Опубликовано: 836

Антикризисный отпуск: путешествие с севера на юг

Антикризисный отпуск: путешествие с севера на юг

Окончание, начало см.здесь

Время близилось к вечеру. А у нас все никак не двигался вопрос с транспортом. Как объяснили местные жители, добраться из Туркестана до Арыстан-баба лучше всего на попутке. Мол, бессовестные таксисты, обязательно сдерут три шкуры. В этом мы очень скоро убедились сами. Приторно-улыбчивый хозяин иномарки то и дело подходил к нам, предлагая свои услуги. Сначала всего за 7 000 тенге "туда-обратно", потом готов был снизить цену и до 5 000. Однако за минувший день мы уже окончательно освоились и сориентировались в здешних ценах. Так что на все предложения таксиста отвечали ледяным "нет". А когда он начал откровенно шантажировать тем, что мы приезжие, никого не знаем и, скорее всего, останемся ночевать на улице, потому что ничего подходящего не найдем, решили что в этот день доберемся до Арыстан-баба обязательно, но без его помощи. В итоге нас все-таки подобрала попутка, водитель которой за 1 500 тенге с ветерком добросил нас до священного для всех мусульман места. Молодой человек даже предложил переночевать в частном доме у его знакомых за оплату "сколько сами дадите", так как в этом месте не принято зарабатывать на паломниках. Однако мы все-таки решили переночевать в гостинице, от которой мавзолей располагался сразу же через дорогу. Гостиница, несмотря на пышный восточный внешний вид, оказалась весьма скромной и рассчитанной в основном на спартанцев: туалет и умывальник на улице. Правда, цена вполне соответствовала сервису - 500 тенге с взрослого человека. Поужинать нам предложили в юртах по соседству, своего рода придорожных закусочных. Девушка-официантка общалась только на казахском, но нашего словарного запаса вполне хватило, чтоб объясниться и понять: в меню есть лишь рисовая похлебка и чай. У паломников объедаться не принято. Впрочем, после насыщенного впечатлениями дня, и рисовая похлебка показалась небесной манной. А еще очень хотелось начать осмотр достопримечательностей сразу же, но вечер был поздний, темнота - хоть глаз выколи, а сориентироваться в новой обстановке - довольно сложно. Так что засыпали мы уже под громкие звуки ночных молитв, которые доносились из мавзолея. Зато ранним утром сразу же отправились к мавзолею и оказались единственными посетителями и экскурсоводами самим себе. Попавшийся на пути колодец, видимо, тоже считается здесь святым. О чем свидетельствовали множество монет, оставленных вокруг и предупреждающая надпись: "Воду не разливать!" Местные жители утверждают, что несколько глотков этой горько-соленой воды могут исцелить от многих болезней. В мавзолее не было ни души. Табличка гласила, что он построен в 12 веке, в 1907 году пережил реконструкцию. А еще то, что этот памятник охраняется государством. Мы снова подумали, что туристам перед такой поездкой все-таки заранее стоит позаботиться об информационной подготовке. Зато вход был абсолютно свободный. Один из залов мавзолея - действующий молитвенный. Другой - своего рода музей: с древними чашами, старинным изданием Корана, предметами обихода мусульманских святых. Отдельная комната представляет собой усыпальницу. У местных жителей это место считается святым, и потому около мавзолея расположилось настоящее мусульманское кладбище: с простыми памятниками советских времен, традиционными казахскими мазарами и даже целыми архитектурными сооружениями, как на могиле одного из похороненных здесь бывших министров КазССР. В общем, хочешь-не хочешь, но после такой экскурсии начинаешь думать обо всем исключительно с позиции вечности и как-то особенно ценить жизнь. Так что позже завтракали мы в юрте-чайхане с особенным удовольствием, тем более что хотелось еще успеть на раскопанный археологами древний Отрартау. Скучающие поблизости от гостиницы таксисты готовы были сразу же "подешевле" увезти хоть в Туркестан, хоть в Чимкент. А вот при слове "Отрар" разочарованно цокали языками и показывали друг на друга. В итоге, нам надоело уговаривать обнаглевших извозчиков, и мы решили отправиться туда пешком. Не сказать, чтобы особо прельщал трехкилометровый путь с коляской и детьми, но видимо в это путешествие над нами прочно закрепилась "антикризисная карма" и экономить получалось даже там, где совсем не хотелось. Впрочем, наша цель того действительно стоила. Издалека видневшийся холм оказался тем самым, легендарным Отраром. Понятно, почему местные жители всякий раз при его упоминании уважительно добавляют окончание "тау" (гора). Археологи пока успели раскопать малую часть огромного городища. Огромная табличка гласила, что перед нами памятник истории и культуры 1-18 веков. Город-крепость на полгода задержал у своих стен полчища Чингисхана, двигавшиеся в Среднюю Азию, на Древнюю Русь и Закавказье. Только с помощью предательства отдельной группы местной элиты монголам удалось ворваться в героический город. Однако, несмотря на разграбление и сожжение, он потом существовал вплоть до 18 века. Сейчас здесь организован государственный археологический заповедник-музей. Впрочем, мы здесь снова нигде не встретили ни одной живой души… Только заунывный печальный ветер и желтая порошковая пыль, покрывающая все вокруг. От нее мы сами вскоре стали похожи на какие-то исторические экспонаты. В таких местах особенно чувствуешь Время. А еще становится по-настоящему стыдно за пропущенные в школе уроки истории, и оживают услышанные вполуха университетские лекции. Мы долго лазили по городищу, пытаясь угадать, какие люди ходили по этим улицам, о чем разговаривали женщины около колодца, и находился ли здесь базарчик или городской сквер. Даже дети как-то притихли и задумчиво ковырялись в серой глине, как заправские археологи. В тот же день мы успели вернуться домой в Чимкент, на автобусе из соседнего райцентра Шилде. Дорога нам снова обошлась в 1500 тенге. Около 1 000 тенге мы потратили на завтрак и обед вместе взятые, плюс удовольствие от холодного шубата и кумыса. Так что программа отдыха-максимум с затратами по минимуму нам действительно удалась. Осталось проверить сбудется ли загаданное там желание: еще раз так же, пожалуйста!
Загрузка...