Опубликовано: 753

Что рейс грядущий нам готовит?

Что рейс грядущий нам готовит?

Перенос международных авиарейсов в Астану принесет больше новых проблем, чем это кажется сейчас.

Решение Министерства транспорта и коммуникаций о переносе всех международных авиарейсов в аэропорт Астаны всколыхнуло предпринимательскую общественность так, как ни что и ни разу за последние годы. После коллективного выступления с протестом по этому вопросу туристических фирм, на этой неделе целый ряд профессиональных бизнес-ассоциаций и других общественных организаций предпринимателей собрались вместе и публично пролили на это решение потоки критики. Критики небезосновательной. Подошли к этому идеологи казахстанского бизнес-сообщества (а среди выступивших немало очень известных имен, в том числе и принимавших участие в создании важных экономических законов и кодексов) основательно, скомпоновав критические комментарии решения Минтранскома по блокам. Первый касался неизбежного ущерба для Казахстана от потери транзитных грузопотоков, идущих сейчас через аэропорт Алматы. Нельзя сказать, что объемы транзита сейчас очень велики, но доходы от них не лишние ни для экономики Алматы, ни для развития этого сектора бизнеса. Но главное - потенциал развития транзитных грузовых перевозок, который уже исчисляется огромными доходами, но для того, чтобы в будущем их получить, нельзя сегодня ликвидировать международные рейсы на Алматы. Иностранные авиакомпании не будут возить транзитные грузы через Астану, потом Алматы (или даже минуя ее) и дальше, к месту назначения - это удорожает транзит. Проще перевести его в аэропорты Ташкента, Бишкека или Урумчи (всего-то 500 километров от Алматы). И нет оснований считать, что авиакомпании поступят иначе и начнут покорно работать по новой схеме, предложенной казахстанским правительством и Минтрансом. Другой аспект проблемы - удорожание на рынке южных регионов Казахстана ряда товаров, которые сегодня везутся сюда авиационным транспортом. Известно, что разнообразная продукция из европейских стран, Турции, Эмиратов, Китая, Ирана поставляется на рынок в значительной мере самолетами, а из Индии, Пакистана - только ими. Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров (КАТБ) оценивает объем нынешних поставок импортных грузов в алматинский аэропорт в 1400 тонн в месяц. "Выбросить" их из общей структуры товарных рынков текстиля, химической продукции, посуды, всяких бытовых мелочей, сантехники - и рынки самого густо населенного региона страны и обеднеют в ассортименте, и вырастут в ценах (это же произойдет и если возить их через Астану). Зато соседи наверняка не упустят свой шанс - объем контрабанды из Киргизии товаров из третьих стран возрастет. Какой подарок союзникам по Центрально-Азиатскому Сообществу! Другая грань этого блока критики связана с подрывом переносом авиарейсов из Алматы потенциальных возможностей южного региона как туристического кластера. То есть речь даже не о неизбежном и очень ощутимом ущербе для казахстанского выездного туризма, а о том, что планы по привлечению масс иностранных туристов к нам могут "зависнуть". Действительно, странно: под Алматы в горах создается современная инфрастуктура международного уровня, и в это же время город лишают прямых международных рейсов! Можно ли в этих условиях говорить о развитии международного туризма как об одном из важнейших кластеров? Во-первых, так не делают в принципе: любой туристический центр должен иметь "свои" международные рейсы (мы же не летаем в Анталию через Анкару!). Во-вторых, посмотрим на вещи прямо: Алматы как место отдыха не настолько известен в мире, чтобы было возможным и правильным заставлять иностранных туристов добираться к горам Алатау через степи Астаны. Так просто к нам никто не поедет. Таким образом, бизнесмены "уложили" критику в несколько основных блоков: потеря транзитных грузоперевозок, вздорожание импорта, угроза для реализации программы туристического кластера. Суммарный ущерб от этих проблем действительно может оказаться очень значимым, хотя сегодня его в точных цифрах и не определить. Но и на этом не кончилось. Отдельной темой в выступлении активистов бизнес-сообщества прозвучала судьба Алматинского международного аэропорта. В нем, как оказалось, работает три тысячи человек. Какая часть этого персонала может лишиться работы после переносов рейсов в Астану? Можно предположить, что не малая. А вместе с теми, кто останется без работы представительств иностранных авиационных компаний в Алматы на круг получится достаточно значительная цифра новых безработных. Какая-то часть рабочих мест будет воссоздана в аэропорту Астаны, но что от этого новым безработным алматинцам? И чисто арифметически "прирост" в Астане будет неадекватен потерям в Алматы. Да и вообще - зачем было вкладывать огромные деньги, 52 млн. долларов в строительство нового аэропорта в Алматы, если всего через год после этого ему будет отведена роль чего-то, похожего по функциям на провинциальный автовокзал? Отдельная тема, поднятая бизнесменами "под занавес" всех критических атак на решение Минтранскома - это способность авиакомпании "Эйр-Астана" обеспечить необходимое количество новых рейсов на Астану из тех городов Казахстана, где будут ликвидированы международные авиарейсы. Ведь для того, чтобы улететь за границу из Астаны, жителям Алматы, Чимкента, Павлодара и других городов нужно будет сначала добраться до столицы. И даже сейчас, пока это "счастливое" время не наступило, не всегда бывает легко купить билет в Астану или из нее. Высказав все эти правильные и логичные претензии, вопросы и замечания бизнес-активисты вдруг как бы растерялись, когда их спросили что же делать дальше? Единственное, что они могли ответить: обратиться к властям города с вопросом, что те думают об этой ситуации. Но можно предположить что и у "отцов города" ответа на это тоже нет (не потому ли недавно была отменена конференция о возможностях Алматы как финансового центра региона?). Но это всеобщее незнание того, что делать, увы, не избавит от необходимости решать все перечисленные проблемы.
Загрузка...