Опубликовано: 927

Бюджет-2005: разочарование на фоне позитива

Бюджет-2005:  разочарование на фоне позитива

Доклад "Сравнительный анализ затрат бюджета Республики Казахстан в 2004 - 2005 годах", представленный на этой неделе Программой "Kazakhstan Revenue Watch" и Фондом Сорос-Казахстан заставляет задуматься.

Как об эффективности бюджетной политики, так и о социально-экономической сфере страны в целом. Вознамерившись просветить новых депутатов мажилиса и сената, эксперты Программы "Kazakhstan Revenue Watch" и общественной организации "Формирование налоговой культуры", решили проанализировать затраты на здравоохранение, образование, социальное обеспечение и помощь, жилищно-коммунальное хозяйство, фундаментальные и прикладные научные исследования, сельское, водное, лесное рыбное хозяйство и охрану окружающей среды в республиканском бюджете текущего года и в его проекте на год будущий. Трудно оценить, какую роль сыграло данное исследование, представленное руководителям обеих палат парламента, в работе над итоговым вариантом республиканского бюджета-2005, но у общественности и экспертов появился еще один повод внимательно взглянуть через призму бюджетной политики на экономику страны в целом. Начать надо с того, что новый бюджет это, безусловно, "бюджет развития" а не "выживания". Что справедливо отмечено всеми, кто касался этой темы. Расходы по большинству статей заметно повышены по сравнению даже с предыдущим годом. Данный факт, конечно, отраден, хотя нельзя не заметить, что иного и быть не могло, коль скоро экономика на "нефтяных дрожжах" растет из года в год чуть ли не на 10%, а, особенно, в 2004 - все благодаря просто чудовищным ценам на экспортируемое Казахстаном сырье. К слову замечу, что уровень этих цен пугает уже даже ОПЕК и Россию, именно он, в частности, должен стать одной из тем отрывающегося сегодня саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Чили. И только у нас не заметно беспокойства, что напоминает какую-то болезненную самоуверенность. Впрочем, об этом - в следующий раз. Однако, при общем росте затрат на социальные сферы, бросается в глаза две статьи, по которым произошло сокращение. В следующем году меньше чем в нынешнем из республиканского бюджета получат денег сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды. И заметно меньше - жилищно-коммунальное хозяйство. Первое направление расходов будет сокращено на 3 350 557 тыс. тенге, или на 5,11%. Уменьшение расходов здесь непонятно. Можно с оговорками согласиться, может быть, на это в сфере водного хозяйства, учитывая, что в в ней произошло реформирование, и многие объекты переданы в собственность местных властей, значит, на баланс их бюджетов. Но по остальным пунктам? Без преувеличения драматическая ситуация с лесным хозяйством многократно описана СМИ. В регионах традиционно развитого лесного хозяйства, например, в Восточно-Казахстанской области, лес горит и гниет на корню, так как рубить его запрещено, и в то же время реликтовые ленточные боры под Семипалатинском сведены чуть ли на нет. Лесоохранные мероприятия явно недостаточны. Состояние сельского хозяйства можно описывать долго, но вот один, главный, факт: нынешний урожай показал как сильно снизилась урожайность в сфере производства зерновых. Все эксперты единодушно говорят, что из земли выжимают "последние соки". Неудивительно - более десяти лет разваливалась система семенного фонда, недостаточно вносилось в почву удобрений. Кто же теперь будет исправлять эту ситуацию? Частные компании и, если еще сохранятся, немногие фермеры смогут воздействовать на почву лишь локально. Разве не логично, что забота об этих проблемах в том или ином виде хотя бы частично должна лечь на республиканский бюджет? Вспомним пятилетней давности нашествие саранчи - ведь решать его пришлось на республиканском уровне. Сокращение же расходов на охрану окружающей среды вообще не поддается логическому объяснению. Материалы о плохом состоянии здоровья казахстанцев, вызванного экологическими проблемами, давно стали очень частой темой на телевидении и в газетах. Практически нет региона, где бы экологическая ситуация была бы удовлетворительной. Семипалатинский и Аральский регионы с известными проблемами, Алматы с донельзя загрязненным воздухом, западные области с газовыми факелами, масса населенных пунктов с плохой питьевой водой. И теперь вот сокращение бюджетных расходов на охрану окружающей среды! Если авторы идеи руководствовались тем, что ассигнования на эти проблемы ранее использовались неэффективно, то это не повод срезать сами ассигнования. Но не менее удивительна статья бюджета посвященная жилищно-коммунальному хозяйству. Расходы на многострадальное казахстанское ЖКХ сокращаются очень существенно, на 14,67% или на 4 18 036 тыс. тенге. Вот здесь бюджет-2005 никак не назвать бюджетом развития, и даже выживания. Состояние коммунальной сферы - одна из очень больших проблем страны на недалекую перспективу, хотя ни на одном уровне власти это не признается. Тем временем не первый год происходят случаи саморазрушения целых домов или отдельных конструкций, не обходится без жертв. Жилищный фонд вместе со всем комплексом ЖКХ отпущен в "свободное плавание", которое рано или поздно потопит его. Износ ЖКХ огромен, и без серьезного вмешательства в эту сферу при серьезном финансировании все это грозит через несколько лет обратиться в колоссальную проблему. Сокращение государственных расходов на ЖКХ лежит в русле политики последних лет - попыток переложить все финансирование на плечи населения. Но уже несколько лет назад стало очевидно, что такой путь реформирования выбран неверно, эти "плечи" оказались в массе своей не готовы к ноше. Расходы на ЖКХ в бюджете-2005 - это закрепление той самой неправильной политики. И с точки зрения анализа бюджета на перспективу далее одного года - пожалуй, самое большое упущение в главном финансовом документе страны.
Загрузка...