Опубликовано: 9500

"Биржан сал": история одного поэта-воина

"Биржан сал": история одного поэта-воина Фото - киностудии "Казахфильм"

Сентябрь порадовал любителей зрелищ новым фильмом на старую тему. В Казахстане начался показ картины "Биржан сал". Съемочная группа украшает премьерные показы своим присутствием: 3 сентября был Алматы, 5 сентября - Астана, 7 сентября - Кокшетау, 9 сентября будет Караганда, 11 сентября - Семей, 15 сентября - Шымкент.

Презентация в Алматы прошла в кинотеатре "Алатау". Красная дорожка, звезды отечественного кинематографа, поклонники с букетами в яркой оберточной бумаге. Полный зал. В отличие от организаторов, не могу списывать это на интерес публики к детищу отечественной киноиндустрии. Было стойкое ощущение, что массовка - сплошные родные и товарищи артистов, создателей, организаторов. Этакий добровольно-принудительный культурный субботник. Похоже, что виновато отсутствие опыта у устроителей, ведь успешный прокат фильма зависит не только от рекламы, правильной организации съемок и верно выбранной истории. В набитом до отказа зале, стоя под колонками, довольно трудно было разделять радость за участников проекта, со сцены кинозала говорящих о том, что он пришел - счастливый день премьеры. Но это другая история. Картина Досхана Жолкасымова "Биржан сал" - режиссерский дебют актера театра и кино. Он оставил за собой право воплотить на экране образ главного героя. В своем фильме режиссер показывает судьбу поэта и композитора века позапрошлого. Традиционно непростую историю творческой личности адаптировал сценарист Таласбек Асемкулов. О том, что способствовало рождению известных произведений Биржана, рассказывает фильм. История бы носила яркий оттенок незавершенности, если бы не переплетала ряд визуальный с аудио-рядом. Шедевры Биржан сала звучат на фоне глубокой и сильной музыки Толегена Мухамеджанова. Пусть говорит экран По словам режиссера, эпоха салов, акынов и сере все чаще оживает в литературе, но никто еще не брался за экранизацию, хотя материал очень кинематографичен: накал страстей, вольный дух народа, песенное искусство в импровизации, преданность и измены. Особую прелесть картине придали съемки в Кокшетауской области, на родине "трубадура степей". Здесь было все: ровное спокойствие степи, пронзительная глубина неба, шум ветра в вершинах деревьев, полет лебедей над озером, табуны лошадей. Параллельно основной сюжетной линии проходят простые, заполненные работой или отдыхом, картины из жизни кочевого народа - от зимовок до джайляу. Картина прекрасна деталями: лучи солнца сквозь шанырак, грациозность лошадей, стремительность волка, спасающегося от преследователей, перезвон женских украшений, цветение степи, богатство дастарханов. На этом фоне и развивается драма: глубина последней любви, нежелание подчиняться условностям и блюсти субординацию, борьба за честь, неистребимое желание свободы и неизменные слезы восторга на глазах у слушателей. Чиста последняя любовь Организаторы особо подчеркивали: несмотря на яркую любовную линию, фильм - не об этом. Если надо объяснять, то не надо объяснять, возразила бы госпожа Ахматова. Благодаря этой экранизации, зритель может представить себе, как в душе поэта рождалась одна из самых известных песен Биржана о Ляйлим, которую сыграла Аша Матай. Здесь есть все, что должно быть в традиционно-несчастливой истории двух влюбленных. И преклонение девушки перед своим героем, и страстное желание привлечь его внимание, воплощенное в исполнении ею его новой песни. Самым ярким эпизодом отношений становится тайная встреча возлюбленных. Тонкий эротизм придают ей необычная техника съемок под водой. Когда сплетенье судеб показано на уровне переплетения ног лошадей, несущих героев вплавь. И медленно, беззвучно на дно озера опускается браслет с девичьей руки и тяжелый кожаный ремень. Но любовная трагедия не становится основной канвой. Уже дала свое согласие на второй брак ветреного мужа верная и мудрая Апиш (Гульчат Тутова) и предлагает побег сосватанная другим Ляйлим, но Биржан отказывается от краденого счастья. Женщин много, а народ - один. Будь с народом, призывают певца старшие товарищи. Гражданская позиция Когда литература и история сливаются воедино, очень сложно избежать идеализации дней минувших. Вот тут и возникает конфликт социальный и рассказ о возникновении еще одной знаменитой вещи Биржана - "Жанбота". Эта песня-месть, песня-насмешка. Здесь обыгран самый известный эпизод из жизни Биржана. Заслушавшись певца, народ, собравшийся на Кояндинской ярмарке, отказался идти встречать генерал-губернатора. Последнего великолепно исполнил Александр Ивахненко. Две реплики, взгляд и осанка сделали его героя запоминающимся. А вот масштабность меропрятия создателям картины воспроизвести не удалось. Биржан отказывается откликнуться на просьбу бая и прекратить свое пение перед публикой, чтобы сберечь силы для выступления перед высоким гостем. Двойное непослушание завершается дракой, в ходе которой великий поэт получает плеткой по голове. Время ушедшее Какой сал не любит хороших беркутов, породистых лошадей и красивых женщин? Но главное, чего не может себе позволить настоящий творец - быть привязанным узами долга семейного. И в свои шестьдесят лет он стремится силиться с командой странствующих артистов, упражняться в игре словами и… не взрослеть. У художника может быть муза, но жена ему не нужна. Ему нужно пространство для творчества, но не дом-крепость. В его душе живет вдохновение, а не мысли о хлебе насущном. За это он платит отречением и одиночеством. Но над степью до сих пор слышна его песня. Формула успеха довольно проста: яркая личность, любовная драма, непонимание социума, звуки музыки и стихотворные строки. Таков ушедший мир поэтов степи. Об этом кричит Биржан, сетуя, что наступило время придворных запевал…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи