Опубликовано: 641

Бледные тени законов

Бледные тени законов

Многие граждане нашей страны очень хотели бы жить в соответствии с отечественным законодательством и под благодатной сенью его.

Но...не всегда получается, поскольку стройность статей и качество текстов оставляет желать лучшего. Редкий судья в состоянии предпринять мозговой штурм тех сотен и тысяч поправок - дополнений, и дополненьиц к поправкам, и поправочек к дополнениям, которые бумажными айсбергами к ним поступают едва не каждый день и оседают в шкафах. Рябь от этих пунктов и подпунктиков в глазах стоит такая, что, боюсь, нормальному человеку не постигнуть этот апофеоз бюрократического творчества никогда. Возникает простенький вопрос - а нельзя сразу так написать, чтоб - хорошо и надолго? Но процесс идет! О качестве законопроектов речь в очередной раз понималась на недавнем совещании под председательством заместителя руководителя администрации Президента РК, заведующего государственно-правовым отделом Игоря Рогова. Разговоры о, мягко говоря, несовпадении теоретической части законопроектов и реальной жизни ведутся давно. И загадка эта великая до сих пор неразрешима - то ли жизнь мчится вперед, к прогрессу, семимильными шагами (но при этом с извилистыми поворотами), то ли законотворцы наши, не в силах поспеть за ней, руководствуются нормативной базой полувековой давности. Практически каждый законопроект получал за эти годы не самую лестную оценку в среде профессионалов - тех, кому с документом предстояло работать практически изо дня в день: сырой, непродуманный, однобокий (и это, как мы понимаем, далеко не кулуарные оценки). В прошлом году правительством республики было предусмотрено внесение в парламент 46 проектов различных законов, однако из плана были исключены вначале 9 проектов, а не предоставлены вовсе - 2. По словам министра юстиции Оналсына Жумабекова, ажилису возвращено 4 проекта - если говорить по-научному, то из-за неаутентичности текстов, а если проще, то по причине вопиющей безграмотности оных. Получается, законы пишутся абы как, без концепции и связи с другими важнейшими государственными документами (Если не считать велеречивую вступительную часть). Не стану грешить против истины, порой депутаты нашего парламента, немалую часть рабочего времени посвятив неторопливому обсуждению того или иного документа, возвращают его на доработку. А иногда - не возвращают. Вот, к примеру, над проектом "Об обеспечении граждан в обеспечении правопорядка" посоветовали еще подумать, а наломавший, как известно, немало дров закон "О труде" прошел на ура. Оналсын Жумабеков признал, что " низкое качество законопроектных работ связано, в первую очередь, с недостаточным качеством их проработки самими разработчиками (замечаете, читатель, как много слов с корнем "работа"?),в том числе, в связи с отсутствием финансово-экономических расчетов. Практически пишутся только тексты законопроектов." Приехали, граждане! Получается, не составляет такого уж особого труда состряпать текстик закона (ну скажем, чтобы срочно вступить в какую-нибудь мировую организацию), не имея под это ни базы, ни опыта подготовки. И - положить под сукно, создав рабочую группу для доработки. Но простому обывателю невдомек, какие страсти кипят во внушительной тиши державных кабинетов! Появилось модное слово "заволокитить", когда именно так поступают депутатские оппоненты из исполнительных структур. По словам депутата мажилиса Жумахана Туякбая, "всегда имеются тысячи возможностей утопить инициированные депутатами проекты в бесплодной переписке". Итак проекты у нас - хоть выжимай и отдавай на проверку более-менее грамотному аспиранту, законотворческий процесс неритмичен, не отвечает реалиям дня и повержен корпоративному эгоизму. Что ж за проекты получает жизнеутверждающий орган страны, если сегодня - спустя 12 лет - министерство юстиции предлагает законодательно проводить экспертизы по всем проектам, вносимым в парламент! Однако еще два года назад эта была введена, как обязательная и под это дело Институту законодательства минюста РК было выделено более 150 миллионов тенге (равно, как и в последующий год). Проблема в том, что ни один законопроект нелогично рассматривать только с позиции верности законотворчества - его нужно брать в контексте концепции в целом. У нас же - подобно раку и лебедю, да при этом неграмотно и бессмысленно. По данным общественного фонда политико-правовых исследований "Интерлигал" в Казахстане, в нашей стране " принимается слишком много различных законов и поправок, которые вносятся без учета уже существующих актов, противоречат друг другу, и судьи не успевают отслеживать этот процесс". Своими глазами видел районную судью, горько рыдающую над кипами новых поправок - даже если эта пожилая женщина никогда уже больше не уйдет домой, содержимого абсурда ей не изучить и -уж тем более - не запомнить...Широка страна моя родная!
Загрузка...