Опубликовано: 926

Быть или не быть

Быть или не быть

Корреспондент Караван.kz передает из Брюсселя.

14-е ежегодное заседание Совета министров иностранных дел государств-участников (СМИД) ОБСЕ c 4 по 5 декабря прошло в столице Бельгии. На повестке дня, среди прочих злободневных вопросов современности, заявка Казахстана на председательство в организации в 2009 году. Очередное совещание министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ (СМИД ОБСЕ) прошло под председательством бельгийского Министра иностранных дел Карела де Гюхта в Брюсселе. На заседании делегации из 65 стран, представители Святого Престола, а также международных организаций обсудили краткую повестку дня, приоритеты и свое видение того, как ОБСЕ, а также ее комитеты, в том числе Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ), должны работать. Открывая 14-ое ежегодное заседание Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Брюсселе, Гёран Леннмаркер, Президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, огласил повестку дня. Пять главных названых приоритетов деятельности ОБСЕ звучат так: - решение неурегулированных замороженных конфликтов; - борьба с коррупцией; - борьба с разными формами дискриминации, такими как, ксенофобия и расизм; - борьба с торговлей людьми, сексуальным детским насилием и наркоторговлей; - реформы законодательства, в том числе и выборного, а также соблюдение прав человека и законности. В течение двухдневного совещания делегации провели 3 пленарных сессии, где были заслушаны доклады глав делегаций. По результатам 14-ого СМИДа на основе консенсуса был принят пакет документов, в который входят соглашения по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, сексуальным насилием в отношении детей, незаконным оборотом оружия, религиозной нетерпимостью и дискриминацией. Кроме того, были подписаны соглашения по транспортному диалогу и энергетической безопасности. Стороны также согласовали проекты заявлений по так называемым "замороженным конфликтам". В частности, по решению проблемы Нагорного Карабаха и определению юридического статуса Косова. Обсуждения коснулись и функционирования самой организации. Члены делегаций обсудили вопрос реформирования ОБСЕ, а именно ее правового статуса, привилегий и иммунитета организации, повышения эффективности организации и отельных ее институтов, таких как БДИПЧ. Казахстан на конференции представляли глава делегации, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, первый вице-министр иностранных дел Рахат Алиев, постоянный представитель Казахстана в ОБСЕ Дулат Куанышев, посол Казахстана в Королевстве Бельгия Константин Жигалов. Всего официальная делегация состояла из 17 человек. Повестка дня На 14-ом СМИДе были обсуждены многие проблемы. Условно их можно классифицировать на 2 категории: общие и конкретные. Общими проблемами стали проблемы наркотрафика и торговлей людьми, сексуальное насилие, особенно в отношении детей, и борьба с коррупцией, которая тормозит экономическое развитие стран. Кроме того, делегации говорили о разных формах дискриминации, о религиозной терпимости, соблюдении прав человека, включая права национальных меньшинств, а также реформировании законодательства. Конкретизацию получила проблема замороженных конфликтов, таких как нерешенный вопрос в отношениях Молдовы и России по Преднестровской проблеме, Российско-Грузинский вопрос, определение юридического статуса Косово, решение Армяно-Азербайджанского конфликта и проблемы Нагорного Карабаха. Делегации обсудили работу БДИПЧ и разницу во взглядах на то, как должна проводиться оценка выборов. Они также высказались по поводу заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Политический подтекст Поводя анализ заявлений, сделанных делегациями в течение двух дней, можно было заметить некий политический подтекст, а также условно разделить настроения выступлений первого и второго дня. Так в своих высказываниях, критике и пожеланиях делегации следовали четкой географико-политической линии, где в открытую можно было проследить интересы той или иной стороны. Помимо того, что чуть ли не каждая делегация старалась отметиться в "приверженности идеалам гуманизма", каждый преследовал свои цели, нередко выходящие за рамки ОБСЕ в том смысле, что 14 СМИД с точки зрения выступлений мог бы фактически ничем не отличиться от других всевозможных саммитов и съездов - чуть-чуть о политике, экономике и демократии. Яркие словесные баталии развернулись в течение первого пленарного дня, поскольку оппоненты подобрались интересные. Тогда как второй день скорее отличился своей формальностью оставшихся выступлений и большим фокусом на вынесенных решениях и принятых в рамках СМИДа документах. Говоря о географико-политической линии в выступлениях делегаций, можно сделать заключение, что, разделившись на две категории - развивающиеся и развитые страны - первые пытались убедить вторых в реальности проводимых реформ и в приверженности основным принципам ОБСЕ, тогда как вторые говорили больше о возвышенном, отмечаясь, скорее в абстрактных категориях. Европа Страны Старой Европы, такие как Лихтенштейн, Дания, Норвегия, к примеру, говорили о терпимости, борьбе с терроризмом, интеграции женщин в общество и многом другом, а также предлагали "заняться работой по существу: решением конфликтов, демократическим реформированием, правозащитными реформами". Оно и понятно, стоя у руля организации, и по сути, предлагая стандарты странам другого мира, предполагается, что стандарты уже имплементированы в самих странах, их озвучивающих. Страны Восточной Европы, недавно вошедшие в ЕС, наоборот - либо отчитывались перед старшими коллегами по сообществу о проделанной работе в плане демократического реформирования, либо просили у них помощи и защиты в неразрешенных так называемых "замороженных" конфликтах, либо все еще давали "открытый урок" остальным странам мира, мол, смотрите, а мы успешно демократизируемся. В плане решения таких замороженных конфликтов, как Молдавско-Российский вопрос по Преднестровью, Грузино-Российский конфликт, проблема Нагорного