Опубликовано: 1707

Алматы и кризис: первые итоги

Алматы и кризис: первые итоги

На днях аким Алматы А. Есимов на совещании в южной столице подвел предварительные итоги социально-экономического развития города за январь-апрель 2009 года.

Четыре месяца - это треть года и они тем более интересны, что дают представление об эффективности выбранной стратегии в борьбе с кризисом в самом большом городе страны. В Алматы и области живет значительная часть населения страны, здесь сосредоточены огромные финансовые, предпринимательские и интеллектуальные ресурсы. Так что подведение первых итогов может стать важным индикатором для всей страны. Итак, с чем же пришел город к концу первых четырех месяцев 2009 года? Несмотря на общий для всей страны спад деловой активности, бюджет города в этом году составляет 223 млрд. тенге, что на 8 млрд. тенге выше, чем в прошлом. Анализ выполнения антикризисной программы показал, что из предусмотренных на текущий период средств в 95,5 млрд. тенге освоено 20,3 млрд. тенге или 21,2%. При этом уплачено налогов на сумму более 1 млрд. тенге или 9% от плана. Создано 8,1 тысяч рабочих мест или 54% от намеченного. Здесь больше всего тревожит значительный спад налоговых поступлений - казна недобирает огромные суммы. Это может весьма негативно сказаться на будущем бюджете города, что особенно важно, поскольку в середине 2010 года, по оценкам многих экономистов, мировая экономика может начать возрождаться. И прийти к этому моменту с пустым карманом - значит затянуть кризис еще на год-два. А. Есимов в своем выступлении подчеркнул, что в городе не сокращена ни одна социальная программа, положено начало реализации Дорожной карты, в частности, при освоении средств в сумме 947 млн. тенге по обеспечению санитарии города, создано 1400 рабочих мест и уплачено порядка 30 млн. тенге налогов. Ситуация на рынке труда характеризуется ростом числа работников, занятых в неполное рабочее время; отправленных в вынужденные отпуска; увеличением объемов увольнений рабочей силы из-за сокращения рабочих мест. Такие процессы наблюдаются во всех сферах экономической деятельности. В целях реализации Дорожной карты разработаны сценарии возможного высвобождения работников, создания рабочих мест и занятости в разрезе отраслей экономики и районов города. Всего городской антикризисной программой предусмотрено к реализации 81 мероприятие. По состоянию на 1 мая 2009 года исполнено - 24 мероприятия, находится в стадии исполнения - 46 , не исполнено - 11. В целом по разделу антикризисной программы "Мониторинг и анализ расходов бюджета 2009 года" должен быть получен социальный эффект в виде создания 14,9 тыс. рабочих мест, уплаты 11,6 млрд. тенге налогов и обеспечения казахстанского содержания 70-100 %. Фактически по итогам четырех месяцев 2009 года создано 8,1 тыс. рабочих мест, уплачено налогов 1013 млн. тенге, обеспечено казахстанское содержание в оплате труда - 100 %, в использовании материалов и оборудования - 45-50 %. По программе на госзакупки в 2009 г. планируется направить 95, 5 млрд. тенге. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2009 года № 264 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию" в городе в 2009 году планируется создать 6254 социальных рабочих мест; на оплату труда занятых на социальных рабочих местах из республиканского бюджета выделено 561,6 млн. тенге. Анализ деятельности промышленных предприятий за январь-апрель 2009 года показал, что в январе-апреле 2009 года к уровню января-апреля 2008 года индекс физического объема промышленного производства составил 80,4%. Снижение производства по городу идет, и значительное. И избежать этого, по объективным причинам, обусловленным кризисом, невозможно. Весь вопрос в том, чтобы смягчить, снизить негативные последствия от такого снижения для горожан, уменьшить социальную напряженность на рынке труда. За отчетный период в городе произведено промышленной продукции (включая малые, подсобные предприятия, сектор домашних хозяйств) в действующих ценах на 101,0 млрд. тенге, в том числе по нефинансовому сектору промышленности (без учета сектора домашних хозяйств) - на 100,0 млрд. тенге, что на 19,7% меньше, чем в январе-апреле 2008 года. В апреле текущего года выпущено продукции на 25,0 млрд. тенге, что на 39,6% меньше соответствующего месяца 2008 года. Индекс физического объема к марту текущего года составил 95,9%. Уровень и объем промышленного производства в городе определяет развитие обрабатывающей промышленности, на долю которой приходится 82,5% общего объема произведенной продукции. В отчетном периоде, по сравнению с январем-апрелем прошлого года, индекс физического объема составил 87,8%. Это, в общем, неплохо - результаты могли быть гораздо слабее. Анализ освоения средств, выделенных для субъектов малого и среднего бизнеса (III транш) показал: по состоянию на 15 мая сего года по г. Алматы в рамках III транша освоено 37,2 млрд. тенге, это составляет 390 заемщика, что в общем объеме освоенных средств по Республике составляет 32,1%, из них 257 заемщикам выделено 20,2 млрд.тенге на рефинансирование. Конечно, хотелось бы, чтобы большинство заемщиков расходовали эти средства на новые проекты, но "не до жиру - быть бы живу"… Хорошо, если рефинансирование позволит им оставаться на плаву, не закрываться и не увеличивать тем самым число безработных. При улучшении общей экономической ситуации малый и средний бизнес будет активизироваться в первую очередь, так что сегодняшняя финансовая поддержка обязательно благотворно отзовется в будущем. За истекшую последнюю неделю сумма освоенных средств банками по г. Алматы увеличилась на 7,6 млрд. тенге, с ростом числа заемщиков на 90 субъектов. В разрезе отраслей больше всего займов приходится на торговлю 45,4% (177 заемщика) и услуги 37,4% (146 заемщиков), далее на промышленность 10,7% (42 заемщика), строительство 2,6% (10 заемщиков), сельское хозяйство 1,8% (7 заемщиков), транспорт и связь 2,1% (8 заемщиков). Здесь особенно печальные размышления вызывает ситуация со строительством, отраслью, которая прежде давала десятки тысяч рабочих мест и была настоящим "локомотивом" экономики не только города, но и всей страны. Сегодня сотни объектов строительства стоят, работа замерла, и предприниматели не готовы вкладывать в нее средства. Тревожно и то, что бизнес мало идет в транспорт и связь - отрасли, связанные с высокими технологиями. Это может негативно сказаться на их дальнейшем развитии. Аким поднял острый вопрос о госзакупках: администраторы бюджетных программ часто не исполняют взятые на себя обязательства по проведению запланированных государственных закупок товаров, работ и услуг. А. Есимов высказал жесткую критику в адрес администраторов и поручил разобраться с причинами несостоявшихся тендеров, вплоть до освобождения от занимаемых должностей ответственных лиц. По итогам заседания аким города обратил внимание своих заместителей, акимов районов, всех руководителей государственных органов на то, что концентрация всех усилий должна быть направлена, в первую очередь, на борьбу с безработицей, социальную защиту населения, поддержку МСБ путем безусловной реализации Антикризисной программы и Дорожной карты. "Особое внимание обращаю на создание рабочих мест. Поэтому взятые обязательства по созданию рабочих мест в рамках данных документов мы должны выполнить. Кто выигрывает конкурсы, но не выполняет обязательства по созданию рабочих мест - тех безжалостно вносить в реестр недобросовестных поставщиков", - подчеркнул А. Есимов. В целом по итогам прошедших четырех месяцев можно сделать вывод: экономическое и социальное развитие южной столицы продолжается, несмотря на трудности. Активная позиция государства и местной власти помогает в значительной мере компенсировать потери от снижения деловой активности. Все могло быть еще хуже. Фото с сайта cda.aidan-us.kz
Загрузка...