Опубликовано: 1201

Борьба с наркоторговлей в ЦА: а воз и ныне там

Борьба с наркоторговлей в ЦА: а воз и ныне там

Прозвучавшее на днях заявление заместителя председателя КНБ РК Козы-Корпеш Карбузова на пресс-конференции по итогам полугодия, приоткрыло занавес над одной из сфер деятельности правоохранительных органов в области борьбы с наркоторговцами.

Ликвидирована очередная группа, занимавшаяся отправкой героина в Японию через территорию Республики Казахстан. В то же время по оценкам экспертов комитета, сейчас правоохранительные органы изымают чуть больше 10% всех наркотиков, переправляющихся через нашу страну. Подобные цифры не только отображают существующее положение дел, но и являются своеобразным показателем того объема наркотических средств, который беспрепятственно пересекает территорию Казахстана, следуя в страны ближнего и дальнего зарубежья. Стоит отметить, что Центральная Азия продолжает быть основным маршрутом транспортировки наркотиков на европейский, российский и китайский рынки. Только через Таджикистан ежегодно проходит до 100 тонн героина, что эквивалентно годовому спросу на наркотики на рынках Северной Америки и Западной Европы. Как следствие роста спроса, в республиках Центральной Азии появляются криминальные группировки, основной сферой деятельности которых является транспортировка и перепродажа наркотических средств. А расширение поля деятельности криминальных организаций в регионе по многим параметрам может оказать и уже оказывает дестабилизирующее воздействие на внутриполитическую ситуацию в республиках Центральной Азии. При этом высокий уровень коррумпированности власти в республиках региона дает крупным наркоторговцам возможность избегать преследований со стороны органов. Многие эксперты как ближнего, так и дальнего зарубежья сходятся во мнении о наличии путей транспортировки наркотических веществ через территории Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана, упуская при этом фактор Туркменистана, который имеет общую протяженную границу с Афганистаном. И в этом случае мы сталкиваемся с нехваткой определенного рода информации о том количестве наркотиков, которые перебрасываются через территорию этой страны в сторону Европы. Еще одним фактором можно назвать низкий уровень сотрудничества между республиками Центральной Азии. В этом случае низкий уровень сотрудничества является дополнительным барьером на пути организации заслона потоку наркотрафика из Центральной Азии в Европу. И хотя в последнее время в республиках региона уже часто можно слышать заявления политических лидеров о необходимости консолидации усилий в этой области, на практике данные инициативы наталкиваются на стену отчуждения и непонимания. Единственным фактором, который во многом влияет на прохождение путей транспортировки наркосодержащих веществ из одной республики региона в другую и далее, и который по достоинству оценили все без исключения республики Центральной Азии - это необходимость активизации мероприятий по делимитации и демаркации своих границ. В этом случае интересы республик региона пересеклись с интересами Европы, которая стала местом растущего спроса на наркотические вещества и как следствие этого - одним из ведущих рынков сбыта наркотиков. Вследствие пересечения данных интересов была разработана и начала действовать Программа Европейской Комиссии по управлению границами в Центральной Азии (БОМКА) и Программа ТАСИС по борьбе с наркотиками (CADAP). Здесь, справедливости ради стоит отметить, что основной задачей Программы Европейской Комиссии по управлению границами в Центральной Азии (БОМКА) является помощь пяти странам Центральной Азии в повышении эффективности управления своими границами. Стратегия программы заключена в содействии, оказываемом напрямую пограничным постам в целях модернизации управления границами. В то же время программа охватывает и другие компоненты, связанные с совершенствованием процесса управления границами по следующим вопросам: правовые основы; организационная структура; человеческие ресурсы; борьба с коррупцией; управление границами в аэропортах; решение вопросов роста нестабильности в приграничных районах и т.д. Программа БОМКА взаимосвязана с программой ТАСИС по борьбе с наркотиками (CADAP). Первый этап программы - CADAP1 начался с назначения регионального координатора ЕС по борьбе с наркотиками в Казахстане. CADAP1 поддерживала четыре основных аэропорта в регионе путем поставки оборудования по контролю наркотиков и проведения тренингов. CADAP1 также усилила агентство по контролю наркотиков в Таджикистане (проект ADMIT) и региональные информационные системы по наркоторговле (общедоступные данные) (проект NADIN). В настоящее время осуществляется второй этап этой программы (CADAP2), состоящий из следующих компонентов: Правовое содействие в реформировании судебных и институциональных инфраструктур с целью повышения эффективности судебных процедур (касающихся дел по наркотикам) в соответствии со стандартами ЕС; Организационное содействие в обновлении и оборудовании пяти пограничных постов в Центральной Азии; Организация контроля в морских портах и в региональных аэропортах; Улучшение работы информационных систем внутренних органов Республик в процессах сбора, анализа и обмена данными по вопросам связанным с наркоторговлей. Реализация вышеупомянутых программ является объективным процессом, который по многим параметрам связан с появлением на просторах Центральной Азии в 1991 году в результате распада бывшего Советского Союза пяти новых государств, что привело к образованию тысяч километров новых международных границ в Средней Азии. Но данные программы не способствуют решению проблемы наркотрафика из республик Центральной Азии в Россию и страны дальнего зарубежья. Конечно, они уже сегодня дают свои плоды. Так, на приграничной станции с Узбекистаном Пахтаобод сотрудниками правоохранительных органов Таджикистана была задержана автомашина ВАЗ-21015, в которой при личном осмотре пассажирки данного автомобиля, 27-летней жительницы Сурхандарьинской области Узбекистана И.Юлдашевой было обнаружено и изъято около 1 кг героина. В Новосибирске осужден наркоторговец, привезший из Кыргызстана 2 кг героина. И хотя правоохранительные органы республик региона проводят спецоперации по выявлению путей наркотрафика и ликвидации преступных группировок занимающихся транспортировкой и перепродажей наркотических средств - это не решает проблему, которая по многим параметрам носит системный характер. В этом случае мы становимся свидетелями того, что правоохранительные органы республик региона, в отличие от преступных группировок, занятых наркотрафиком, не в достаточной степени взаимодействуют друг с другом. Поэтому логично будет предположить дальнейший рост транспортировки наркотиков через республики Центральной Азии, если у политических лидеров не достанет воли и желания углубить процесс сближения и консолидации общих усилий в данном направлении.
Загрузка...