Карабаха, решение юридического статуса Косова, стороны разделились на 3 части: собственно страны конфликта (здесь восточно-европейские коллеги полностью солидарны с бывшими странами СССР), Западная Европа и США (выступающие в качестве арбитров в процессе урегулирования), а также Россия (которая беспокоит Запад еще и в плане надежности как энергопоставщика). Так, латвийской политик Илгварс Клява высказал обеспокоенность не только энергетической проблемой и необходимостью рассмотреть новые маршруты и пути решения, но и грузино-российским конфликтом. "Латвия полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии, - заметил Илгварс Клява. - ОБСЕ должна разработать меры для создания доверия и устранению напряженности в регионе". Некоторые страны пытались оказать своего рода давление критикой на ОБСЕ, надеясь склонить организацию принять ту или иную сторону в решении конфликтной ситуации. Свое выступление Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян начал с критики, адресованной к безликому третьему лицу, отчитался по реформам и посвятил выступление проблеме Нагорного Карабаха. "Сначала нужно навести порядок дома, чтобы потом решать проблемы всего мира, - сказал В. Осканян. - Мы знаем, как это сделать. Сейчас мы делаем упор на развитие экономики и демократические реформы региона, реформируем сельское хозяйство и оказываем поддержку армянским деревням. Никто, как мы, не желает так сильно урегулирования конфликта по Нагорному Карабаху. Мы хотим, чтобы право народов на самоопределение было гарантировано, и думаем, что Азербайджан со своей стороны признает и позволит народу самому решать". СНГ Что касается политической позиции стран СНГ, то она тоже четко прослеживалась. Страны, пережившие "цветные революции" (Украина, Грузия, Кыргызстан) и вставшие на путь демократических реформ говорили о том, как они благодарны ОБСЕ за шанс, и о полученных результатах, тогда как менее демократичные, по мнению БДИПЧ, коллеги чаще критиковали за отступление от истинных целей и превращение ее больше в гуманитарную организацию, нежели структуру, способную решать конфликты. "Кыргызстан хотел бы поблагодарить за всемирную поддержку проводимых реформ в нашей стране, - начал свое выступление Аликбек Джекшенкулов, министр иностранных дел Киргизии. - Спасибо за академию ОБСЕ в Бишкеке, образовательная роль которой возрастает. Как и сама роль ОБСЕ как евроатлантической и евроазиатской структуры безопасности, адаптированной к реалиям". Он перечислил реформы, проведенные республикой в правоохранительной системе, а также в новой редакции Конституции, текст которой, по словам А. Джекшенкулова, " проработан согласно с комиссией и является более демократичным с упором на парламентскую форму правления". В отличие от Киргизии с ее благодарностью, Узбекистан, Туркменистан, Беларусь, Российская Федерация выступили с критикой. Критиковались как поведение организации в целом, так и отдельных ее институтов, таких как Бюро демократических институтов и прав человека БДИПЧ, которое не первый раз заявляет о несоблюдении странами законности и прав человека, а также о проведении необъективных выборов. Выступая на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Министр иностранных дел Российской федерации Сергей Лавров выступил с резкой критикой политики организации. Глава МИДа РФ считает, что в последнее время организация отступила от своей главной миссии - охраны безопасности и решения конфликтов, и занялась второстепенными задачами. "Программы в блоке безопасности слабеют, скатываются на мелкотемье", - считает Министр Лавров. "Между тем преобладают такие направления деятельности, как правовая, гуманитарная. ОБСЕ борется с работорговлей, сексуальней эксплуатацией, старается совершенствовать наблюдательные механизмы на выборах. Однако нельзя мерить ОБСЕ просто человеческим. Это уже не та ОБСЕ, ради которой она создавалась. Нужно взяться за исправление дисбаланса, вот к чему призывает Россия. Ну, или давайте тогда переименуем ОБСЕ в организацию по гуманитарной помощи", - считает глава Российской делегации. Представитель Узбекистана, вице-министр иностранных дел Ильхомджон Нематов заявил: "На наш взгляд, в ОБСЕ наблюдается кризис в реформировании и сохраняется символическая роль в решение проблем безопасности. Ряд членов и некоторые институты упорно стремятся сохранить статус в ОБСЕ. Тогда как множество важных проблем косвенно умалчиваются. Наблюдается диктат старшего над младшим, а также сохраняющиеся двойные стандарты в рамках организации". Нематов отметил стремление Центральной Азии (ЦА) интегрироваться в мировое сообщество, которое сейчас сталкивается с серьезными испытаниями. "Наблюдается сращивание проблем экстремизма, терроризма и наркотрафика в ЦА. Многочисленные экстремистские религиозные организации расшатывают стабильность в регионе, тогда как в рамках ОБСЕ не понимают источника современных угроз", - считает И.Нематов. Во время своего выступления он также подчеркнул, что необходимо перестать форсировать политические процессы без учета культурной специфики и менталитета народа. "Нет модели демократии, которая бы подходила одинаково для всех государств. Демократия не может насаждаться извне", - сказал узбекский политик. Критиковал и министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, заявил, что "Беларусь считает абсолютно неприемлемым, когда вопреки основополагающим принципам и обязательствам ОБСЕ отдельные страны вводят санкции и различного рода ограничения в отношении других государств-участников. Данные действия создают реальные препятствия для полноценного участия всех стран в деятельности ОБСЕ". "Сложившаяся в ОБСЕ практика замалчивания серьезных нарушений в правочеловеческой сфере в странах "к западу от Вены" и одновременное "выпячивание", искусственная политизация событий в других государствах-участниках - порочна", - подчеркнул он. - Мы должны исходить из принципа солидарности и взаимопомощи, а не конфронтации и изоляции. Пришло время изменить саму философию сотрудничества и диалога в рамках ОБСЕ". Продолжение следует...
Загрузка...