Опубликовано: 3996

Добро пожаловать, оралман

Добро пожаловать, оралман

В начале 90-х годов Казахстан распахнул двери для казахов, проживающих за границей. Нужно ли говорить, что многие из них решились вернуться на историческую родину, землю своих предков?

Пик репатриации пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыло 164 тысячи репатриантов. Тогда и появился термин "оралманы" - так стали называть этнических казахов, приезжающих в РК из других стран. К концу 90-х годов была завершена работа по формированию правовой базы программы репатриации казахов, основные принципы которой реализовала в себе утвержденная постановлением правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1998 года "Концепция репатриации этических казахов на историческую родину". На тот момент за пределами Казахстана поживали около 4 миллионов казахов. А всего в мире насчитывалось более 12 миллионов людей казахской национальности. Наиболее многочисленные диаспоры были в Узбекистане - до полутора миллионов человек, России - 740 тысяч, Туркменистане - 70 тысяч. В странах дальнего зарубежья наибольшее число этнических казахов проживало в КНР - порядка 1,5 миллионов, Монголии - 100 тысяч, Афганистане - 30 тысяч и Турции -25 тысяч человек. Судя по всему, разработчики концепции посчитали, что все этнические казахи, проживающие за рубежом, имеют право вернуться на свою историческую родину. Особенно уверенно это связывали с казахами, проживающими в Узбекистане, Туркменистане, КНР и Монголии. Государство заявило о своей готовности взять на себя ведущую роль в организации переселенческих мероприятий и их финансировании. Правительство должно было ежегодно утверждать план по организации репатриации. План содержал квоты по странам выхода, характеристики семей репатриантов, схему организации переселения и расселения репатриантов по регионам. Кроме того, ежегодно составлялся план мер по адаптации репатриантов. Квоту иммиграции оралманов ежегодно утверждал президент Республики Казахстан. Главным критерием оценки организации репатриации объявлялась "степень удовлетворенности репатриантов переселением на свою историческую родину и обеспечения необходимыми условиями жизнедеятельности". Квотирование должно было решить задачу закрепления репатриантов за теми территориями, где был наибольший отток населения либо там, где казахи не составляли устойчивого большинства (области, граничащие с Россией). Однако полноценно решить эту задачу пока не удалось. Значительная часть оралманов после расселения в соответствии с квотой, перебирается туда где теплее, то есть, в южные регионы Казахстана. Основная масса переселенцев прибыла в Жамбылскую область из Узбекистана. До сих пор переселенцы из этой республики доминируют в количественном отношении, составляя более 90% от общего числа репатриантов в регионе. По данным начальника областного управления миграции и демографии Курманкула Токтагулова, с 1992 по 2005 год в область согласно квоте прибыло 3220 семей оралманов (19141 человек). Сверх квоты из стран дальнего и ближнего зарубежья приехали 5840 семей репатриантов. Если прибавить к этому 983 семьи, прибывших в область в течение 2006 года, то получится 55 тысяч человек. Оралманы в большинстве своем расселены в сельскохозяйственных районах с развитой инфраструктурой и заняты в аграрной сфере. Прибывшим назначены пенсии по возрасту, специальные государственные пособия. Из областного бюджета в соответствии с планом выделяются суммы в размере 100 МРП на одного члена семьи для приобретения жилья, предоставляются микрокредиты на развитие бизнеса. Оказывается содействие в получении земельных участков для ведения хозяйства. На сегодняшний день наиболее актуальны следующие проблемы: 1. Языковой барьер. Оралманы, прибывшие из стран дальнего зарубежья, в частности, из Китая, не владеют современной казахской письменностью на основе кириллицы и вследствие этого не имеют возможности обучаться в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Основная масса не владеет русским языком, что затрудняет адаптацию среди местного населения. 