет изучать дополнительный предмет, пусть переходит в другую школу. Учителей не смущает даже то, дети действительно не хотят учить предлагаемый дополнительный предмет, родители поддерживают их сопротивление, но у них нет рычагов, которыми можно было бы остановить давление администрации, они ничего не могут сделать. Впрочем, Наталья Балабаева, юрист Лиги защиты прав потребителей говорит, что никто не имеет права заставить родителей покупать те знания, которые не являются обязательными для школьной программы. Это нарушение прав потребителей. За него школа должна ответить, как за шантаж и вымогательство денег. Но привлечь школу к ответу можно только через суд. Есть ли сегодня такие родители, которые бы захотели судиться со школой? Юридическая практика говорит, что нет. В Лиге вспомнили только один случай, когда родители, разгневанные количеством детей в классе (класс был переполнен), обратились в суд. Директор школы говорила, что разделить класс на два она не может, у школы нет лишнего педагога. После суда и педагог нашелся, и класс разделили. Почему дополнительные услуги пытаются представить как обязательные? Очень многие школы вносят эти уроки в сетку рабочих часов учителя, при этом ученики имеют на руках одно расписание, а для проверки из сануправления - в холе висит совсем другой документ. Как теневая бухгалтерия, двойное расписание страхует школу от неприятностей, от штрафов санврачей за тот самый пресловутый перегруз. С другой стороны уроки, внесенные в обязательные предметы, дисциплинируют школьников. Этому есть разумное объяснение. Говорят учителя: "Класс, в котором десять человек ходят на один дополнительный урок, другие десять - на другой, третьи - на третий, то есть когда у ребят есть свобода выбора. У учителей возникает много хлопот по части заполнения документации. В табелях появляется разночтение, одни изучали одно, другие - другое. Кроме того, скажи ученикам, что еще один урок алгебры - всего лишь факультатив, на который можно приходить, а можно и не приходить, никто не придет. Поэтому школа вынуждена настаивать на обязательности, пусть даже и за дополнительную плату. Получается, что самое выгодное и безопасное решение - это обязать всех ходить на один и тот же дополнительный урок. Именно это решение и выбирает школа". Однако, юристы все равно советуют, не поддаваться на школьные провокации и отстаивать свои интересы, учитывать свои потребности, так как платить приходиться все равно родителям. Никто и ни за что не уговорит вас купить два левых сапога только потому, что это кому-то нужно. Почему школа считает, что родители - глупые покупатели? Дополнительные уроки предполагают наличие товарно-денежных отношений (уроки сверх программы покупаются). Школе в любом случае выгодно продавать свой товар. Но насколько выгодно покупать его потребителям (ученикам и родителям)? Насколько полно учтены потребности родителей и учеников чиновниками от образования? В этом году, согласно новым госстандартам, увеличено количество часов на физическую культуру, на изучение казахского языка, тем самым, выдавлены уроки литературы и иностранного языка в область дополнительных услуг. Кто решил, что именно это полезно для детей? Почему не спросили мнение родителей, которые платят и за стандарт образования и за дополнительные услуги? Сегодня каждая из школ самостоятельно ищет ответ на этот вопрос. Между тем среди родителей уже сложилось четкое понимание этой проблемы. Папы и мамы реально увидели, что они выступают в школе сразу в трех ипостасях: родитель- потребитель, родитель-инвестор и родитель-партнер. При этом успешность первых двух ролей зависит от того, насколько серьезно школа воспринимает родителя как партнера. Школа вроде бы хочет, чтобы папы и мамы как можно больше работали на школьном дворе, а родители не хотят просто так работать, они должны видеть перспективу, полный расклад действий. Для этого школа должна начать доверять родителям, максимально приблизить их к педсовету, к своим планам. Только тогда родители в составе педколлектива смогут на равных разговаривать с сануправлением и отстаивать истинные интересы своих детей, а не просто слепо подчиняться нормам и правилам, спущенным сверху.
Загрузка...