Опубликовано: 3800

Аккорды Актюбинска

Аккорды Актюбинска

Мы привыкли давать регионам короткие характеристики. Южный Казахстан - житница, Центральный - кузница. Здравница - не понятно где.

А на востоке - интеллектуальные ресурсы. Так повелось, что практически все известные дореволюционные деятели культуры и искусства вышли с востока. Зато запад - кладезь полезных ископаемых. Что это: дань времени или пережиток советского прошлого? Как бы там ни было, на самом деле богат и славен этот регион и талантливыми людьми. В эти дни в Актюбинске открылся первый областной детский классический фестиваль. По словам главного специалиста областного управления культуры Раисы Кумпаковой, участники фестиваля "Жастар-2004" будут состязаться в шести номинациях: конкурс пианистов, скрипачей, юных художников, танцоров и вокалистов классического жанра. Возраст конкурсантов от 10 до 15 лет. Всего в фестивале принимают участие 200 детей из всех районов области. Юные пианисты и скрипачи, а также вокалисты будут состязаться на сценах городских музыкальных школ. Выступление хореографических коллективов пройдет в областном доме народного творчества. Но знают ли многие из них, да и остальные казахстанцы, каких талантливых людей искусства подарила Казахстану актюбинская земля? В жизни казаха музыка занимала особое место. С ней в аул приходила и радость и горе, с помощью нее выражали мысли и чувства, она лечила раны и успокаивала душу. Ни один праздник не обходится без нее, и, пожалуй, чуть ли не каждый ребенок умел играть хоть на одном инструменте. В казахском ауле было столько же талантливых певцов, композиторов и поэтов, сколько отличных наездников и воинов. Однако сейчас не многие могут похвастаться тем, что знают названия инструментов, историю кюев, древние аккорды. Кожа-Ахмет Хасен Каримжанулы, директор Республиканского музея народных музыкальных инструментов имени Ыхласа, композитор, член союза писателей Казахстана, утверждает, что Западный Казахстан - колыбель отечественной музыки. "Западный регион дал Казахстану много музыкальных людей. В первой половине XIX века в именно там творили композиторы-кюйши Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан, чьи произведения дошли до наших времен. Они подготовили почву для возникновения таких гениев, как Курмангазы и Даулеткерей. В северо-западном Казахстане были широко известны имена таких кюйши, как Тореш, Орынбай, Усен. Я не могу так просто разделить Казахстан на "музыкальные" регионы. Все относительно, и в музыке тоже. Все перемешивалось и изменялось, и в результате получилось красивое музыкальное многообразие. И в этой палитре Актюбинск играет свою немаловажную роль, однако и без других красок цвет был бы уже не таким насыщенным". Алматинский музей народных музыкальных инструментов имеет в своем арсенале многое на чем играли западные гении. Инструменты по названию одинаковые, но совершенно разные по форме. Именно в этом и заключается главное отличие. "Форма домбры Западного Казахстана отличается от домбры Сары-Арки, то есть Семипалатинска, и Южного Казахстана. Ударные инструменты также. Единственное исключение составляет гармоника, хотя и называют ее сырнай. Она пришла в Россию из Германии, а уж потом появилась у нас. И распространен этот инструмент был не так широко. Крупные казахские композиторы-гармонисты жили в Семипалатинске, Павлодаре, Караганде. В Западном Казахстане скорее можно отметить развитие инструментальной музыки, преимущественно домбровой. Та или иная форма инструмента зависела целиком от мастера, который его изготовлял. И как мастер задумал этот инструмент, так он его и передал. Много разнообразных форм можно наблюдать среди ударных инструментов. Однако если посмотреть по музыкальной карте нашего музея, в Актюбинской области встречаются только круглые формы. Форма домбры была такой, как у Ахмета Жубанова, композитора, который родился в Актюбинской области. Домбра Махамбета имеет слегка округлую форму. Домбра Курмангазы такая же". Западный Казахстан дал казахской музыке не только талантливых людей и новаторство по части формы инструментов. Он также принес новое в сам стиль музыки. Хасен Каримжанулы говорит, что в Западном Казахстане два жанра - песенный, мелодичный, музыкальный и терме, больше ораторский - сошлись воедино. "В этом плане Запад очень богат. Такие композиторы, как Мухит Мералиев, писали песни в стиле, очень похожем на аркинский. Было также много жырау, сказителей. Они устраивали айтысы и состязались в мастерстве словесном - кто более меток, остр и иносказателен в речи. Аккомпанементом была домбра, но музыка служила только фоном. На такие состязания люди шли наслаждаться игрой слов под музыку, а не музыкой со словами. Это большая