Опубликовано: 1414

Что делать с пробками на дорогах и улицах

Что делать с пробками на дорогах и улицах

Сеть городских дорог и улиц в крупных городах формировалась не один десяток лет. И, конечно же, нельзя винить в нынешних проблемах проектировщиков, строителей и архитекторов прошлых десятилетий.

Они вряд ли могли себе представить современный поток транспорта. Тем более, что города бывшего Советского Союза строились с приоритетом движения транспорта общественного. Вместе с тем, в тех городах, где ведется застройка новых территорий, эту динамику можно и нужно предвидеть. В частности, Акимату города Астаны следовало бы пересмотреть генеральный план застройки нового города с учетом расширения будущих магистральных дорог и улиц, выделения полос движения для правых и левых поворотов на перекрестках, возможности парковки автомобилей (многоэтажные парковки) и т.д. Сегодня сделать это еще не поздно. Для города Алматы, сеть улиц которого уже сложилась, следует придерживаться опыта крупных городов мира, где такие проблемы возникли намного раньше. Необходимо изучить и использовать в Алматы опыт Токио, Сеула, Лондона и других крупных городов. Но, прежде всего, нужно обратить самое серьезное внимание на эту проблему и проанализировать ее в комплексе - видеть не только транспорт, но и людей, места их проживания и работы. Например, сегодня уже нельзя строить многоэтажное жилье в центральной части Алматы; свободные места в ней следует использовать для парковки транспорта или как парковые зоны. Необходимо расширять город, а не увеличивать его высоту на площади, которой уже явно не хватает для существующего транспортного потока. К решению проблемы нужно привлекать специалистов, знающих с чего начать и что дальше делать. Хозяйственники сегодня - это хорошие организаторы, но не специалисты. Опытные специалисты должны изучить проблему, сделать системный анализ, который позволит наметить план действий и долгосрочных мероприятий. Ниже представлены рекомендуемые мероприятия, которые направлены на решение поставленного вопроса. Авторы не претендуют на полноту этих мероприятий, они дают лишь общее представление, что обычно делают в этих случаях, и могут быть использованы в качестве отправных позиций для системного анализа проблемы и составления рекомендаций по улучшению условий движения транспортного потока в городе. Итак: 1. В любом крупном городе следует построить скоростную безсветофорную кольцевую дорогу, причем, чтобы она проходила в непосредственной близости к городу и обозначала границу с областью. Она должна иметь, как минимум, 6-8 полос движения с развязками в разных уровнях. Примером является Московская КАД. С расширением города устраиваются новые кольцевые дороги. Например, в Москве уже существует 3 кольцевых дороги, и строится четвертая. 2. Все оптовые склады и оптовые рынки вынести за пределы кольцевой дороги. 3. Все междугородние вокзалы перенести за пределы кольцевой дороги. Ограничить въезд в город автобусов междугороднего сообщения. 4. Организовать максимальное и эффективное использование общественного транспорта в черте города, выделять для них специальные полосы, активно внедрять метрополитен и другие виды нового городского транспорта (монорельсовые пути и т.п.). Ограничить въезд транспорта из других городов и области. Для этого за кольцевой дорогой построить платные охраняемые стоянки для областных автомобилей и транспорта из других городов. Можно использовать опыт Лондона, где въезд в центр города сделан платным. Но это не всем нравится и не обеспечивает полного решения проблемы. Следует отметить, что охраняемые за кольцом стоянки и хорошо организованный общественный транспорт приносит городу весьма ощутимую прибыль. 5. Ограничить застройку в черте города многоэтажными зданиями. Свободные зоны использовать для стоянок автомобилей. Запретить остановку и стоянку на магистральных улицах. Организовать паркинги на съездах, где есть свободные территории (придорожные паркинги на улицах и дорогах местного значения, дворовые паркинги, офисные паркинги, сервисные паркинги и т.д.). 6. Поэтапно приступить к реконструкции сети городских улиц, начиная с магистральных. 6.1. Все перекрестки реконструировать по опыту Южной Кореи. Выделить отдельно полосы для правого и левого поворота. Сделать ограничения по левым поворотам по длине магистральных улиц. 6.2. Предусмотреть строительство развязок в разных уровнях там, где это необходимо и возможно. Проектировать развязки следует такие, чтобы максимально решить проблему. При этом особое внимание следует уделять организации дорожного движения на период строительства развязки (это очень важно: обеспечить беспрепятственный проезд на время строительства!). 6.3. Выполнить перпендикулярное соединение магистралей за счет улиц, проходящих по частной застройке. По возможности их расширить, но ограничить сквозное пересечение магистральных улиц, организовав лишь правые повороты. 6.4. Все автобусные остановки, особенно на магистральных улицах, должны иметь карманы. 6.5. Пересмотреть организацию дорожного движения в городе. В том числе, задействовать альтернативные улицы, которые на сегодня мало загружены в виду их неудовлетворительного состояния или недоработок по организации дорожного движения, и которые будут выполнять функцию дублеров основных магистралей. Реконструировать их, и, по возможности, расширить. Кроме того, за счет сноса частного сектора "пробивать" новые улицы. 6.6. Улучшить ровность дорожных покрытий, особенно на пересечениях улиц, что обеспечит большую их пропускную способность (например, неровности на перекрестках, где есть трамвайные пути, снижают их пропускную способность более чем в 2 раза за время переключения светофора). 7. Организовать поэтапное внедрение интеллектуальной транспортной системы с обновлением средств организации движения транспорта. 8. Пересмотреть работу ГАИ в городских условиях. Например, в случаях ДТП на дорогах и улицах ГАИ должно оперативно освободить путь для движения транспортного потока (бывает, что из-за мелких ДТП машины часами стоят на дорогах, что сопровождается пробками) и т.п. 9. В перспективе можно создавать автомобильные ярусы над железными дорогами, входящими в город. Это, как показывает опыт, способствует разгрузке транспортных артерий города. 10. Не лишним будет повысить культуру вождения автомобилей, которая у нас в стране остается на низком уровне (для сравнения можно привести автокультуру на дорогах Германии). В заключении следует сказать, что указанные и рекомендованные 10 мероприятий следует проводить в комплексе, только в этом случае можно добиться ощутимых успехов. Предлагаемые мероприятия позволяют в комплексе решить следующие вопросы города: - снизить вероятность заторов и пробок на дорогах и улицах города; - снизить время пассажиров и грузов в пути. Это позволит увеличить материальную и интеллектуальную продукцию города; - снизить выбросы выхлопных газов, тем самым улучшить экологию города, снизить заболеваемость людей и время нахождения на больничных листах; - уменьшить время проезда пожарных машин до очагов пожара, время прибытия скорой помощи; - улучшить психологическую обстановку людей в городе; - снизить вероятность возникновения ДТП; - в целом повысить экономическую эффективность работы города. Бекбулатов Ш.Х. - профессор, академик Международной академии транспорта
Ни В.В. - профессор, академик Международной академии транспорта
Красиков О.А. - доктор технических наук, академик Международной академии транспорта. Фото morozov-vv.narod.ru
Загрузка...