Опубликовано: 785

Бизнесмены в законе

Бизнесмены в законе

Парламент рассматривает проект документа, который должен определить будущее развитие казахстанского предпринимательства.

Вся предпринимательская рать, по крайней мере, ее сознательная часть, понимает, что будущее собственного бизнеса зависит не только от личных взаимоотношений с контрольными госорганами районного масштаба, но и от тех процессов, что идут в масштабах всей страны. И поэтому она очень напряжена: парламент недавно начал рассмотрение законопроекта "О частном предпринимательстве". О необходимости этого закона говорили давно и все - сами предприниматели, чиновники, эксперты в сфере развития малого и среднего бизнеса. В принципе, нормативно-законодательная база для развития этого сектора экономики в республике существовала, и при этом была вполне развитой - теперь, после принятия закона "О частном предпринимательстве", на утрату будет поставлен целый ряд других законодательных актов, в частности, связанных с поддержкой предпринимательства. Но это вопрос технический, хотя и показывает лишний раз большой объем работы, необходимой для принятия нового закона. Главное же - спорные моменты, которых в проекте документа немало, и вокруг которых будет вестись серьезная борьба. К слову сказать, и сам проект не вдруг обрел законченную форму, хотя бы на таком уровне, какой бывает она у законопроектов. Один из идеологов совершенствования законодательной базы казахстанского малого и среднего бизнеса, известный предприниматель Геннадий Шестаков прокомментировал ситуацию с нынешним состоянием законопроекта так: - В том проекте, который сейчас в парламенте, уже видно появление структуры - первоначально он был похож на набор выдержек из разных законов. Это хорошо, но остается ряд проблем, которые требуют внимания и экспертов, и общественности, и, особенно, парламентариев - эта "чаша весов", которая определит будущее развитие нашего бизнеса, теперь в их руках. Многочисленные претензии предпринимательской общественности сводятся к нескольким основным группам. Первая из них недовольна предложенным в законопроекте понятием об аккредитации общественных объединений бизнесменов при правительственных органах. То есть, например, ассоциации производителей того или иного вида промышленной продукции (мебели, продуктов питания, легкой промышленности и т.д.), должны будут аккредитовываться при Министерстве индустрии, оказывающие услуги в сфере транспортных перевозок - при Минтрансе и т.д. Иначе, без аккредитации, то или иное объединение предпринимателей (а их порой существует сразу несколько в одной и той же сфере), признаваться госорганами в качестве партнера, достойного для взаимодействия, не будет. Значит, не сможет принять непосредственного участия в работе над законопроектами или в обсуждении других важных для бизнеса вопросов. - С одной стороны все объединения в принципе равны, представляют интересы предпринимателей, и они должны учитываться, так или иначе. Но с другой, по закону сейчас три юридических лица могут создать отраслевую ассоциацию, и затем пытаться утверждать что-то якобы от имени целой отрасли, что совершенно неправильно. Значит, нужна какая-то компромиссная схема. Как ее выработать? Наверное, через формулирование совершенно понятных критериев, которыми, как мы предполагаем, могут быть длительность работы компаний-учредителей ассоциации на рынке; опыт общения уже самой ассоциации с правительством и парламентом; возможно, как вариант, опыт работы с международными профессиональными организациями, - считает г-н Шестаков. - Через такие критерии аккредитации можно будет отсечь те ассоциации, которые создаются для решения узких задач их организаторов, а не с целью развития рынка в целом. Минусом идеи аккредитации как таковой эксперты видят возможность давления на профессиональные ассоциации при регистрации их со стороны того госоргана, при котором они должны "состоять": не секрет, что деятельность некоторых ассоциаций часто протекает в критическом для профильных государственных органов "ключе". Как будет в ходе работы парламента над законопроектом "разведено" это потенциальное противоречие, сейчас не ясно. Второй немаловажный вопрос предпринимателей к новому законопроекту - проблема проверок бизнеса контрольными госорганами. Это едва ли не самая старая проблема во взаимоотношениях бизнеса и власти, о ней говорилось на протяжении всей истории существования Казахстана как страны с рыночной экономикой, и несмотря на это она остается и самой острой для бизнеса. Теперь его представители предлагают сделать радикальный шаг: заложить в новом законе даже не новые механизмы, а иную философию взаимоотношений бизнеса и власти. Геннадий Шестаков комментирует это так: - У нас и в Налоговом, и в Административном кодексах, как и во всех, связанных с ними законах, фактически заложена презумпция виновности предпринимателя. От этого надо отойти. Некоторый прецедент в законотворчестве был - в редакции Таможенного кодекса в 2003 году право на проверку субъектов бизнеса существовало при наличии прецедента правонарушения этим конкретным субъектом. Но, к сожалению, в правках, которые внесли в документ в 2005 году, этот момент исчез, появились плановые, рейдовые и куча других проверок. Поэтому всем ныне действующим руководителям-бизнесменам страстно хочется верить, что рассмотрение законопроекта "О частном предпринимательстве" будет вестись самым основательным и скрупулезным образом...
Загрузка...