разница". Однако не вся музыкальная жизнь протекала мелодично. Многих композиторов подвергали гонениям, репрессировали. Многие из них вернувшись из ссылок, навсегда переставали играть и писать, и даже запрещали своим талантливым детям. Одной из таких пострадавших стала семья знаменитого музыканта Западного Казахстана Камбара Медетова. О музыке западного Казахстана и талантливом музыканте рассказывает его внучка, Бердыбаева Айжан Рахманкуловна, заведующая кафедрой народной музыки Казахской Государственной Консерватории им. Жамбыла. "На мой взгляд, невозможно говорить о современных композиторах и деятелях культуры Актюбинска вне рассмотрения истоков этого региона. Он очень богат национальными музыкальными традициями. Если говорить об инструментальной музыке, то ее начало уходит корнями в глубокую древность. В актюбинской области есть памятник сыну Асана-Кайгы, легендарного жырау XIII-XIV веков. Если даже начать с Асана-Кайгы, то сколько веков можно уже насчитать?! Сейчас сильно активизирована работа археологов в этом районе. Возможно, будут находки. Это подтвердит еще более древние корни музыкальных традиций. Если говорить о композиторах, начнем с XIX века. Это время дало Казахстану таких кюйши как Арынгазы, Усен-торе, Казангап. Певцы, которые создали такую традицию высокопрофессионального искусства. К примеру, Сары Батаков. Он считается основоположником западно-казахстанской устно-профессиональной песни. Большинство его песен, записанных в XX годы Затаевичем, были сообщены потомками самого знаменитого Мухита, которые жили в Актюбинской области. Традиция Мухита популярна во всем Западном Казахстане. Нельзя не упомянуть известного композитора и певца Кызыла. Его имя было известно, но самим творчеством ученые глубоко не занимались. В 2000 году лаборатория консерватории организовала экспедицию, в которую входили наши музыковеды, они объездили несколько районов и записали песни Кызыла. Это регион, где высокого уровня достигла эпическая традиция. В книге Затаевича "1000 песен казахского народа" упоминается имя Акимгерея Кустанова. Он был эпическим сказителем с одной стороны, с другой стороны - акыном. Был знатоком классического эпического наследия. Али Курманов входил в состав участников оркестра казахских национальных инструментов имени КазЦИКа. Родился в Шалкарском районе Актюбинской области в 1901 году. В большей степени пропагандировал репертуар западных певцов и композиторов. Большой вклад в развитие музыкальной культуры западного региона внесла Гульнафиз Баязитова. Она была первой исполнительницей на прима-кобызе. В свое время тоже была принята в оркестр казахских национальных инструментов имени КазЦИКа. Такова плеяда творческих людей, которые жили в Актюбинской области. Западный Казахстан отличался устоявшимися четкими музыкальными традициями. В Актюбинской области были очень сильны традиции инструментального исполнительства. К примеру, если говорить о хане Арынгазы, потомке Абулхаир-хана, о Даулет Керее. Все они основатели инструментального исполнительства. Продолжили их традиции в XX веке многие музыканты. Известным был Казангап. Великий кюйши. В этом году Актюбинскаяй область как раз отмечает его 150-летие. Большой вклад в дело Казангапа внес Садуакас Балмагамбетов. За талант его называли "живой Казангап". К сожалению, 2-3 года назад он ушел от нас. О нем издана книга, куда вошли кюи Казангапа в его интерпретации и собственные сочинения. Прославился он благодаря интерпретации кюев Казангапа. Среди них большую популярность получили те, что посвящены его возлюбленной Болжан. "Семнадцатилетняя Болжан", "Шестнадцатилетняя Болжан" и даже, как показали материалы нашей экспедиции, "Пятидесятипятилетняя Болжан". Так получилось, он полюбил эту девушку. Они условились, что Казангап приедет к ней, посватается и заберет с собой. В то время жила она в Каракалпакии. Однако приехать, как обещал, он не смог. Дома родители сосватали за него дочь уважаемого человека, и он не посмел пойти против их воли. Через некоторое время его супруга умерла. Казангап решил вернуться и снова просить руки своей Болжан. Но когда он приехал, оказалось, ее провожали замуж. Вместе со свадебным поездом близкие поехали в аул жениха. Там около месяца шли празднества. Во время них Казангап играл свою музыку. Последний кюй он исполнил, не называя его. Он хотел, чтобы жители аула сами назвали его. Многие стали предлагать названия, но так и не смогли выразить всей полноты. Тогда Болжан попросила слово и сказала: "Пришло время проститься. Дай мне разрешение уехать?". Под таким названием кюй живет по сей день", - говорит Айжан Рахманкуловна. Знаменитый музыкант Ахмет Жубанов - тоже из западного Казахстана. Его домбра занимает