Опубликовано: 781

Брендовая идея

Брендовая идея

Сегодня отечественные компании вкладывают все больше денег в раскрутку своих торговых марок. А профессия бренд-менеджера становится одной из самых востребованных.

В современном бизнесе особое значение имеют такие атрибуты как торговые знаки, лейблы, бренды - именно с них и начинается вхождение в рынок. У современного покупателя мало времени, огромный выбор, и он, по сути, ленив. Большие тексты, непонятные изображения с большим количеством деталей - уходят в прошлое. Логотипы и бренды стали основным элементом современной цивилизации и символом общества потребителя. Впрочем, брендов стало настолько много, что в сознании потребителей они размещаются с трудом. По самым скромным подсчетам средний горожанин за день переваривает порядка полутора тысяч логотипов и брендов. Однако инвестиционная привлекательность Казахстана и, следовательно, рост присутствия иностранных компаний и создания новых отечественных привели к появлению на рынке все новых торговых марок. Сегодня в республике, по мнению экспертов, наблюдается ряд положительных тенденций, которые позволят более успешно раскручивать бренды отечественных компаний. Это, прежде всего, повышение платежеспособности населения и повышение потребительской культуры. Если раньше потребитель преклонялся прежде всего перед перед западным брендом, то сейчас это соотношение кардинально меняется. Когда основополагающим является прежде всего качество продукции. Сегодня в Казахстане есть ряд торговых марок, которые доказали свою состоятельность не только на внутреннем рынке, но и за его пределами. На одном из Форумов предпринимателей президент Казахстана Нурсултан Назарбаев приводил примеры, когда в других странах выпускалась продукция с казахстанской торговой маркой. Президент поручил Комитету по авторским правам разобраться в этом и защитить казахстанскую продукцию за рубежом. Вместе с тем есть необходимость создания дополнительных льготных условий для отечественных брендов. Потому что без брендирования в принципе невозможно развитие внутреннего рынка. Президент Независимой ассоциация предпринимателей Талгат Акуов рассказывает, что есть достаточно много случаев, когда многие отечественные производители ставят на своих товарах Made in China. Налоговая система недостаточно либеральна для отечественных производителей, чтобы они смогли выйти из тени. Парадокс, но сегодня им материально выгоднее представлять свою продукцию как импортную и контрабандную. Благоприятные предпосылки для создания брендов все больше складываются естественным путем. Вместе с тем хотелось бы в этом вопросе большего участия государства. Сегодня главная проблема для казахстанских производителей - очень большая территория и сравнительно небольшое населения. Чтобы развивать собственное производство и сделать его прибыльным, необходимы долгосрочные инвестиции. Можно констатировать положительные тенденции, но нельзя признать, что они достаточно хороши. Очень наглядно это отражает программа АТФ-банка и Казахстанской франчайзинговой ассоциации по кредитованию приобретения франшизы. Банк совместно с ассоциацией кредитует покупку зарубежных брендов казахстанскими компаниями. Так вот инициаторы данной программы в частности признаются, что кредитование покупки или приобретение казахстанской торговой марки гораздо сложнее. В целом это достаточно объективно отражает пока еще слабое доверие к отечественным торговым маркам со стороны в частности финансовых институтов. Для улучшения существующих условий, прежде всего, необходимо введение налоговых льгот для отечественных производителей, а также ряд других льгот и субсидий в пока еще слабо развитые секторы экономики. Китай, например, не облагает таможенными пошлинами высокотехнологичное или производственное оборудование. Неплохо бы подобные "послабления" создать и для отечественных производителей, особенно на стадии становления. Иначе изначально их продукция становится неконкурентоспособной на внутреннем рынке за счет очень высокой себестоимости. В Казахстане уже на протяжении шести лет работает программа ЕБРР по кредитованию малого и среднего бизнеса. Возможно, есть смысл в разработке аналогичной программы по кредитованию отечественного производства и формированию торговой марки. Необходимо усовершенствовать систему государственного регулирования. Нездоровые проявления командно-административных методов управления по-прежнему свойственны казахстанской экономике. Это, пожалуй, главный бич бизнеса: госорганы зачастую уделяют слишком много внимания частному капиталу, особенно на местах, в регионах, где наблюдается негативное воздействие данного фактора. Так как проводником любых брендов являются, прежде всего, СМИ, возможно стоит создать более благоприятные опять же налоговые условия для масс-медиа, которые рекламируют торговые марки отечественных предпринимателей. В свою очередь СМИ смогут размещать рекламу той или иной казахстанской торговой марки по более низкому тарифу. Иначе, в раскрутке бренда местные компании изначально поставлены в неравные условия с известными, а значит более богатыми зарубежными компаниями. Чтобы получать дивиденды от узнаваемости самого бренда, компания должна затратить довольно значительную сумму для его раскрутки. И это, конечно, дорогое удовольствие. Во многом все зависит от того, какую продукцию вы производите, в какой области промышленности и насколько емкая эта ниша. Например, чтобы добиться успеха в пищевой или вино-водочной отрасли затрат потребуется значительно больше. Этот рынок во многом закреплен за уже известными торговыми марками и потеснить их будет весьма проблематично. В то же время другие области бизнеса еще недостаточно освоены и имеют огромный потенциал. Есть общеизвестное выражение: "Сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя". Все это в полной мере относится и к раскрутке торговой марки. Вместе с тем на Западе есть такие компании, которые производят так называемую "белую продукцию" попросту не брендированую. На упаковке просто пишется "мука" или "сахар". Но зато они экономят на рекламе, доставке, упаковке, различных акциях. Но, бренд на самом деле довольно благодарная вещь, так как является еще одним способом повысить цену на свою продукцию. За счет того, что компания добились такого уровня, когда можно предлагать обществу добавленную стоимость в виде гарантированного стандартного качественного продукта.
Загрузка...