Опубликовано: 1033

Аналитический рынок в Казахстане: сегодня и завтра

Аналитический рынок в Казахстане: сегодня и завтра

В настоящее время на аналитическом рынке Казахстана отсутствует независимая структура, способная на регулярной основе готовить материалы информационно-аналитического характера.

Это по многим причинам связано с финансовой составляющей. Существующие организации работают в данном направлении только эпизодически. Так в 2005 году на казахстанском аналитическом рынке не было отмечено сколько-нибудь значимой продукции, способной претендовать на звание аналитики. Большинство материалов, сборников, бюллетеней, журналов в своей массе носят научно-публицистический характер, не претендующий на качественную аналитику. Вследствие чего в настоящее время на казахстанском рынке ощущается острый недостаток аналитической продукции. "Информационный голод" в данном направлении на себе ощущают следующие виды организаций и учреждений: международные организации, не респонденты Республики Казахстан; дипломатические миссии, аккредитованные в Республике Казахстан; представительства международных организаций; общественно-политические объединения; коммерческие организации, представленные на казахстанском рынке; финансово-промышленные группы как отечественные, так и зарубежные; отдельные политические деятели; государственные структуры; В данном случае под государственными органами понимаются Аппарат Президента Республики Казахстан, Совет Безопасности РК, МИД РК, МВД РК, КНБ РК, комитеты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, акиматы областей и крупных городов. При том, что востребованность в аналитической продукции на сегодня является значительной, многие потенциальные заказчики не активизируют свои действия в направлении поиска постоянного источника/изготовителя аналитической продукции. В настоящее время наиболее актуальными темами на казахстанском рынке являются: 1. В международном секторе: a. Региональная безопасность; b. Межгосударственные объединения, c. Международные организации; d. Создание транснациональных организаций на коммерческой основе; e. Религиозный экстремизм; f. Ситуация на Ближнем Востоке (иранский вопрос и др. актуальные аспекты); g. Наркотрафик; h. Пограничные вопросы; i. Энергетические вопросы; j. Взаимоотношения со странами ближнего/дальнего зарубежья; k. Деятельность Китая, США, России в Центральной Азии; l. Каспийский регион. 2. Во внутренней политике: a. партийное строительство; b. предстоящие выборы в парламент Казахстана; c. ротация кадров на высшем уровне; d. деятельность общественно-политических объединений; e. конфликты между правоохранительными органами и коммерческими организациями; f. анализ законодательных актов через призму их влияния на общественность республики; g. социальная политика; h. вопросы экономического развития в региональном и общереспубликанском масштабах; i. деятельность оппозиции (оппозиция/власть); j. формирование институтов гражданского общества; k. религиозный аспект; l. экономическое развитие республики; m. социальный блок; n. изучение уровня жизни населения (потребительская корзина, МРП и т.д.) В то же время только ограниченное количество организаций, работающих в Казахстане в данных направлениях, могут представить качественный анализ по тому или иному аспекту для нуждающихся министерств, ведомств и др. государственных учреждений. Принимая во внимание наличие в государственной системе научно-исследовательских подразделений и аналитических структур можно предположить существующее частичное удовлетворение спроса на продукцию, носящую информационно-аналитический характер. Но нужно понимать, что любое подразделение, функционирующее в рамках государственных институтов и финансируемое из государственного бюджета, а также принадлежащее тому или иному ведомству имеет ряд ограничений, которые не позволяют на качественном уровне производить аналитическую продукцию. Срабатывают два фактора: 1. Психологический аспект То есть принадлежность к государственному учреждению мешает руководителям аналитических организаций разрабатывать материалы на уровне без оглядки на позицию и реакцию руководства, которое курирует данное заведение. 2. Кадровый аспект Из-за низкой заработной платы эксперты, зарекомендовавшие себя в казахстанском экспертном сообществе, выбирают профильную работу, которая оплачивается на несколько порядков выше. В результате чего, государственные структуры теряют профессиональные кадры и, как следствие, профессионально подготовленные материалы аналитического и информационно-аналитического характера. Поэтому наблюдается картина, которая для многих государственных структур является удручающей. Оставшиеся кадры в аналитических структурах находящихся под патронажем государственных органов представляют своим "кураторам" материалы низкого уровня, которые вдобавок ко всему имеют тенденцию сглаживания действительно существующей ситуации по тому или другому периметру изучающихся проблем. В итоге заказчик не только не получает качественной аналитической продукции, но и не владеет информацией о действительном положении дел в той или иной отрасли. В результате принимаемые решения по многим параметрам не являются эффективными, а иногда и носят противоречивый характер по отношению к существующим реалиям. Вполне вероятно, что негосударственные организации, занимающиеся разработкой и исследованиям по интересующей теме (в составе которых находятся профессиональные кадры, которые из-за низкой заработной платы перешли из госсектора в неправительственный), могли бы представлять качественные материалы, которые не страдали бы своей лояльностью к "кураторам" и выдавали бы информацию, отображающую существующую реальность независимо и не опасаясь за реакцию со стороны заказчика. Правда, возникает закономерный вопрос: а нужны ли качественные материалы или вполне достаточно той продукции, которая выдает заказчику желаемое за действительное?
Загрузка...