Опубликовано: 1009

Доходы от пивоварения не утекут в карманы импортеров?

Доходы от пивоварения не утекут в карманы импортеров?

Прошло почти 9 месяцев с момента вступления в силу закона "О рекламе". Самое время посмотреть, что смог принести Закон нашему государству за столь символичный срок.

Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" безоговорочно отнес пиво к разряду алкогольной продукции. В этом Казахстан проявил определенную оригинальность: законодательство России, Беларуси, Украины и большинства стран ВТО не относит пиво к алкогольной продукции и не запрещает рекламу пивных напитков. А потому казахстанцы, огражденные от рекламы собственных пивных брэндов, круглосуточно могут внимать предложениям импортной продукции. Как показывают маркетинговые исследования, объем потребления продукции от наличия или отсутствия рекламы практически не зависит. От рекламы зависит только выбор потребителей - пить пиво казахстанцы меньше не стали, стали просто предпочитать "знакомые" российские марки пива. К тому же стоимость российского и казахстанского пива практически одинакова, хотя, по логике вещей, первое должно быть хоть немного дороже. Дело опять же в законе "О государственном регулировании…". Поскольку пиво, допустим, для россиян, - не алкоголь, таможенные пошлины как за алкогольную продукцию не платятся. Зато в Казахстане пивные заводы даже на собственной территории вынуждены "держать" цену достаточно высокой, потому что платят железнодорожный тариф за перевозку по территории республики, а так же акцизный налог. В результате: объемы продаж отечественных пивоваров падают, а золотой песок сыплется в карманы российских "пивных магнатов". Причем с каждым годом ситуация ухудшается Импорт пива в Казахстане растет с каждым годом: если в 2002 году он составлял 8,3% рынка, в 2003 - вырос до 11,8%, в первом полугодии 2004 года процент импорта составил 14,6%. Это официальные данные Агентства РК по статистике. Независимые же маркетинговые исследования, показывают, что доля рынка импортной пивной продукции, составляет сегодня 20-25%. В Северном Казахстане, по оценке экспертов, доля импорта достигает 50% , хотя это всего несколько десятков российских сортов пива. Кстати, частенько в Северном Казахстане встречается пиво в пластиковых бутылках, вообще запрещенное на территории Казахстана. Как вы видите, мнения о доле импорта пива расходятся. Эту разницу между официальными цифрами ввоза импортного пива и его фактического присутствия на рынке, принято называть "серым" импортом, импортом неофициальным, не значащимся ни в каких бумагах и документах. Так вот, на "сером" импорте - без уплаты таможенных платежей - государственная казна ежегодно теряет 3 млрд. тенге. Как прокомментировала Зоя Рябова, исполнительный директор Союза пивоваров Казахстана, в России импорт пива никогда не зашкаливал за цифру 3% доли рынка. И если бы импортное пиво вставляло палки в колеса "локомотива российской промышленности" (как была названа пивоваренная отрасль в России), то государственная политика была бы непременно изменена. Между тем рынок пива в Казахстане продолжает расти. Рост благосостояния общества напрямую влияет на популярность употребляемых напитков. Чем выше уровень благосостояния, тем выше объемы потребления слабоалкогольных напитков - пива, вина. В первом полугодии наблюдается рост производства пива в Казахстане на 32,2%, что, по мнению экспертов рынка, является достаточно высоким показателем. Казахстанские пивные заводы за полгода произвели более 13 млн. декалитров пива. За аналогичный период 2003 года было произведено 10 млн. декалитров. По предварительным подсчетам специалистов уровень потребления пива в ближайшее время может увеличиться до 40 литров на душу населения. Сейчас, по данным Агентства РК по статистике, население потребляет 17 литров. Для сравнения можно сказать, что в Германии потребление пива на душу населения составляет 120 литров в год. Сегодня в пивоваренной отрасли задействовано около 4 тысяч специалистов (на почти 80 пивоваренных заводах), а в сопутствующих областях - 1*10=40000 (1 человек, работающий в пивной отрасли, обеспечивает работой еще 10 в сопутствующих областях: солодовенное производство, фермерские хозяйства, стекольная промышленность, производство этикеток и пр.). Если принять соответствующие поправки в Закон "О рекламе" и в Закон "Об алкогольной продукции" отечественные производители смогут обеспечить население на 100% своей продукцией, более того, количество рабочих мест в пивной отрасли увеличится, соответственно, вдвое, а объем потребления пива может вырасти более чем в 2 раза. Меняется и ценовая структура рынка. Продажи в низшем ценовом сегменте уменьшаются. Четко прослеживается стремительное увеличение Premium и Mainstream сегментов. Особенно остро эту тенденцию ощутил Первый пивоваренный завод. Пиво "Жигулевское", производимое на заводе на протяжении 130 лет, как раз и находится в этом сокращающемся сегменте. Для того, чтобы к концу года достичь планируемых 10% доли рынка Первый пивоваренный завода выпустил 2 новых марки пива в высших ценовых сегментах: "130" - Mainstream и "1874" - Premium. Другой тенденцией рынка можно назвать увеличение интереса потребителей к безалкогольному пиву. Сейчас оно занимает всего 2% доли рынка, но повышение культуры питья повлечет за собой увеличение и его доли рынка. Единственным безалкогольным пивом, производимым на территории Казахстана, является "129" Первого пивоваренного завода. Что бы ни говорили, но поддержка отечественного пивоварения была бы на руку всем: потребители постепенно переходили бы на качественное пиво, отказываясь от водки и других "высокоградусных" алкогольных напитков, пивоваренные заводы развивались бы сами, поднимая сопутствующие области, налоговые отчисления в бюджет могли бы вырасти с 4,2 млн. тенге в 2002 г до 7,4 млн. тенге к 2005 году, в дальнейшем, к 2010 г. до 13,1 млн. тенге. От редакции: Пока материал готовился в номер, выяснилось что пивовары Казахстана поставлены в равные условия с российскими компаниями. Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении поправки к закону «О рекламе», единогласно проголосовав за ограничение рекламы пива. В частности, запрещается дневная трансляция рекламы, ее тексты также не должны содержать информацию о том, что употребление пива «имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха», что пиво «улучшает физическое или психическое состояние и утоляет жажду». Теперь российские пивовары на казахстанском рынке не будут иметь особых преимуществ.
Загрузка...