Опубликовано: 683

Бюджетный кризис

Бюджетный кризис

Новая модель налогообложения недропользователей, которая сегодня у всех на слуху, бьет по карману не только инвесторов, которые не скрывают своего негативного отношения к происходящему.

Она уже отразилась на положении дел в бюджете некоторых регионов. В частности, в Западно-Казахстанской области сложилась чрезвычайная ситуация с исполнением местного бюджета. О чем во всеуслышание на той неделе объявили местные власти. Это первый случай, когда власть признается в своей беспомощности. Обычно, чиновники стараются не выносить сор из избы и решить вопрос келейно. Но, видимо, ситуация настолько сложная, что без вмешательства руководства страны с ней не справиться. Главными виновниками всех бед являются изменения в налоговом законодательстве. Если проанализировать ситуацию с бюджетом на текущий год, то она выглядит следующим образом. Прогноз поступлений в местный бюджет на 2004 год доведен области республиканской бюджетной комиссией в объеме 20,6 млрд.тенге. При этом расходы утверждены в сумме 23,1 млрд.тенге, из них текущий бюджет - 20,1млрд. тенге, бюджет развтия - 3 млрд. тенге. Субвенция из республиканского бюджета запланирована в сумме 2,5 млрд. тенге. Однако реальная налогооблагаемая база с учетом социально-экномического положения области и изменении в налоговом законодательстве, составляет не более 14,6 млрд. тенге. И это все. Больше область, как бы она не старалась, собрать не сможет, потому, что не с кого. Налоговики иллюзий не питали и сразу признались еще в период формирования бюджета, что собрать всю сумму не смогут. И как следствие, по итогам первого квартала прогноз по местному бюджету не выполнен на 88 млн. тенге, или на 2,3%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем поступлений сократился на 975 млн. тенге, или на 20%. Как отмечает заместитель акима ЗКО Марат Абдрахманов, невыполнение доходной части бюджета сложилось в основном из-за недопоступления налогов, ожидаемых от компаний, занятых на освоении Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. В непорядочности эти компании обвинить ни в коем случае нельзя, они исправно продолжают отчислять положенные налоги. Вопрос в другом. По новой модели налогообложения индивидуальный подоходный и социальный налоги с 1 января, то бишь с момента введения в действие изменении в налоговое законодательство, поступают в бюджеты регионов по месту регистрации головных предприятий. Как правило, головные офисы крупных компании находятся в столицах, там же они и зарегистрированы, а значит и налоги поступят в их бюджеты. А местному населению ничего не остается, как терпеть, при этом теряя здоровье от вредных выбросов в экологию и прочих неудобств. В ЗКО на сегодня зарегистрированы 70 обособленных структурных подразделений крупных компаний, потери местного бюджета от которых, составят порядка 3 миллиардов тенге. По большому счету данное обстоятельство можно и нужно было учесть при проектировании бюджета на этот год, тем более, что о вносимых изменениях в налоговый кодекс знали все. Но сделано этого не было и вот результат. Вообще бюджет нынешнего года составлен весьма оригинально, похоже, в нем желаемое выдали за действительное. Ну, например, в прогнозе местного бюджета Министерством экономики и бюджетного планирования учтено поступление налоговых платежей от реализации газового проекта в сумме трех миллиардов тенге. Но дело в том, что на месте газового проекта еще конь не валялся. Даже при самом оптимистичном прогнозе он начнется не раньше второй половины 2005 года, на сегодня не определен даже основной инвестор, не говоря уже о взимании налогов. Чиновники от акимата утверждают, что при защите проекта бюджета данный факт был обозначен областью, однако не принят во внимание членами республиканской бюджетной комиссии. Похоже, кому-то было очень выгодно, чтобы область, последние два года выступавшая в качестве донора, оказалась в критической ситуации. Еще одним фактором, влияющим на исполнение местного бюджета является сокращение инвестиций в экономику региона. Только за последние два года их объемы снизились в 2,3 раза: с 198 млрд. тенге в 2002-м до 87 млрд. тенге - в текущем году. А если учесть, что бюджет региона в последние годы в основном состоит из поступлений от нефтегазового сектора, то понятно сегодняшнее положение дел в казне. Депутаты парламента от Западно-Казахстанской области направили письмо на имя премьер-министра РК Д.Ахметова, где высказывают свою озабоченность по поводу ситуации с уплатой налогов в бюджеты регионов по месту регистрации головных предприятий. Получается, что бюджеты некоторых регионов получают сотни миллионов тенге сверху запланированных в текущем году. Например, бюджет Актюбинской области получит дополнительно 305 млн., Алматинской-410 млн., Карагандинской - 296 млн. тенге и т.д. и только потому, что на их территории зарегистрированы головные предприятия, филиалы которых трудятся совсем в других концах страны. В связи с этим возникает другая крайность. Отныне местные власти, вполне резонно будут всячески препятствовать тому, чтобы на проводимых строительных тендерах участвовали и уж тем более выигрывали компании, не зарегистрированные в данном регионе. Бюджету любой области невыгодно, если работы будут проводиться местными рабочими, а все виды налогов будут уходить в казну другой области. Власти пойдут на совершение незаконных действий, чтобы защитить собственный бюджет. Парламентарии заявляют, что при рассмотрении проекта закона "О внесении изменении в Налоговый кодекс" они обращались в министерство экономики и бюджетного планирования и выражали свою озабоченность по поводу того, что подобные недоразумения могут возникнуть. Однако получили ответ, что бюджет всесторонне изучен и рассчитан, поэтому беспокоиться нечего. Сегодня регионы столкнулись с тем, что в некоторых районах бюджет не в состоянии выплатить даже заработную плату, не говоря уже о решении каких-то других злободневных проблем. Что касается Западно-Казахстанской области, то по инициативе акимата вопрос об уменьшении прогноза по доходам и увеличении субвенции области из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности местного бюджета рассматривался на заседании республиканской бюджетной комиссии в конце марта, но окончательное решение до сих пор не принято. В связи с создавшейся ситуацией с уплатой налогов в бюджеты регионов по месту регистрации головных предприятий, депутаты парламента в своем обращении к главе правительства просят решить вопрос незамедлительно путем внесения изменении либо в налоговый кодекс либо в Закон о бюджете на 2004 год. Также народные избранники уверены в том, что ответственные должностные лица, допустившие серьезные ошибки при внесении изменении в особо важные законы страны, должны понести наказание. Предполагается, что данный вопрос станет предметом серьезного разбирательства в кабинетах правительства.
Загрузка...