почетное место в музее народных инструментов в Алматы. Многое из того, что написал он, не под силу исполнить простому музыканту физически. В 1932 году, когда по требованию правительства был отозван из Ленинградской консерватории, написал музыкальную азбуку. Затем в середине 30-х годов - очерк о Курмангазы. Ахмет Жубанов заложил основу дальнейших исследований, только после его работ музыковеды стали изучать многочисленные персоналии казахской музыки. Его симфоническая поэма "Абай" 40-х годов длительностью в пять часов стала данью великому писателю. В соавторстве с Латифом Хамеди он написал одноименную оперу. Возглавлял сектор музыки в Академии наук, подготовил 20 песен для издания сборника о песнях регионов СССР. Многие труды академика не были изданы при жизни, однако благодаря его дочери Газизе Жубановой все-таки увидели свет. Камбар Медетов, дед по материнской линии Бердыбаевой Айжан Рахманкуловны, заведующей кафедрой народной музыки Казахской Государственной Консерватории им. Жамбыла, - знаменитая в Актюбинске личность. В 2000 году в Мартукском районе Актюбинской области состоялось празднование 100-летия со дня его рождения. Внучка вспоминает и о нем: "Моей маме было 3 года, когда Камбара Медетова репрессировали. В 1942 году он умер. Но о том, что он умер, мы узнали только после реабилитации в 1956 году. Только после XX съезда ЦК КПСС правда стала доступной. Мы посылали множество запросов, 2 дочери искали своего отца, но ничего не смогли узнать до съезда. Потом пришло письмо, в котором говорилось, что он умер давно. Несмотря на это незнание образ отца, имя отца всегда было с ними. Судьба у моей мамы, ее сестры и их маленького брата была нелегкая. Семьи врагов народа выгонялись из квартиры, постоянно переезжали с места на место, жили по месяцу, пока не выгонят. Брат моей мамы заболел воспалением легких и умер. Две сестры, музыкально одаренные, пострадали от страха возможных репрессий. Мать и бабушка с дедушкой не разрешили им заниматься музыкой, опасаясь преследования. В то время были очень распространены доносы. Камбар Медетов был арестован именно так. Людская зависть из-за того, что он был блистательным кюйши, музыкантом, причинила много бед. Мой дед был очень образованным человеком, учился на юридических курсах в Оренбурге, у него была собственная юридическая практика, кроме того он заведовал детским домом. Из района Жайсан, что на границе Актюбинской и Оренбургской областей, переехала семья Камбара Медетова в Алма-Ату в конце 30-х годов. Здесь он познакомился с Ахметом Жубановым, который пригласил его к себе в мастерскую по проверке правильности звучания новых инструментов в качестве эксперта. На базе мастерской со временем был создан оркестр. Камбар Медетов играл на скрипке, мандолине. Он известен как блистательный исполнитель кюя "Аксак-Кулан". Пошел этот кюй от знаменитой легенды, которая берет свое начало в XIII веке. Она о старшем сыне Чингис-хана. Он погиб, и никто не мог сообщить хану об этой страшной вести. Пока один музыкант не решился сыграть музыку на домбре. Сраженный горестной вестью, Чингис-хан приказал залить горло домбры свинцом. И таким образом она спасла музыканту жизнь. В 30-е годы Кудайберген Жубанов, брат Ахмета Жубанова, написал статью о казахском кюе. В ней он обозначил пять направлений, по которым должно развиваться кюеведение. Кроме того, он говорит о том, что существует как минимум три версии исполнения кюя "Аксак-Кулан", но самая совершенная из них - версия Камбара Медетова. До него кюй исполняли в основном как рассказ фрагмента легенды, после - музыкальное сопровождение, опять фрагмент, снова музыкальная иллюстрация. Камбар же создал из кюя единое цельное музыкально-лирическое произведение". Музыкальные традиции Казахстана уходят в века. Остаются жить лишь стереотипы. Люди теряют свою историю. Уже не помнят музыки и не знают лиц, ее исполнявших. Музейные полки покрылись слоем пыли, а дети проигрывают деньги "на завтрак" в многочисленных игровых автоматах, вместо того, чтобы за 20 тенге узнать свою историю. Музей народных музыкальных инструментов открылся в апреле 1981 года. Все 9 его залов наполнены звуками музыки, 525 инструментов пылятся в запаснике, в фонде хранятся рукописи, ноты казахских народных песен и кюев. Один зал в музее особенный. В нем собраны инструменты, принадлежащие великим людям - композиторам, певцам. Среди них много инструментов, принадлежащих уроженцам Западного Казахстана, к примеру, знаменитая домбра Ахмета Жубанова. "К сожалению, не много молодежи сейчас интересуется историей мелодий своей родины", - с грустью говорит Хасен Каримжанулы. Однако он надеется, что однажды все изменится.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи