Опубликовано: 536

Быть концепции на веревочке!

Быть концепции на веревочке!

Мы с вами можем кричать до хрипоты о том, что в концепции развития образования хорошо, а что плохо, нас услышат, но не более, чем если бы мы кричали о чем угодно, например, о том, что звезды стали светить ярче!

Наше мнение никого не интересует? Что-то в этом роде, но только потому, что наш вопль - частный и субъективный. Между тем в стране существует свой, цивилизованный способ сбора мнений - в частности социологическое исследование. Его провел Институт сравнительных социальных исследований "ЦЕССИ-Казахстан". Общественность "пытали" на предмет реформ в системе образования РК. В частности исследование ставило перед собой цель - изучить общественное отношение к новой концепции образования. Чтобы добиться достоверности мнений, социологи работали с сельским и городским населением, а также вели опрос целевых групп, составленных из работников сферы образования. Всего было учтено мнение 1500 человек. Каковы получились результаты? Глас народа Три четверти опрошенных отметили, что образование является одной из самых важных категорий в своей системе ценностей. При этом респонденты зрелого и старшего возраста, которые имеют представление о советской системе образования, считают, что образование в стране ухудшилось. Люди возрастной категории от 18 до 30 лет считают наоборот, что оно заметно улучшается. Однако и те, и другие серьезно обеспокоены будущим образования в стране. Что само по себе приятно и еще раз подтверждает ценность этой сферы жизни для каждого казахстанца. Что касается качества образования… почему-то все предпочитали говорить о среднем образовании, в результате 50 процентов опрошенных оценили его положительно и еще 39,4 процента - отрицательно. На этом фоне оказалось очень своевременным принятие новой концепции образования. Однако мнения насчет нового документа и перспектив развития системы вообще - сильно разделились. 39,8 процентов людей высказались в пользу концепции, 18,3 процента - отнеслись к ней отрицательно. Пари этом социологи выявили, что только половина из опрошенных имеет представление о концепции, то есть читали ее, изучали, принимали участие в обсуждении и вообще живо на нее отреагировали. По опросу только 55,3 процента респондентов были в той или иной мере информированы о концепции. Если учесть, что вторая половина ничего о ней не знает, то говорить о том, что в обществе сформировалось какое-то устойчивое мнение о концепции образования нельзя. Когда исследователи пытались уточнить у населения, что конкретно они знают про новую программу, что читали про концепции, что видели или от кого слышали, люди не могли конкретизировать свои ответы. Единственное, о чем говорили абсолютно все - это о двенадцатилетнем образовании. Эта тема волнует всех, и по данному вопросу наиболее четко оказались прорисованы позиции общественности. 30,6 процента людей считают, что двенадцатилетка оправдана и полезна. 56,7 процентов резко критикуют решение о переходе на двенадцать лет обучения, считая данный шаг в корне неверным. Также общество оказалось вполне готовым обсуждать такую тему, как ЕНТ. Среди опрошенных оказалось 51,2 процента сторонников введения единого национального тестирования и 26,3 процента - противников. Из тех, кто проголосовал "за" ЕНТ, в качестве преимущества такой формы контроля знаний назвали независимость внешнего контроля. Однако, несмотря на мощные назидания сверху по поводу ЕНТ и откровенного навязывания ЕНТ, население не потеряло бдительности, и высказало ряд серьезных претензий в адрес ЕНТ. В частности называлось сомнительное качество тестов, и наличие в них вопросов, не соответствующих школьной программе. В качестве выхода из этих проблем предлагалось повысить квалификацию тех, кто создает эти самые опросники. Еще одно такое нововведение в системе образования, как промежуточная аттестация обучающихся в вузах, была одобрена 61, 2 процента людей. В целом респонденты отметили удовлетворительные возможности получения среднего (60,9%), профессионального (54,1%), и высшего (39,6%) образования в Казахстане. Мнение "целевиков" Все эксперты высказали обеспокоенность за будущее образования в стране - 77,4 процента. При этом 86,8 процента работников вузов и 82,4 процента работников школ в большей степени волнуют перспективы развития образования. Одним из проблемных аспектов существующей образовательной системы специалисты называют качество образования. 44,2 процентов опрошенных считают, что система не обеспечивает качества знаний. О качестве новых учебников и учебных программ в РК эксперты чаще всего говорили как о "недостаточно хороших" - 45 процентов. Основными недостатками учебников по мнению большей части экспертов являются наличие грамматических и орфографических ошибок (23,8%), трудность понимания учебников (19,5%), и недоработанность учебников (12,8%). Самыми престижными вузами страны среди государственных специалисты назвали КазНУ имени Аль-Фараби (23,4%), ЕНУ имени Гумилева (11,4%), КарГУ имени Букетова (7,6%). Ответ на вопрос о самых престижных частных вузах страны вызвал у экспертов некоторое затруднение. Оказалось, что 58,9 процентов людей, работников образования(!) плохо разбираются в том, какие частные вузы имеются в стране и что они из себя представляют. В отличие от народа эксперты (92,2%) имеют представление о концепции развития системы образования в РК и положительно к ней относятся 68,4 процента. По поводу перехода школ на двенадцатилетнее образование мнение экспертов разделилось: 46,6 процентов высказались "за" двенадцатилетку и еще 44,6 процентов - "против". Таким же спорным в глазах экспертов оказался и вопрос по ЕНТ: 43,4 процента считают, что ЕНТ надо вводить, 39,2 процента смотрят на ЕНТ отрицательно. 44,4 процента экспертов высказали положительные утверждения по поводу введения ученой степени Доктора философии, правда 36,4 процента честно признались, что они толком не представляют, что будет на деле означать введение данной степени. Кому видней? Самый главный вывод, к которому пришли социологи, прост: у концепции в стране больше друзей, чем врагов, больше сторонников, нежели противников, а это значит, что реформы, которые предлагаются в системе образования, в основном поддерживаются обществом. При этом общество честно старается вникать в проблемные вопросы и чувствовать болевые точки. Что касается критики, то большинство людей мудро научились не высовываться: критиковать не ругая, сопротивляться - уступая. Социологам не пришлось столкнуться с острой критикой, что в какой-то мере говорит о "беззубости" общества и дает повод для раздумий об объективности высказанных мнений. Но в целом люди продемонстрировали свою настроенность и готовность на участие в реформах в системе образования. Общество искренне хочет видеть систему образования в стране на более высоком уровне и с более достойными перспективами.
Загрузка...