Опубликовано: 1059

Автомобиль - опять роскошь?

Автомобиль - опять роскошь?

Казахстанские перегонщики продолжают испытывать трудности при пересечении российской границы. Кризис, начавшийся весной прошлого года, до сих пор остается полностью неразрешенным.

От безысходности отечественные перегонщики обратились к правительствам Казахстана и России с просьбой исправить сложившуюся ситуацию по транзиту автомобильного транспорта через территорию России. На сегодня они продолжают испытывать унижения на таможенных постах России. Чтобы приехать домой живым и невредимым нужны большой кошелек с деньгами и железные нервы. Особая нервотрепка для казахстанцев началась буквально перед Новым годом, когда на западной границе России, на таможенных постах Выборгского, Смоленского и Латвийского направлений скопились сотни машин. Причина заключалась в том, что согласно новым правилам, владельцы автомашин при пересечении границы должны внести в виде залога в твердой валюте сумму от 1000 евро и более. Понятно, что большинство пересекавших были не готовы к такому повороту событий, да и никто их об этом не предупреждал. Хотя разговор о том, что Россия намеревается ввести новые правила пересечения границы, идет еще с весны 2002 года. Предполагалось, что Россия вводит залог за транзит любого автотранспорта через территорию РФ, причем это мог быть автомобиль, который просто транзитом по России едет дальше в Казахстан в гости (ну так исторически сложилось, для того, чтобы попасть в другую область РК иногда легче проехать по российским дорогам - ближе и быстрее). Впоследствии соответствующие ведомства РФ приняли решение отсрочить это решение. Но вот в преддверии 2003 года наши соседи неожиданно ввели в действие ранее принятое решение. Неподготовленные перегонщики, возвращавшиеся с Германии, были поставлены перед фактом: платить залог сейчас и немедленно или стоять на границе пока глаза не вылезут на лоб. Не зря представители инициативной группы водителей Казахстана, имеющие лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности в своем обращении к правительству отмечают, что частные предприниматели, занимающиеся перегоном машин из-за рубежа в Казахстан, вынуждены простаивать на границе по неделе. По их данным, в России создаются всевозможные препоны на границе, практически неофициально для граждан Казахстана граница для транзитного транспорта закрыта. В свою очередь представители таможенной службы России в Казахстане на официальном языке сложившуюся ситуацию объяснили следующим образом. Дескать, наоборот, Россия вводит упрощенный порядок доставки автотранспортных средств, перемещаемых через территорию РФ. При этом данное положение касается только граждан Казахстана, перегоняющих автомобили своим ходом не для коммерческих и производственных целей, а лишь для личного пользования. В переводе на нормальный язык это значит, что если машина с казахстанскими номерами едет в Россию с расчетом вернуться обратно на родину, то ей незачем беспокоиться. Никто никакого залога требовать не будет. Но, если авто впоследствии захотят продать, то, естественно возникнут проблемы. Перегонщикам российские таможенники предлагают воспользоваться услугами представительства государственного унитарного предприятия "Ростэк" (РФ), у которого можно получить гарантированный сертификат об уплате таможенных платежей до выезда за пределы Казахстана. Представительство сие находится в Алматы, в других городах РК его нет, даже тех, что граничат с РФ. Между тем Гарантийный сертификат выдается непосредственно тому лицу, которое собирается ехать за кордон за машиной. Вместе с самим сертификатом выдаются две его копии для предоставления в таможенные органы России. Обязательным условием использования сертификата является перемещение транспортного средства физическим лицом, которому непосредственно выдан сертификат. Документ сей передаче третьим лицам не подлежит. Сумма, указанная в сертификате, должна обеспечивать уплату суммы таможенных пошлин и налогов. Как только наш соотечественник возвратится с дальней поездки, ему тут же пока не истек срок гарантийного сертификата (в течение пяти дней) необходимо представить сей документ обратно в ГУП "Ростэк" для погашения с отметками таможенных органов России. Это называется упрощенный порядок доставки автотранспорта для казахстанцев через Россию! Казахстанцы могут все надлежащие пошлины и налоги заплатить у себя на родине и со спокойной совестью ехать в дорогу. Если, конечно, получится. Но представительство "Ростэк" имеется только в Алматы, в других городах республики об этом учреждении по сбору денег и не слышали. Следовательно, те, кто захочет получить сертификат, должны собственнолично ехать в южную столицу, нести затраты. Это не всем выгодно. Поэтому вряд ли перегонщики из Уральска или Атырау поедут туда за бумагой. В таком случае, на них тот самый упрощенный порядок не распространяется, им придется действовать на свой страх и риск. Впрочем, если даже у наших соотечественников и будет сертификат, полученный в Казахстане, где гарантия, что к ним не придерутся? В среднем, еще до введения Россией таможенного сбора, о котором идет речь, уральские перегонщики на дорогу тратили от 500 до 700 долларов, чтобы задобрить встречного-поперечного таможенника и прочего дядю в мундире. Теперь ситуация может измениться в худшую сторону. Пресс-служба министерства иностранных дел Казахстана предлагает свой выход из создавшегося положения. Казахстанцы, перевозящие транспортные средства через Россию в качестве товара, могут воспользоваться услугами таможенного перевозчика автомобиля или же произвести транзит автотранспорта под таможенным сопровождением за отдельную плату в размере порядка 400 долларов. Перегонщики в свою очередь заявляют, что их много и они составляют немаленький процент в малом бизнесе республики. Если ситуация не будет нормализована тысячи людей могут потерять свой заработок. В Алматы, например, насчитывается порядка 2 тыс. перегонщиков. Их заработок составляет в среднем порядка $300 с машины, перегоняемой в Казахстан. Если ситуация не нормализуется, то все они останутся без работы. В общем времена наступают не радостные. Причем не только для перегонщиков. Это в первую очередь отразится на кармане потребителей. Купить дешевую, подержанную иномарку теперь будет очень сложно. Немецкие старые машины подорожают и станут опять недоступными для народа. Автомобиль, который в последнее время стал превращаться в предмет необходимости, опять превратится в роскошь.
Загрузка...