Опубликовано: 836

Дилемма для двоих

Дилемма для двоих

Правительство и Национальный банк страны подписали совместное заявление об основных направлениях экономической и социальной политики и сделали прогноз экономических показателей на 2007 год.

Документ по всем меркам сенсационный. В то время как каких-либо объективных предпосылок для снижения роста валового внутреннего продукта нет, государственные органы прогнозируют значительное его снижение по сравнению с прошлым годом. Как известно, ВВП в 2006 году вырос на 10,6 процента, а теперь запланирован на уровне, существенно уступающем достигнутым показателям - всего 8,6 процента. Такой прогноз похож на серьезную подстраховку на случай падения мировых цен на нефть. Тогда реальный сектор экономики действительно не сможет показать отличные результаты по приросту. Но мировые цены на нефть вряд ли упадут значительно - некоторые страны ОПЕК уже объявили о снижении добычи нефти с целью удержать цены на нефть на нынешнем уровне и не допустить их существенного падения. Значит, прогнозы казахстанского правительства относительно увеличения национального богатства вряд ли оправдаются. Рост ВВП превысит прогнозный уровень, как это было все последние годы. Но если даже допустить кризис на мировых сырьевых площадках (а практически все они - не только рынок нефти, но и рынки металлов - демонстрировали значимый рост в течение 2006 года), то ВВП в любом случае составит более 8,6 процента, поскольку цены на нефть никак не могут опуститься ниже 35-40 долларов за баррель. И при таких ценах мы легко сможем удержаться в прогнозном коридоре по ВВП. Но вот если полностью исключить сырьевую составляющую ВВП, тогда, действительно, Казахстану будет тяжело выполнить поставленный план по производству валового внутреннего продукта. И в первую очередь потому, что экономика практически не диверсифицирована, в стране слишком мало предприятий среднего размера (доминируют в основном крупные предприятия, созданные при поддержке государства и государственная доля в которых все еще значительна). Армия субъектов малого бизнеса куда многочисленнее, но проблема заключается в том, что они не слишком устойчивы, быстро рождаются и также умирают, и в целом слабо формируют ВВП. В то время как в развитых странах вклад малых и средних предприятий в производство ВВП составляет не менее 60 процентов, в Казахстане их лепта невелика и потому статистика особо не акцентирует на них внимание. Поддержка развития малого и среднего бизнеса давно объявляется в качестве приоритетной задачи государства. Правительство пытается убирать административные барьеры, создавать благоприятный налоговый режим, налаживать конструктивный диалог, в процессе которого можно выяснить, что же мешает поступательному развитию МСБ. Но последнему как приходилось нелегко, так и приходится по сей день. А стержневая проблема, вероятно, заключается в том, что лицензирующие, разрешающие и проверяющие органы обладают невероятно высоким коррупционным потенциалом. Чтобы существовать, предприниматели должны уметь договариваться, а чтобы преуспевать - делиться. В этом году правительство намерено поддерживать далеко не все субъекты МСБ. "Будут выработаны меры, направленные на дальнейшее стимулирование малых и средних предприятий производственного и инновационного профиля", - говорится в заявлении. Таких компаний не так уж и много - не секрет, что "акулы" МСБ специализируются в основном на торговле и оказании услуг. Поэтому вышеозначенные меры должны подразумевать реальную и многостороннюю государственную поддержку - от создания благоприятного налогового режима до профессионального консалтинга (при этом следует сделать борьбу с чиновничьим беспределом принципиальной). Только тогда появятся конкурентоспособные небольшие предприятия, производящие востребованные рынком товары с добавленной стоимостью. Другой приоритет правительства - развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Планируется разработать механизмы финансирования строительства индустриальных зон, в том числе путем ГЧП. Уже сегодня ясно, что на концессионной основе будут строиться железные и автомобильные магистрали, объекты элекроэнергетики и инфраструктуры, например, аэропорты и аэровокзалы. При акиматах областей и городов республиканского значения будут созданы советы по развитию конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Более того, предполагается содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки. Увеличить сырьевой экспорт, конечно, задача не одного года. Прежде всего качественные казахстанские товары должны наполнить внутренний рынок и выдерживать конкуренцию со стороны импорта. Все усиливающуюся инфляцию правительство намерено сдерживать путем развития оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и сокращения числа посредников между производителями продукции и конечными потребителями. В отношении монополистов будет осуществляться контроль за их тарифами. Новых кардинальных мер по борьбе с инфляцией исполнительная власть не предлагает. Но если на антиинфляционном фронте в полной мере будут реализованы означенные меры, то инфляция не будет расти так стремительно, как в прошлом году. Пока же практика показывает, что картельные сговоры на товарных рынках и в области монополий мало управляются правительством и потому потребительские цены демонстрируют высокую положительную динамику. В прошлом году, как известно, среднегодовая инфляция достигла 8,6 процента и это при том, что она рассчитывается без учета наиболее волатильных факторов. Со своей стороны, с инфляцией будет бороться и Национальный банк. Он намерен и дальше повышать регулирующую роль своих основных ставок, включая официальную ставку рефинансирования, которая, как и в 2006 году, будет рассматриваться ежеквартально. Если ситуация на денежном рынке будет выходить из-под контроля, а инфляция расти, то учетная ставка будет пересматриваться в сторону повышения. Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности останутся краткосрочные ноты и депозиты коммерческих банков в Национальном банке. Безусловно, Нацбанк может ужесточать денежно-кредитную политику, но необходимо понимать, что борьба с инфляцией - удел двух государственных органов, ответственных за нее. Только совместными усилиями правительство и Нацбанк смогут добиться успехов, и тут бессмысленно кивать друг на друга. В противном случае страна может скатиться в гиперинфляцию, и тогда экономические достижения (пусть и за счет сырьевого сектора) будут поставлены под угрозу. Фото с сайта http://www.teplolux.info
Загрузка...