2. Проблемы трудоустройства и открытия собственного дела. В силу низкой конкурентоспособности на рынке труда трудоустройство оралманов через центры занятости не вполне эффективно. Несмотря на принимаемые меры по трудоустройству репатриантов, среди них остается высокой доля безработных - 40%. Из-за отсутствия ликвидного залогового имущества оралманы не имеют возможности получить кредиты в банковских учреждениях. Кроме того, им приходится сталкиваться с большими трудностями при оформлении необходимых документов. 3. Проблемы обустройства. Велико количество семей, прибывших в область вне квоты миграции. Из-за отсутствия бюджетных средств такие семьи не получают материальной поддержки от администрации районов вселения. Помимо перечисленных проблем, адаптация репатриантов в сельской местности осложняется неприязнью к ним местного населения (как казахов, так и представителей других этнических групп). В городе оралманам, особенно с высшим и средне-специальным образованием, адаптироваться легче. Подобные проблемы решают некоторые неправительственные организации. К примеру, в Байзакском районе клуб "Вероника" собрал в свои ряды женщин-оралманок, чтобы обучить их швейному делу. Там же оказывает методическую и практическую помощь оралманам общественное объединение "Отандастар", руководит которым Гани Ильясов. Он, сам приехавший в Казахстан из Таджикистана, лично столкнулся со многими проблемами и, рассудив, что если ему, человеку с высшим образованием, было достаточно трудно адаптироваться в новом обществе, то что тогда ждет тех, кто не умеет говорить и писать на казахском языке? Что нужно знать оралману и на какие льготы рассчитывать Согласно статье 14 Закона РК "О миграции населения" предусмотрен порядок обращения, рассмотрения и признании лиц оралманами. Ходатайства лиц о признании оралманами подаются одним из совершеннолетних членов семьи лично или через уполномоченного представителя в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган. Рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса оралмана и включение семьи в квоту иммиграции оралманов, а также решения по данным вопросам принимаются территориальными службами уполномоченного органа в течение двух месяцев со дня регистрации. Лицам, признанным оралманами, выдаются удостоверение установленного образца. Удостоверение оралмана является документом строгой отчетности и служит основанием для получения льгот и компенсации, предусмотренных Законом РК "О миграции населения". Согласно ст. 15 вышеуказанного Закона статус оралмана прекращает действие после получения им гражданства РК. В соответствии с Законом РК "О миграции населения" предусмотрены льготные условия для переселения в Республику Казахстан, что обеспечивает оралманам, прибывшим по квоте иммиграции, перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов, но не освобождает их от таможенного декларирования (ст. 372 Таможенного кодекса РК гласит "товары подлежат декларированию в таможенном органе при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан"). Для сведения - согласно ст. 7 Таможенного кодекса РК декларирование - это заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем. Но если удается без проблем пройти первый этап, то возникают трудности с приобретением жилья. Сто минимальных расчетных показателей на человека, даже если семья многочисленная - не очень большие деньги. Их недостаточно, чтобы приобрести жилье даже в сельской местности. И если те, кто приехал из России, имеют какие-то сбережения, то остальные оказываются в худшем положении. Именно они и становятся обитателями городских общежитий или сельских лачуг. Большим везением считается купить дом в дачном поселке. Затем встает вопрос трудоустройства. В районах области большой дефицит педагогических и медицинских специалистов. Но, как правило, оралманы имеют за спиной лишь в10 классов общеобразовательной школы. В итоге, вместо райской жизни на исторической родине, оралман либо пополняет армию безработных, либо вынужден заниматься низкооплачиваемым трудом. Впрочем, по информации господина Курманкулова, в области более 2900 семей содержат подсобные хозяйства, 1965 семей имеют личные земельные участки, 1016 семей держат домашний скот. У репатриантов с высшим и специальным образованием имеется постоянная работа. Сегодня переселенцы должны понять, что не вправе ждать чего-то от родины, они, прежде всего, должны спросить себя: что сами могут сделать для нее? Потому что страна нуждается в высокопрофессиональных специалистах.
Загрузка...